Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру
управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект), описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Управление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.
Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.
Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Однако у этой стадии последовательного принятия управленческого решения есть одна характерная особенность – она не является фактическим составляющим, или звеном цепи, а прослеживается, как бы, на подсознательном уровне, т. е. срабатывает и действует автоматически. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, или поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Соизмерение последствий принятого решения и дальнейшая оценка его результативности выполняется руководством, прежде всего, с помощью функции контроля.
Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность — не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблема
контроля управленческих решений весьма
актуальна, особенно для крупных
бюрократических организаций. Можно
принять немало разумных и полезных решений,
но без рационально организованной системы
контроля исполнения они останутся в «недрах
делопроизводства» и не дадут ожидаемого
эффекта.
Качество
управленческого решения в
Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
Кроме
того, чтобы быть качественным, управляющее
решение должно быть устойчивым в
эффективности к возможным
В
процессе разрешения сложных проблем
с целью усиления способности
менеджеров к принятию обоснованных
и объективных решений могут
применяться различные научные
методы их разработки и оптимизации,
которые принято делить на два
основных класса: методы моделирования
и методы экспертных оценок.
Методы
моделирования.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка
и оптимизация решения
a) Постановка задачи;
b) Определение
критерия эффективности
c) Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
d) Построение
математической модели
e) Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
f) Проверка
адекватности модели и
g) Корректировка и обновление модели.
Количество
всевозможных конкретных моделей почти
так же велико, как и число проблем,
для решения которых они
Наиболее
распространённые типы моделей: модели
теории игр; модели теории очередей или
оптимального обслуживания; модели управления
запасами; модели линейного программирования.
Модели
теории игр.
Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.
К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия - конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов - существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.
Первоначально
разработанные для военно-
Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Следует,
однако, отметить, что используются
эти модели довольно редко, так как
слишком упрощены по сравнению с
реальными экономическими ситуациями,
настолько изменчивыми, что полученные
прогнозы бывают не слишком достоверны.
Модели
теории очередей или
оптимального обслуживания.
Они
используются для нахождения оптимального
числа каналов обслуживания при
определённом уровне потребности в
них. К ситуациям, в которых такие
модели могут быть полезны относятся,
например, определение количества телефонных
линий, необходимых для ответов
на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте,
необходимых, чтобы на остановках не
скапливались большие очереди; операционистов
в банке, чтобы клиенты не ждали,
пока ими смогут заняться и т.п. Проблема
здесь заключается в том, что
дополнительные каналы обслуживания (больше
телефонных линий, троллейбусов или
банковских служащих) требуют дополнительных
ресурсов, а их загрузка неравномерна
(избыточная пропускная способность
в одни периоды времени и появление
очередей - в другие). Следовательно,
нужно найти такое решение, которое
позволяет сбалансировать дополнительные
расходы на расширение каналов обслуживания
и потери от их недостатка. Модели теории
очередей как раз и служат инструментом
нахождения такого оптимального решения.
Модели
управления запасами.
Любая
организация должна поддерживать некоторый
уровень запасов своих
Модели
управления запасами позволяют найти
оптимальное решение, т.е. такое решение,
при котором уровень запаса, который
минимизирует издержки на его создание
и поддержание при заданном уровне
непрерывности производственных процессов.
Модели
линейного программирования.
Их
применяют для нахождения оптимального
решения в ситуации распределения
дефицитных ресурсов при наличии
конкурирующих потребностей. Например,
с помощью модели линейного программирования
управляющий производством
Методы
экспертных оценок.