Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным .
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЛЬФА-БАНКА». 9
2.2.ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОАО «АЛЬФА-БАНК» 10
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ОАО «АЛЬФА-БАНК» 10
2.2.2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 16
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОГО ПЕРЕЧНЯ (КАТАЛОГА) ПРОБЛЕМ 19
2.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ОГРАНИЧЕНИЙ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения
Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов8.
1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.
2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:
стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;
жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;
слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;
неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.
Методы выявления причин возникновения проблем:
выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;
выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала;
диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.
Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.
3. Этап принятия решений. При
принятии решения
1) сформировать систему
2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:
является ли альтернатива допустимой;
является ли альтернатива удовлетворительной,
является ли альтернатива оптимальной;
какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;
3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".
4. Этап воздействия. Методы воздействия
на исполнителей бывают
5. Этап реализации и оценки.
Организация производственного
процесса с присущими ему
Методы выработки
Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;
диагностика — поиск
в проблеме наиболее важных деталей,
которые решаются в первую очередь.
Этот метод применяется при
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования10
Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д.
Специалисты выделяют следующие основные этапы экспертизы: : формулировка цели экспертизы;
построение объектов оценивания или их характеристик (этого этапа может и не быть, но это означает, что он уже просто выполнен);
формирование экспертной группы;
определение способа экспертного оценивания и способа выражения экспертами своих оценок;
проведение экспертизы;
обработка и анализ, ее результатов;
повторные туры экспертизы, если есть необходимость уточнения или сближения мнения экспертов;
формирование вариантов рекомендаций.
При проведении экспертиз используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Дадим краткую характеристику каждому виду экспертных оценок.
Количественное выражение предпочтения (оценка) — сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой.
Используются следующие шкалы: отношений (например, при сравнении соотношения марок автомобилей с ценой); интервалов (например, признак «дата выпуска» или температура по разным температурным шкалам); разностей (например, летоисчисление); абсолютная (например, количество студентов в аудитории). Количественные оценки соответствуют, как правило, объективным измерениям объективных показателей11.
ОАО «Альфа-Банк» входит в состав Банковской Группы «Альфа-Банк» и на сегодняшний день является крупнейшим российским частным банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В общем рейтинге кредитных организацией Российской Федерации Альфа-Банк занимает шестую строчку по величине активов и собственного капитала.
Согласно данным международной финансовой отчетности (МСФО) за I полугодие 2010 года, активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк» и дочерние банки, составили $22,6 млрд, чистая прибыль - $296 млн, собственный капитал - $2,9 млрд, кредитный портфель -$13,7 млрд.
Альфа-Банк успешно работает на финансовом рынке с 1990 года. Сегодня Альфа-Банк - это высокотехнологичный универсальный банк, осуществляющий все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг12.
По состоянию на октябрь 2010 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 40 тыс. корпоративных клиентов и 4,8 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США и Великобритании
В настоящее время Альфа-Банк продолжает развиваться по бизнес-модели универсального банка, в то же время корпоративный бизнес пока превалирует в его активных операциях (доля корпоративных кредитов по состоянию на 30 июня 2010 года составляла почти 88% совокупного кредитного портфеля Альфа-Банка). С другой стороны, по темпам развития розничного бизнеса в 2009 году Альфа-Банк опередил не только другие частные банки, но и банки с государственным участием. Альфа-Банк активно оперирует на рынке привлечения средств физических лиц, которые на середину 2010 года формировали почти 50% счетов клиентов банка, являющихся для него основным источником фондирования.
Розничный бизнес Альфа-Банка в части активных операций включает в себя четыре основных направления: автокредитование, потребительское кредитование, ипотеку и банковские услуги физическим лицам (персональные кредиты и услуги с использованием кредитных карт).
В перечень услуг Корпоративно-Инвестиционного блока Банка, помимо классических банковских продуктов, входят услуги по предоставлению торгового и проектного финансирования (в том числе с использованием кредитных линий, предоставленных крупнейшими финансовыми институтами мира), услуги экспортного и структурного финансирования, факторинг, лизинг и др.
Альфа-Банк активно развивает свой инвестиционный бизнес. Инвестиционное подразделение банка занимает ведущие позиции среди российских банков в таких направлениях, как финансовый консалтинг, организация слияний и поглощений , организация первичных размещений акций и облигаций , операции с ценными бумагами , управление активами и др. Альфа-Банк также является одним из лидеров среди российских банков по числу клиентов, обслуживаемых на фондовом рынке.
Для своих корпоративных клиентов банк оказывает содействие в выходе на западные долговые рынки , в том числе в организации синдицированных кредитов, выпуске производных инструментов на долговые обязательства и еврооблигации. Альфа-Банк - один из немногих российских банков, аккредитованных западными импортно-экспортными агентствами и государственными организациями13.
Высокие результаты деятельности банка подтверждаются оценками ведущих экспертных организаций. По результатам 2009 года экспертный совет Euromoney третий год подряд признал Альфа-Банк «Лучшим банком России». Альфа-Банк регулярно занимает высокие позиции в рейтингах Global Finance, PriceWaterHouseCoopers, Superbrand и д.р
Миссия и цели «Альфа банка»
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия) (рис.1). Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.
Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются внешней средой. Руководители и специалисты предприятий должны знать эту среду, уметь реагировать на ее изменения и учитывать в процессе организации финансово-экономической деятельности. Вполне очевидно, что предприятие как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т.д. Для каждого из них важно постоянно приспосабливаться к этой среде с тем, чтобы выжить и обеспечить эффективную работу и конкурентоспособность.
Рис.1. Окружение бизнеса ОАО «Альфа-Банка»
Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии. Эти решения должны быть ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды14.
Таблица 1.–Результаты анализа внешних стратегических факторов ОАО «Альфа-Банка»
Внешние стратегические факторы ОАО «Альфа-Банк» |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Комментарии |
Возможности |
||||
улучшение инвестиционного климата в стране и рост уровня доходов населения; |
0,09 |
4 |
0.36 |
|
снижение инфляции; укрепле-ние курса рубля по отношению к доллару; |
0,1 |
3 |
0.3 |
|
ухудшение позиций конкурентов |
0,15 |
4 |
0.6 |
|
распространение электронных платежей или резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг; |
0,12 |
5 |
0.6 |
|
развитие недостаточно освоен-ных видов обслуживания (ипотечное кредитование, Интернет-банкинг); |
0,06 |
4 |
0.24 |
|
Угрозы |
||||
ужесточение политики ЦБ; |
0,05 |
2 |
0.1 |
|
Усиление государственного регулирования |
0,03 |
2 |
0.06 |
|
нехватка качественных заемщиков |
0,08 |
3 |
0.24 |
|
Снижение активности потребителей |
0,13 |
4 |
0.52 |
|
отсутствие реальных альтернатив кредитованию |
0,05 |
2 |
0.1 |
|
выход на рынок новых конкурентов или поглощение иностранным банком; |
0,09 |
4 |
0.36 |
|
рост налогов |
0,02 |
1 |
0.02 |
|
изменение предпочтений клиентов; |
0,03 |
3 |
0.09 |
|
Суммарная оценка |
1,00 |
41 |
2.51 |