Управление активными операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

На сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что ссудные операции являются основными операциями российских кредитных организаций, причем их доля в структуре активов банковского сектора постоянно увеличивается. Удельный вес инвестиционных операций (ценные бумаги) имеет тенденцию к сокращению, однако они занимают постоянное второе место.

Содержание

Глава 1. Сущность и цели процесса управления активами. 1

Глава 2. Мировая банковская практика управления активами (три метода). 7

§ 1. Общий метод распределения средств (общий фонд средств) 7

§ 2. Распределение активов (конверсия средств) 11

§ 3. Научный метод. 15

Глава 3. Характеристика и классификация управления ссудными и фондовыми операциями. 18

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная БММ.docx

— 151.79 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине

«Банковский менеджмент и маркетинг»

Тема № 7: «Управление активными операциями» 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и цели процесса управления активами.                 1 

Глава 2. Мировая банковская практика управления активами (три метода). 7

§ 1. Общий  метод распределения средств (общий фонд средств)                  7

§ 2. Распределение активов (конверсия средств)                                           11

§ 3. Научный  метод.                                                                                      15

Глава 3. Характеристика и классификация управления ссудными и фондовыми операциями.                                                                                18

Список  литературы.                                                                                      26

 

    Глава 1. Сущность и цели процесса управления активами.

    На  сегодня можно с большой долей  уверенности сказать, что ссудные  операции являются основными операциями российских кредитных организаций, причем их доля в структуре активов  банковского сектора постоянно  увеличивается. Удельный вес инвестиционных операций (ценные бумаги) имеет тенденцию  к сокращению, однако они занимают постоянное второе место. Доля денежных и приравненных к ним средств (остатки на корреспондентском счете  в Банке России, денежные средства кредитной организации, остатки  на счетах НОСТРО) колеблется и имеет  тенденцию к сокращению, что расширяет  возможности банков по получению  дополнительных доходов. Одной из главных задач в системе управления коммерческого банка является обеспечение рациональной структуры активов по ликвидности, доходу и риску. Это достигается посредством управления активами. 1

    Осуществляемое  в рамках маркетинга управление активами представляет рационализацию путей  и порядка размещения   привлеченных   банком   средств.   Очевидным  решением проблемы эффективного использования  денежных средств, является «покупка» такого рода активов (предоставление ссуд и инвестиций), которые могут принести наивысший доход при уровне риска,  на который готово пойти руководство банка. В то же время управление фондами в коммерческих банках осложняется целым рядом факторов. Прежде всего, банки должны осуществлять размещение средств в строгом соответствии с законами и предписаниями органов контроля, это может быть, например, положение, обязывающее банки хранить определенную долю депозитов в форме наличных денег или запрещение инвестировать средства в обычные акции промышленных корпораций. Далее,   отношения  между  банками  и их   клиентами   по   ссудам   и   вкладам   строятся   на основе доверия и помощи. Наконец, держатели акций коммерческого банка, подобно всем прочим инвесторам, рассчитывают на норму доходности, соответствующую инвестиционному риску, и сравнимую по величине с  прибылью от аналогичных инвестиций.

    Подавляющая часть привлеченных банком средств  подлежит оплате по требованию или  с очень коротким сроком уведомления. Вклады до востребования выплачиваются  по первому требованию вкладчика. Для  изъятия срочных и сберегательных вкладов требуется предварительное  уведомление, но, в целом, следует  рассматривать сберегательные вклады как подлежащие оплате по требованию. Поэтому первоочередным условием является обеспечение способности банка  удовлетворять требования вкладчиков (иными словами,  обеспечение ликвидности). Второе условие - наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите банковских клиентов. Предоставление кредита - основной вид коммерческой деятельности банка. Неспособность его удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли. Конфликт между ликвидностью и прибыльностью банка можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, банк ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков с сомнительной кредитоспособностью и сокращения неиспользуемых остатков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такого рода действия снижают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения спроса на кредит со  стороны давних клиентов.

    В практике используются различные методы определения компромисса между  требованиями ликвидности и прибыльности. Активы коммерческого банка можно  разделить на четыре основные категории: кассовая наличность и приравненные к ней средства, инвестиции в ценные бумаги; ссуды, здания и оборудование. В России управление активами заключается, главным образом, в размещении средств в рамках первых трех категорий. Вопросами вложения средств в здания и оборудование не приходится заниматься каждый день. Но когда подобные расходы планируются, следует, естественно, предусмотреть наличие достаточных денежных средств в соответствующие периоды.2

    Конфликт  между ликвидностью и прибыльностью  банка можно считать центральной  проблемой, которую он решает при  размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких  доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с  другой стороны, руководство банка  хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.

    Для большинства коммерческих банков спрос на ликвидные средства (S) возникает по двум причинам: из-за снятия клиентами денег со своих счетов и в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов. Еще одной из причин является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков. Для удовлетворения спроса банк может привлечь: поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и вклады на существующих счетах. Различные источники предложения ликвидных средств (P) и спроса определяют нетто-ликвидную позицию (N) банка:              

    N = P - S         

      Когда S>P, ожидается дефицит  ликвидных средств, в противном  случае – их излишек. 

