Управление адаптацией работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка системы адаптации персонала .
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
Определение сущности и целей адаптации;
Выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;
Описание методики анализа и совершенствования управления адаптацией;
Разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;
Разработка перечня и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам на период адаптации;
Описание программ деловой оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть……….……………………………………………6
1.1 Сущность и виды адаптации персонала…………………………………..…6
1.2. Формы трудовой адаптации………………………………………………...8
1.3. Этапы адаптации……………………………………………………………..9
Глава 2. Методологическая часть..………………………………………...…...11
2.1 Особенности адаптации персонала……………………………………...….11
2.2 Адаптация персонала при приеме на работу……………………………...14
2.3. Адаптация молодых специалистов………………………………………...17
2.4. Функции и направления деятельности подразделений по управлению адаптацией………………………………………………………………………..19
Глава 3. Новые методики………………………………………………………..24
3.1. Организация эффективного управления адаптацией……………………..24
3.2.Программы адаптации………………………………………………………25
3.3. Оценка состояния работы по адаптации…………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

КР Управление персоналом.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при  ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: «Управление адаптацией работников».

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса,

заочной формы обучения, специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

Руководитель:

 

Балаково 2012 г.

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая  часть……….……………………………………………6

1.1 Сущность и виды адаптации персонала…………………………………..…6

1.2. Формы трудовой  адаптации………………………………………………...8

1.3. Этапы адаптации……………………………………………………………..9

Глава 2. Методологическая часть..………………………………………...…...11

2.1 Особенности адаптации персонала……………………………………...….11

2.2 Адаптация  персонала при приеме на работу……………………………...14

2.3. Адаптация молодых специалистов………………………………………...17

2.4. Функции и направления  деятельности подразделений по  управлению адаптацией………………………………………………………………………..19

Глава 3. Новые методики………………………………………………………..24

3.1. Организация эффективного управления адаптацией……………………..24

3.2.Программы адаптации………………………………………………………25

3.3. Оценка состояния  работы по адаптации…………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………..42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли человеческого фактора в управлении социально-экономическими системами. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Важность мероприятий по адаптации  работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких  важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя; вхождение работника в коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, которые испытывает новый работник.  Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.

Обьектом исследования в данной работе является система адаптации персонала. 

Цель  исследования – оценка системы адаптации  персонала .

В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:

Определение сущности и целей адаптации;

Выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;

Описание методики анализа  и совершенствования управления адаптацией;

Разработка конкретного  перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;

Разработка перечня  и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам  на период адаптации;

Описание программ деловой  оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации.

Предметом курсовой работы является система адаптации  персонала.

Система адаптации призвана решать вышеперечисленные  проблемы.

Проблема  адаптации персонала на предприятии  и ее влияние на эффективность  работы персонала в различных  аспектах рассматривалась в научных  публикациях Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова  В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., и других авторов.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

1.1 Сущность и виды  адаптации персонала

Трудовая адаптация  персонала - взаимное приспособление работника  и организации, основывающееся на постепенном  включении работника в процесс  производства в новых для него профессиональных, психо-физиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

Выделяют два направления  трудовой адаптации: первичную и  вторичную.

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Факторы и виды, влияющие на адаптацию:

- принципиальные  цели адаптации можно свести к  следующему:

уменьшение стартовых  издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует

дополнительных затрат;

- снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;

сокращение текучести  рабочей силы, так как если новички  чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Отметим, что в отечественных  организациях наблюдается не отработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:

-структурного закрепления  функций управления адаптацией  в системе управления организацией;

-организации технологии  процесса адаптации;

-организации информационного  обеспечения процесса адаптации.

Структурное закрепление  функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:

1. Выделение  соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в структуре системы  управления персоналом. Чаще всего  функции по управлению адаптацией  входят в состав подразделения  по обучению персонала.

2. Распределение  специалистов, занимающихся управлением  адаптацией, по производственным  подразделениям организации,

координации  их деятельности со стороны  службы управления персоналом.

3. Развитие наставничества, которое в последние годы в  отечественных организациях незаслуженно  забыто.

Задачами подразделения  или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются организация: семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников; использования метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнения разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовки замены при ротации кадров; проведения в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Информационное обеспечение  процесса адаптации заключается  в сборе и оценке показателей  ее уровня и длительности. Сбор и  обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

 

1.2. Формы трудовой  адаптации

Трудовая адаптация  персонала - взаимное приспособление работника  и организации, основывающееся на постепенном  включении работника в процесс  производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.1

Различают следующие формы адаптации персонала:

• испытательный срок продолжительностью от 3 до 6 месяцев, в  течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и «доводка» работника до необходимых требований модели рабочего места;

• адаптация молодых  специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых  он наби рает необходи-  ый производственный опыт и становится полноправным членом коллектива предприятия или организации;

• программа введения в должность руководящего работника  продолжи-тельностью    до  одного года, в течение которого он изучает внутрен-

ние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;

• наставничество и консультирование как форма руководства процессом  адаптации молодых рабочих и  специалистов со стороны опытных  руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками.

Показателем успешно  проведенного процесса адаптации персонала,

отбора  кандидатов и введения их в должность  является успешное выпол-

нение работы.

 

1.3. Этапы адаптации

Согласно учебному пособию "Управление персоналом" под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа. 

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы  адаптации. Если сотрудник имеет  не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже ему задач.  
      Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию.       Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации.  
      Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается  его включением в межличностные  отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.  
      Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала в организации.  
      Смена этапов вызывает трудности, называемые "адаптационные кризисы", поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного. 2 
    

Информация о работе Управление адаптацией работников