Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа
Актуальность темы определена тем, что процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.
Итак, на данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Функции головного офиса «Внешторгсиб – М» заключаются в направление деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе. В ЗАО «Внешторгсиб – М» конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.
Для увеличения конкурентоспособности предприятия ЗАО «Внешторгсиб – М» важно иметь четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия. Также необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, соответственно задачи также оказывают не малую роль на внутреннюю структуру предприятия.
Существующая же технология принятия и исполнения решений не позволяет доводить задачи верхнего уровня (прибыль, реализация, экономия ресурсов) до всех низовых подразделений.
2.2 Процесс принятия
Принятие управленческих решений основывается на определенной документации. Все документы, которые обращаются в системе документооборота, ЗАО «Внешторгсиб – М» разделены следующим образом и представлены в приложении 3.
Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ЗАО «Внешторгсиб – М» состоит из следующих этапов:
1.Подготовка управленческого решения
2.Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения
3.Выполнение управленческого решения
4.Планирование
5.Контроль за выполнением решения
Таблица 2.4 Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ЗАО «Внешторгсиб – М»
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого |
Подготовка управленческого |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
Генеральный директор |
Выполнение управленческого |
Все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения |
Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений |
Контроль за выполнением решения |
Генеральный директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.
С помощью матрицы
управления можно проиллюстрировать
уровень распределения
«1» обозначена фактическая ответственность.
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость
«4» - «возможность»
«5» - необходимо ставить в известность
Таблица. 2.5 Распределение полномочий при принятии решений
Директор |
Информ. отдел |
Фин. отдел |
Бухгалтерия |
Одел кадров |
Торговый отдел |
Подразделения | |
Планирование деятельности |
1 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Проведение анализа |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Финансовое планирование |
2 |
5 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Бухгалтерский учет |
2 |
5 |
2 |
1 |
5 |
3 |
3 |
Маркетинговое планирование |
1 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
Снабжение компании товаром |
2 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Документальное оформление торгово-технологических операций |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Управление человеческими |
1 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6 Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
Директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Главный бухгалтер |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Финансовый директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Коммерческий директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник отдела кадров (делопроизводитель) |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора |
Директора подразделений |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Торговый персонал |
3 |
Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в фирме ЗАО «Внешторгсиб – М» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме ЗАО «Внешторгсиб – М» принимает только один человек генеральный директор
Информирования персонала
о текущих результатах
2.3 Типовые проблемы предприятия ЗАО «ВНЕШТОРГСИБ – М»
О неэффективности существующего механизма принятия решений на предприятии ЗАО «Внешторгсиб – М» говорит тот факт, что на предприятии устаревшая система управления.
Сфера розничной торговли играет большую роль в нашей жизни. Следовательно, торгово-розничные компании – это коммерческие организации, продающие потребителю товары и услуги для личного и домашнего потребления. Розничные продавцы предоставляют товары и услуги только поштучно, их клиентами являются конечные потребители, которые покупают товары и услуги для личного пользования, а не для перепродажи третьим лицам.
Как сфера обслуживания розничная торговля должна полагаться на своих работников, которые представляют магазины потребителю, создавая важные точки соприкосновения с ними. Поэтому затраты на персонал должны составлять одну из наиболее важных статей расхода в отрасли. Однако у сферы розничной торговли как у создателя рабочих мест сложилась невысокая репутация. Розничные продавцы должны представлять людям услуги тогда, когда эти услуги действительно нужны, что увеличивает продолжительность рабочего дня и рабочей недели в отрасли.
Соответственно одной из проблем ЗАО «Внешторгсиб – М», является не хватка квалифицированного торгового персонала. В фирме постоянно идет текучка продавцов – консультантов, так после нового года уволились сразу четыре продавца.
В ходе работы был проведен устный опрос работников исследуемой организации. Было опрошено 26 из 36 сотрудников.
Проведем анализ полученной информации.
Размер заработной платы.
80% опрошенных отметили среднюю удовлетворенность размером заработной платы. Следует повысить материальное стимулирование работников за счет повышения заработной платы или организации системы премий и бонусов для поднятия показателя.
Перспективы профессионального и служебного роста.
Опрос показал, что более половины сотрудников не видят перспективы роста в данной организации.
Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы.
Взаимоотношения с непосредственным руководителем.
80% опрашиваемых ответили,
что их не удовлетворяет
Важность и ответственность выполняемой работы.
