Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала .
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
Определение сущности и целей адаптации;
Выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;
Описание методики анализа и совершенствования управления адаптацией;
Разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;
Разработка перечня и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам на период адаптации;
Описание программ деловой оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть……….……………………………………………6
1.1 Сущность и виды адаптации персонала…………………………………..…6
1.2. Формы трудовой адаптации………………………………………………...8
1.3. Этапы адаптации……………………………………………………………..9
Глава 2. Методологическая часть..………………………………………...…...11
2.1 Особенности адаптации персонала……………………………………...….11
2.2 Адаптация персонала при приеме на работу……………………………...14
2.3. Адаптация молодых специалистов………………………………………...17
2.4. Функции и направления деятельности подразделений по управлению адаптацией………………………………………………………………………..19
Глава 3. Новые методики………………………………………………………..24
3.1. Организация эффективного управления адаптацией……………………..24
3.2.Программы адаптации………………………………………………………25
3.3. Оценка состояния работы по адаптации…………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………..42
Процесс адаптации крайне важен, и служба персонала организации должна уметь им управлять.
Прежде всего, не следует забывать,
что в системе управления персоналом
все взаимосвязано. Так, адаптация сотрудников
связана с системой найма персонала. Ведь
в идеале об адаптации следует задуматься
еще до найма сотрудников, что подразумевает
выработку четко определенных критериев
отбора будущих работников и учет не только
соответствия человека должности, но и
организации в целом. Кроме того, адаптация
напрямую связана с оценкой персонала
и позволяет определить основные мотивирующие
факторы новых сотрудников, включить их
в процесс ротации кадров, а также оценить
для них перспективы карьерного роста.
Не стоит также забывать, что адаптация
составляет единое целое с процессом прохождения
сотрудником испытательного срока и дальнейшими
трудовыми отношениями в компании. Поэтому
очень важно соблюсти юридическую грамотность
при оформлении внутренних нормативных
документов, связанных с должностными
обязанностями и условиями испытательного
срока. Ведь неудовлетворительные итоги
работы на первом этапе могут привести
к увольнению сотрудника по соответствующему
Начинать необходимо с выработки единых
стандартов процедуры оценки новых сотрудников.
Подобные стандарты
могут включать в себя:
- критерии оценки работы новых сотрудников
по прошествии испытательного срока
-единую процедуру оценки новых сотрудников,
например, определение круга должностных лиц,
дающих заключение о прохождении испытательного
срока, разработку стандартных бланков
оценки работы сотрудника, определение
итоговой процедуры по завершении испытательного
срока – зачет, тестирование и так далее;
-типовой план мероприятий, необходимых
для адаптации работника;
-составление индивидуального плана работы
на испытательный срок.
Для документального закрепления адаптационных
и оценочных стандартов также целесообразно
разработать с учетом специфики вашей
компании такие локальные нормативные
документы, как «Положение по адаптации
новых сотрудников» или «Инструкцию по
введению в должность».
Система адаптации для разных категорий
работников будет отличаться. На систему
адаптации влияют и другие факторы, такие,
например, как наличие опыта и стажа работы.
Адаптация молодых специалистов будет
отличаться от адаптации сотрудников
с опытом: у первых этот процесс более
длителен и требует повышенного внимания.
Кроме того, нельзя не учитывать и индивидуальные
особенности людей. Уже сама по себе смена
работы для любого человека – своеобразный
стресс, только вот воспринимается он
разными людьми неодинаково. В идеале
задача работодателя –построить индивидуальную
программу адаптации для каждого нового
сотрудника. На практике такая задача
трудновыполнима, поскольку у компании
часто нет необходимых финансовых и организационных
возможностей. Компромиссом в этом случае
будет программа адаптации, состоящая
из двух частей – общей и индивидуальной.
Общая часть рассчитана на всех сотрудников компании
без исключения. Индивидуальная часть
– на определенную группу, с корректировкой,
если возникает необходимость, для каждого
отдельного сотрудника.
После выработки единых стандартов адаптации
целесообразно провести опрос руководителей
функциональных подразделений компании
для того, чтобы определить, какую информацию
необходимо предоставить каждой группе
сотрудников для их наиболее эффективной
адаптации. После этого необходимо определить
форму ее донесения, подачи и использования.
Например, можно разработать «Памятку
нового сотрудника».
Подводя итоги, можно сказать, что Цель планирования адаптации сотрудника на рабочем месте заключается в создании предпосылок и условий для успешного освоения сотрудником основ рабочего процесса своего рабочего места, отдела и предприятия в целом и способности эффективно выполнять свои обязанности.
Таким образом, от того, как будет поставлена система адаптации персонала в организации, в дальнейшем будет зависеть, насколько эффективно будет работать сотрудник, насколько будет возможным использовать его потенциал в правильном направлении.
Адаптация персонала – первичный и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с.
2. Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
3. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
4. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / . Н. В. Володина. - Изд. ЭКСМО. 2008. – 127 с.
5. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.
6. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов / . А. П. Егоршин, 5-е изд., доп и перераб. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.
7. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. – (Профессиональное образование).
8. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
9. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 20011. – 328 с.
10. Управление персоналом организации/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. – 638 с.
11. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с.
12. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.
1 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 85 с.
2 Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 338 с.
3 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 182 с.
4 Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов / . А. П. Егоршин, 5-е изд., доп и перераб. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 351 с.
5 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.