Управленческие решения: виды, формы решений и формы их реализации; взаимосвязи форм решений и форм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов управленческих решений их форм разработки и реализации.

Задачи:
Рассмотреть понятие и виды управленческих решений
Ознакомиться с формами разработки и реализации управленческих решений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды управленческих решений. 8
1.1. Понятие управленческого решения 8
1.2. Виды управленческих решений 15
Глава 2. Формы управленческих решений и формы их реализации. Взаимосвязь форм управленческих решений и формы их реализации 28
2.1. Формы управленческих решений 28
2.2. Формы реализации управленческих решений. Взаимосвязь форм управленческих решений и формы их реализации 30
Заключение 32
Список используемых источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

Управленческие решения виды формы решений и формы их реализации взаимосвязи форм решений и фо.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Дальневосточный федеральный университет 

Школа Экономики  и менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

   по  дисциплине «Разработка управленческих решений»

   Управленческие  решения: виды, формы решений и  формы их реализации; взаимосвязи  форм решений и форм реализации. 
 
 

   Студентка

   гр.   _________________________ 

   Руководитель                      _________________________ А.И. Лашер 
 
 
 
 

Владивосток 2012

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды управленческих решений. 8
1.1. Понятие управленческого решения 8
1.2. Виды управленческих решений 15
Глава 2. Формы управленческих решений  и формы их реализации. Взаимосвязь форм управленческих решений и формы их реализации 28
2.1. Формы  управленческих решений 28
2.2. Формы  реализации управленческих решений.  Взаимосвязь форм управленческих  решений и формы их реализации 30
Заключение 32
Список  используемых источников и литературы 34
 

 

    Введение

 

      Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная  часть  любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия  решений  возникает  на  всех  этапах  процесса  управления, связана  со  всеми  участками  и  аспектами управленческой  деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому  так  важно  понять  природу  и  сущность  решений.

    Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов управленческих решений их форм разработки и реализации.

    Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и виды управленческих решений
  2. Ознакомиться с формами разработки и реализации управленческих решений.

     Объектом  курсовой работы является управленческое решение в целом, предметом виды управленческих решений, форм их разработки  и реализации.

      Что же такое  решение? Попытаемся  дать  сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают ситуации, когда  человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов  действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом,  решение – это выбор альтернативы.

      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

    Особое  место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

    Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель - лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

    Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

    Проблема  принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

    Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

    В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

    Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

    Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

    Процесс  осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

    В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных  с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

  • жёстко обусловленные (детерминированные);
  • слабо зависящие от субъекта решения.
 

    К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

    Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

    Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

    Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению  распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

    Этот  же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.

    Не  меньшее значение приобрела в  теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

    Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

    До  трети всех управленческих решений  не достигают своих целей по причине  невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах  социологи, принадлежащие к самым  разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

 

    Глава 1. Понятие и виды управленческих решений.

    1. Понятие управленческого решения
 

      Что же отличает управленческие (организационные) решения от множества других, принимаемых  нами в повседневной жизни?

Прежде  всего это - Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Информация о работе Управленческие решения: виды, формы решений и формы их реализации; взаимосвязи форм решений и форм реализации