    Спрос на ликвидные средства банка редко  бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь дело либо с дефицитом ликвидных средств, либо с их излишком.

    Как уже отмечалось, существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка.

    Большинство банков имеют несоответствие между  сроками погашения по активам  и по основным обязательствам. Другая проблема –  чувствительность банков к изменениям процентных ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение процентных ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие.3

    Таким образом, исходя из потребностей каждого  банка, его приоритетных направлений  развития, общеэкономической ситуации в целом, руководство выбирает методы управления активами

 

    Глава 2. Мировая банковская практика управления активами (три метода).

    Мировая практика выработала три основных метода управления активами: общий метод распределения средств (общий фонд средств); распределение активов (конверсия средств); научный метод.

    Простейшим  с точки зрения применения является метод, названный методом общего фонда средств. Многие банки широко используют данный метод, особенно в  периоды избытка денежных ресурсов. Внедрение второго метода - распределения  активов или конверсии средств - связано со стремлением преодолеть некоторые недостатки первого. Использование  третьего подхода обусловлено необходимостью применения современных научных  методов маркетингового управления и анализа, как правило, с применением  ЭВМ.  Какой бы отдельный метод или комбинация методов ни принимались банком в качестве модели размещения средств в различные активы, главным остается сохранение рационального соотношения риска и прибыльности между отдельными категориями активных операций и между отдельными видами кредитов и инвестиций внутри каждой категории.4

    § 1. Общий метод  распределения средств.

        Сущность первого метода в том, что из всех средств, собираемых путём пассивных операций, банк образует общий фонд, который размещается без учёта сроков вкладов пассивных операций. Банк собирает основные денежные источники в виде: акционерного капитала; вкладов до востребования; сберегательных вкладов. И на их основе создают общий фонд, который будет размещен в активных операциях. Эти размещения осуществляются по следующим статьям:

1. первичные  резервы:

    а) наличные деньги;

    б) чеки и другие платёжные средства в процессе инкассирования;

    в) счета в ЦБ;

    г) средства на корреспондентских счетах в других КБ.

2. вторичные  резервы, которые включает:

    а) государственные ценные бумаги;

    б) иные средства на ссудных  счетах;

    в) ссуды, выданные;

    г) ценные бумаги частных компаний;

    д) здания и сооружения. 

Размещение  средств

Источники средств

 

Первичные резервы

Вклады до востребования

я

           

О б щ и й 

  ф о н д

с р е д с т в

Сберегатель-ные вклады

Вторичные резервы

Срочные вклады

 

Здания и сооружения

Ценные бумаги частных компаний

Ссуды

Акционерный капитал

Рис. 1. 
 
 
 

    Рис. 1. Общий  метод распределения средств 

    коммерческого банка.

    Общий метод даёт самые общие приоритеты распределения средств. (См. рис.1) Этот метод считается рискованным, т.к. он может подорвать ликвидность банка. Однако этот метод применяют крупные банки, которые располагают значительными денежными ресурсами и поэтому могут не соблюдать сроки вкладов. Мелкие и средние банки не могут себе  позволить такое пропорциональное распределение средств, т.к. это чревато серьёзными последствиями.5 

    Таким образом, в основе данного метода лежит идея объединения всех ресурсов. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей. Указанный метод требует от банка равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Поэтому средства помещаются в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют данным принципам. Размещение средств осуществляется в соответствии с определенными приоритетами, назначение которых - помочь работникам оперативных отделов банка решить проблему сочетания ликвидности и прибыльности. Эти приоритеты показывают, какая часть каждого рубля из имеющихся у банка средств должна быть помещена в резервы первой или второй очереди, использована для ссуд и покупки ценных бумаг, чтобы это принесло предполагаемый доход.

    Задачей номер один при определении структуры  размещения средств является установление их доли, выделяемой в качестве первичного резерва. Эта категория активов  носит функциональный характер, она  не фигурирует в балансовых отчетах  коммерческих банков. Тем не менее, ей придается большое значение. В  первичные резервы включают те активы, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов  и удовлетворения заявок на кредиты. Это - главный источник ликвидности коммерческого банка. В большинстве случаев в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «Наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах в ЦБ, на корреспондентских счетах в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также другие платежные документы в процессе инкассирования. Необходимо отметить, что резервы первой очереди включают как обязательные резервы, служащие обеспечением обязательств по вкладам, так и остатки наличных денег, достаточные, по мнению руководства банка, для повседневных расчетов. На практике величину средств, включаемых в первичные резервы, определяют обычно на основе среднего для всех примерно одинаковых банков отношения наличных активов к сумме вкладов, или к сумме всех активов. Для нормально функционирующего коммерческого банка можно считать, что примерно 15% поступивших средств следует отложить в виде кассовой наличности, чтобы решить проблему резервов первой очереди.

Информация о работе Управление активными операциями