Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:44, курсовая работа
"Структура управления организацией", - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Истоками образования
Введение
Человечество развивается и движется по спирали научно-технического и культурного прогресса только благодаря способности к организации и самоорганизации.
"Структура управления
организацией", - одно из ключевых понятий
менеджмента, тесно связанное с целями,
функциями, процессом управления, работой
менеджеров и распределением между ними
полномочий. В рамках этой структуры протекает
весь управленческий процесс (движение
потоков информации и принятие управленческих
решений), в котором участвуют менеджеры
всех уровней, категорий и профессиональной
специализации. Структуру можно сравнить
с каркасом здания управленческой системы,
построенным для того, чтобы все протекающие
в ней процессы осуществлялись своевременно
и качественно.
Основой управленческих структур выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями. Причем формы собственности могут быть разными, что, естественно, обусловливает принципы и методы управления, взаимоотношения структур управления как, внутри организации, так и с внешней средой. Изменения форм частной собственности, связанной с акционерной формой предприятий, возникновением концернов и конгломератов привели исследователей к выводу об управленческой революции.
В основе управленческих структур лежит также и количественный фактор, возможность эффективного охвата управленческой деятельностью определенного количества объектов. В менеджменте это называют диапазоном контроля, т.е. предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять. Исследования показывают, что есть закономерная взаимосвязь сложности процесса управления, обусловленная сложностью управляемого объекта, количеством работников, сложностью их действий и возможностями, способностями самого руководителя или управляющего органа.
Цель данной работы - исследование эффективности различных видов управленческих структур. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-охарактеризовать структуры
организаций с позиций их
-рассмотреть и
- оценить эффективность
различных видов
Объектом исследования в работе выступает эффективность структуры организации.
Предметом исследования - управленческая структура организации.
Информационной базой
для написания курсовой работы послужили
труды отечественных и
Заметный вклад внесли российские ученые, а именно Веснин В. Р, Виханский О.С., Волкова К.А., Герчикова И.Н, Глухов В.В., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др.
В ходе исследования использовались методы системного и ситуационного подхода, индукции и дедукции, анализа и синтеза, экспертных оценок, анкетирования, экономико-статистические методы и др.
1. Структура управления организацией
1.1 Понятие, признаки и виды организации
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.
Каждую организацию характеризуют наиболее общие признаки. К ним относятся:
- количественная определенность,
необходимость минимального
- наличие общих целей,
ради которых люди
- обособленность, "границы",
которые отделяют одну
- управляющий, руководящий
и координирующий центр. В
Кроме этого, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности.
Подход к анализу организаций по видовому признаку среди ученых неоднозначен. Прежде всего, вид организации связан с формой собственности. Это собственность на материально-вещественные и финансовые резервы и ресурсы. История развития организации людей прошла большой путь. Были сравнительно длительные периоды, когда организации существовали в виде рабовладельческих латифундий и эргастерий, средневековых цехов, коопераций ремесленников, собственников капитала - ростовщиков, организаций насильственно-репрессивного порядка (фискального, карательного и др.). Известны и формы организаций феодальной собственности, общинной собственности, помещичьи владения с крепостническим и полукрепостническим трудом. Они разрушены временем и натиском новых, буржуазных отношений собственности. Рутинные, застойные виды организаций крепостнического порядка под напором времени были постепенно вытеснены и уничтожены. Вместо них возникли новые виды организаций с частной собственностью и наемным трудом.
Видовая классификация организаций и в настоящее время учитывает отношения собственности в сфере производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного богатства, владения, распоряжения и использования средств потребления и производства.
Виды организаций различают также по организационному признаку-положению, роли и значению отдельных личностей в организации, т.е. по статуту организации по отношению к своим членам.
По хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др.
Хозяйственные организации
бывают механистические и органические
.Последние особенно привлекают творчески
настроенных менеджеров своей подвижностью,
быстротой изменений ситуаций, необходимостью
творческого подхода к решению проблем,
риском и непредсказуемостью ситуаций,
последствиями решений вопросов НИОКР,
внедрением и использованием новой техники
и технологии. Типы структур // [Электронный
ресурс]. 2010. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/
Лидерство
Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением
Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением
Мотивация
Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации и ее целей
Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей
Связь
Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности
Информация поступает свободно по организации - вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная
Взаимодействие
Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность
Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления
Принятие решения
Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс
Постановка цели
Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие
Групповое участие в постановке высоких, реальных целей
Контроль
Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них Распределение по организации.
Акцент на самоконтроль и решение проблем
Осуществление целей
Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации
Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации
Виды организаций, с которыми менеджер сталкивается в своей практической деятельности в современных условиях, можно классифицировать по ряду признаков и их значению для его дела. Джеймс Л.Гибсон, Д.Ивацевич, Джеймс Х.Доннелли -«Организации: поведение, структура, процессы». -М.: Инфра -М, 2000г. с.117
Организации правовой и разрешительной системы, от деятельности которых зависят возможность существования организаций, ее управленческая, руководящая работа и эффективная деятельность самих управляющих.
Организации финансовой и налоговой служб, определяющие нормы и правила хозяйственной деятельности всех подчиненных им организационных структур.
Организации конкурентов, с которыми предстоит борьба и налаживание отношений.
Общественные организации
охраны окружающей среды, пропагандирующие
и отстаивающие безотходные технологии,
безвредную утилизацию отходов производства,
меры по защите природы в зонах
проживания населения, по озеленению,
мелиорации, осушению и другие, способствующие
оздоровлению климата в местах обитания
людей и всего животного мира.
В международном масштабе некоторые виды организаций приобрели характер межнациональных монополий, межнациональных правовых и силовых структур, которые определяют жизнедеятельность не только каких-либо групп населения, но и целых народов и государств. Например: ООН, ОПЕК, Римский клуб, МВФ, НАТО и др.
В сфере производства наиболее значимыми являются организации, возникшие и развивавшиеся под действием законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Наиболее жизнеспособным видом в современных условиях выступает диверсифицированный концерн. Это многоотраслевые корпорации, действующие в различных отраслях экономики и состоящие из множества подвластных им финансовых, производственных, сбытовых, научно-исследовательских и иных организаций и структур.
1.2 Структура управления организацией
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных элементов,
обеспечивающих функционирование и развитие
организации как единого целого. Основы
менеджмента // [Электронный ресурс]. 2010.
- Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов:
а) в зависимости от состава
структурных подразделений
б) исходя из характера общих
функций, выполняемых в процессе
управления, формируются органы, занимающиеся
планированием, организующие производство,
труд и управление, контролирующие
все процессы в организации. Основы
менеджмента // [Электронный ресурс]. 2010.
- Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
- решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений
- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений
- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.