Только 40% опрошенных работников
удовлетворяет этот показатель. Это
связано с небольшой
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе.
60% опрошенных ответили,
что их вполне удовлетворяет
этот показатель. В будущем в
организации следует
Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе.
Все опрошенные ответили, что их не удовлетворяет данный показатель. Генеральному директору ЗАО «Внешторгсиб – М» следует предоставить больше инициативы в выполняемых сотрудниками обязанностях.
ЗАО «Внешторгсиб – М» до сих пор в какой-то мере удается конкурировать с крупными фирмами и федеральными операторами, из-за возможности устанавливать низкие цены, являясь официальным представителем, из-за высокого качества товаров и магазинами, расположенными в центре города. И удерживать свою рыночную нишу.
Важным для формализации экспертной информации является способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.
В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, т.е. что две группы одинаково компетентных экспертов с большей вероятностью дадут аналогичные ответы на ряд вопросов, чем два индивидуума.
Экспертам было предложено
оценить сильные и слабые стороны
предприятия. Эксперты на первом этапе
анализа оценили весомости
Далее приведем, обобщенный анализ сильных и слабых сторон предприятия ЗАО «Внешторгсиб – М», представленного в таблице 2.7.
Таблица 2.7 Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Внешторгсиб – М»
Составляющие внутренней среды |
Эффективность составляющих среды |
Важность | |||||||
Очень сильная |
сильная |
нейтральная |
слабая |
очень слабая |
высокая |
средняя |
низкая | ||
Маркетинг: |
|||||||||
Репутация организации и товаров |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Рыночная доля |
+ |
+ |
|||||||
Качество товаров |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Производственные издержки |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– | |
Затраты на распределение |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
||
Эффективность продвижения |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Эффективность работы сбытовиков |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– | |
Финансы: |
– | ||||||||
Финансовая стабильность |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– | |
Задолженность |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– | ||
Уровень запасов |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– | ||
Цена акций |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Уровень инноваций |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Финансовый учет |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– | |
Организация и кадры: |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
Предпринимательская ориентация |
- |
- |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– | |
Уровень организации управления |
– |
– |
+ |
– |
– |
- |
+ |
– | |
Квалификация руководства |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Квалификация персонала |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– | |
Рациональность распределения прав и ответственности |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
- | |
Система ценностей: |
|||||||||
Наличие традиций, символов, ритуалов |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– | |
Система мотивации |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– | |
Психологический климат в коллективе |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
Исключительно большое значение для торговых предприятий имеет внешнее окружение. Для ее представления проведем краткую характеристику основных параметров внешней среды, также влияющих на предприятие ЗАО «Внешторгсиб – М» (табл.2.8).
Таблица 2.8 Внешняя среда предприятия ЗАО Внешторгсиб - М
Макроокружение |
Налоговое бремя велико и не позволяет бизнесу активно развиваться Высокие таможенные пошлины, регистрация и лицензирование рынка Темпы инфляции усиливаются Политическое положение в В обществе немало безработных, в том числе и в отрасли Постоянно улучшаются качественные характеристики |
Непосредственное окружение |
Невозможность поддержания матрицы
товара, импортируемого из Европы, из-за
постоянного изменения Покупатели чувствительны к изменению цен Рост доходов населения и фирм Временной график поставки товара определяется в зависимости от вида продукции и колеблется от одной до нескольких месяцев Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками |
С помощью матрицы «важность эффективность» на таблице, по результатам анализа составим самую высокую и низкую важность, на которую стоит обратить внимание (табл. 2.9)
Таблица 2.9 Матрица «важность-эффективность»
Важность |
Эффективность | |
низкая |
высокая | |
высокая |
Требует особого внимания Производственные издержки; Затраты на распределение; Финансовая не стабильность; Система мотивации; Психологический климат в коллективе. |
Сохраняет высокий уровень Качество товара; Наличие эксклюзивных товаров; Долговременные контракты с ключевыми поставщиками экспортерами |
низкая |
Низкий приоритет Снижение криминогенной |
Чрезмерное внимание малозначимым факторами Предпринимательская ориентация Изменение потребностей и вкусов покупателей |
Итак, уровень принятия решений на предприятии низкий, это отражается на его финансовом состоянии. Надо улучшить финансовый результат, увеличить долю рынка и эффективность системы управления в целом. Для этого, прежде всего, на предприятии необходимо совершенствовать систему разработки и принятия решений.