Управленческое консультирование: цели, способы, организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Под управленческим консультированием понимается профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций, заключающаяся в совместно вырабатываемых решениях на основе анализа существующих проблем функционирования или потенциала дальнейшего развития организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Цели управленческого консультирования
1.1. Классификация (типология) управленческого консультирования
1.2. Для чего нужен консультант
Глава 2. Способы управленческого консультирования
2.1. Способы управленческого консультирования
2.2. Модели и методы консультирования
Глава 3. Организация управленческого консультирования
3.1. Субъекты, причастные к консалтингу
3.2. Поведенческие роли консультанта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Вопросы руководства консультантскими организациями.

     Общие представления о методах консультирования и профессии консультанта, где  основное звено – «консультант-клиент» и принципы профессиональной этики.

     На  основе анализа международной практики можно выделить два основных подхода  к консультированию. Первый подход отражает широкий функциональный взгляд на консультирование, Ф. Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это» (СНОСКА: Там же. С. 16.). Консультант как бы является помощником, выполняющим самую разнообразную работу.

     Второй  подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, в которой выделяются ряд характеристик, которыми эта служба должна обладать. Так Л. Грейнер и Р. Метцгер  считают, что «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений» (СНОСКА: Там же. С. 17.).

     Эти два подхода в практике дополняют  друг друга, обеспечивая необходимую  помощь управленцам. Существует несколько  распространенных представлений о консультантах:

     обращение к консультанту равноценно некомпетентности и неспособности клиента справиться с ситуацией своими силами;

     признание за консультантами роли «аварийных монтеров», «исцелителей для бизнеса», которых  можно пригласить, когда слишком поздно;

     признание нормальной практикой обращение  к консультанту по вопросам управления.

     Международный опыт показывает, что преуспевающие  корпорации с сильным руководством сделали регулярное обращение к  консультантам нормальной практикой. В основном консультанты получают заказ (или задачи) на исправление тех ошибок, которые были допущены ранее; на усовершенствование какой-либо системы; на создание какого-либо нового продукта, под который есть идея. Консультирование как метод вмешательства и оказания услуг включает в себя процесс обучения, научные исследования и информационные услуги. Оно бывает экспертное и процессное.

     Обучение  консультанта и клиента происходит взаимно, хотя иногда клиент не осознает того, что учит консультанта. Обучение часто используется как метод вмешательства, в целях изменения и помощи людям освоится с изменениями в организации. Поэтому консультант в процессе консультирования организует обучающие семинары для управленческого персонала всех звеньев. Такая практика требует навыков преподавания и разработанных технологий обучения.

     Научная работа и консультирование связаны  между собой. Дело в том, что, работая  с проблемами управления, консультант  должен быть знаком с результатами научных исследований и уметь  пользоваться ими. Например, прежде чем рекомендовать какой-либо метод, ему необходимо узнать, изучал ли кто-нибудь его применение в аналогичных условиях, каковы негативные и позитивные последствия применяемого метода и т.д. Отсюда консультант должен поддерживать контакт с ведущими исследователями в области управления, что естественно способствует и практике, и научным разработкам. Очень многие проблемы можно решить только с помощью научных разработок, получив новые знания.

     Информация  в консультировании имеет огромное значение и может влиять на поведение людей, которые заинтересованы, и способны на ее основании делать выводы и принимать управленческие решения. Иногда единственная задача, которую ставит клиент перед консультантом – это обеспечить информацией клиента по интересующей его проблеме.

     Таким образом, сбалансированность этих методов  вмешательства позволяет получить наилучший для клиента эффект. Необходимо отметить, что теоретические  подходы к консультированию связаны  с периодом признания этой деятельности во многих странах во время второй мировой войны. Например, Соединенные Штаты, в частности, поняли, что война – основная угроза управлению и что для победы необходимо мобилизовать лучшие управленческие силы страны. Кроме того, исследование операций и новые методы, вначале применявшиеся в военное время, после войны быстро нашли применение в управлении компаниями и обществом, что не только изменило работу консультантов, но и повысило их статус в обществе.

     В конце 70-х годов в США общее  количество штатных консультантов  составило 50 тысяч человек, в три раза больше, чем в середине 60-х годов. В Великобритании имеется около 5000 консультантов по вопросам управления. Именно в этот период происходят значительные качественные изменения, которые выражаются в:

     многообразии  предлагаемых услуг;

     развитии  технологий конкурентоспособности;

     агрессивной стратегии деловой активности консультантов;

     развитии  методологии консультирования и  повышении компетентности клиентов при использовании консультантов.

     Происходит  разделение консультантов на внешних  и внутренних, также выделяются конкурирующие структуры (субъекты) в управленческом консультировании. Это крупные консультационные службы, средние и мелкие консультационные службы и одиночные консультанты. Преимущество последних заключается, в более глубокой проработке значимых для клиента проблем.

     Различие  между внутренним и внешним консультантом, в первую очередь, заключается в  зависимости первого от своей  структуры и независимости от таковой внешнего консультанта. Несмотря на то, что внутренний консультант  лучше владеет информацией в организации, в ситуации, когда он не отвечает критериям беспристрастности и конфиденциальности, предпочтение отдается внешнему консультанту. В настоящее время наблюдается тенденция к совместной работе внутренних и внешних консультантов для выполнения заказа клиента. 

3.2. Поведенческие роли  консультанта 

     Можно выделить две поведенческие роли консультанта:

     консультант по ресурсам;

     консультант по процессу.

     Консультант по ресурсам (эксперт) помогает клиенту, однако руководство организации не предполагает, чтобы он широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменения в организации. Он участвует в обсуждении, поставляет нужную информацию, разрабатывает новую систему, обучает персонал, вносит некоторые рекомендации, но действия его ограничены.

     Консультант по процессу является активно действующим субъектом изменений в организации, он пытается научить клиента решать свои проблемы, передавая методы, прогнозируя последствия изменений, подходы к оценке, чтобы организация сама могла в дальнейшем проводить диагностику и устранять (решать) собственные проблемы. Различие между этими поведенческими ролями консультанта заключается в том, что если «консультант по ресурсам старается предложить клиенту что изменять, консультант по процессу предлагает в основном, как изменять и помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения» (СНОСКА: Там же. С. 65.). Э. Шейн описывает эту модель как «род деятельности консультанта, который помогает клиенту заметить, понять и воздействовать на события в ходе процесса, которые происходят в окружении клиента».

     В отечественной науке управления принято считать, что предметом  ее изучения являются управленческие отношения, которые формируются, с  одной стороны, самим руководством, с другой, – сам руководитель попадает в объективно возникающие управленческие отношения ответственной зависимости, которые сформировались до него иерархическими уровнями организации. Формализованные и персонифицированные отношения дополняют друг друга и привлекают внимание зарубежной и отечественной управленческой мысли, так как именно в этой «стыковке» сосредоточен основной стержень управления в рыночной экономике.

     Существует  органическая связь инфрастуктуры  рыночной экономики и профессиональных услуг: для того чтобы вникнуть и познать процессы управления, консультант должен быть профессионалом в какой-либо области. Коллективная работа зарубежных консультантов позволила сформулировать некоторые критерии для определения консультирования как самостоятельной профессиональной области.

     Знания  и умения, включающие в себя навыки, примененные в практике. Постоянный поиск новых разработок в теории и практике, обучение и тренировки под руководством опытных консультантов.

     Понятие услуг и общественного интереса. Интересы консультанта подчинены интересам клиента, и за предоставление профессиональных услуг он получает соответствующее вознаграждение. Консультант помнит о более широких интересах и общественных нуждах при работе с клиентом.

     Этические нормы, позволяющие определить, какое поведение при оказании профессиональной помощи является правильным, а какое нет. Эти нормы общеприняты в профессиональной среде консультантов и принимаются членами профессионального союза.

     Требования  общества и их навязывание рассматриваются с точки зрения общепризнанных норм и требований к профессиональной практике и защиты консультантов, с учетом санкций за незаконные или непрофессиональные действия.

     Самодисциплина  и контроль дополняют коллективную саморегуляцию и контроль за применением принятого кодекса профессионального поведения.

     Стремление  профессионалов четко очертить требования к своей профессии диктуются  несколькими основными причинами:

     повышение конкурентоспособности на рынке  консультационных услуг;

     институционализация и признание профессионального сообщества средой, властями, клиентами;

     необходимость разработки механизмов защиты от дилетантов и непрофессионалов;

     профессиональное  разделение труда внутри консультационного  сообщества и построение иерархии отношений в соответствии с компетентностью консультантов.

     Объединяясь в различные ассоциации, консультанты по управлению распространяют опыт, технологии, методы управления не только между  собой, но и между странами, помогая  становлению управленческого консультирования и оказывая помощь молодым консультантам.

     Например, 2 июля 1996 года в г. Москве на конференции  Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (президент  АКУОР А.И. Пригожий) был принят профессиональный кодекс консультанта по управлению.

     «Миссия консультанта состоит в том, чтобы  профессиональными методами управленческого  консультирования способствовать решению  проблем клиентной организации  и ее развитию.

     Консультант – клиентные отношения

     Консультант должен стремиться к пониманию клиента как организации в целом, если речь идет не об индивидуальном консультировании.

     Неудачи в работе с клиентом консультант  должен относить, прежде всего, на счет своей компетентности.

     Консультант несет ответственность перед  клиентом за результативность своей работы, прежде всего – с точки зрения клиента.

     При неизбежности негативных последствий  для отдельных работников вследствие изменений, вызываемых консультированием, консультант должен стремиться к  смягчению этих последствий, к разумному  балансу интересов.

     Консультант не должен скрывать от персонала клиентной  организации цели и методы работы с ним.

     Консультант хранит в тайне оговоренную с  клиентом информацию о клиентной  организации.

     Консультант не разглашает конфиденциальную информацию, полученную от отдельного работника (диагностическое интервью, наблюдение, работа с документами и т.п.), передавая клиенту только в анонимном или обобщенном виде.

Информация о работе Управленческое консультирование: цели, способы, организация