Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:20, курсовая работа
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Введение………………………………………………………………………….3
Роль управленческих решений в менеджменте………………………...6
Управленческие решения в эффективном менеджменте организации (предприятия)……………………………………………………………..10
Классификация решений…………………………………………..15
Требования, предъявляемые к управленческим решениям….….19
Индивидуальные и групповые методы принятия решений……..20
Организация выполнения принятия решений…………………....25
Контроль выполнения принятых решений…………………….....28
Практическая часть……………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………….35
Классификация
управленческих решений дает возможность
систематизировать
Решения по масштабам воздействия могут быть отнесены к общим или к частным.
Общие решения касаются системы в целом. Они принимаются в отношении всего предприятия (например, решения о перспективах развития предприятия, изменении формы собственности и тд.).
Частные решения касаются текущих, локальных вопросов работы предприятия. Ситуации, требующие такого рода решений, возникают на предприятиях постоянно. К ним относятся, решения о нарушении производственной или технологической дисциплины, об изменении порядка работы, об устранении отдельных недостатков и т.д.
По времени действия различают стратегические и оперативные решения.
Стратегические
решения касаются коренных, генеральных
проблем предприятия, они рассчитаны
на длительный срок и принимаются
для решения перспективных
Оперативные
решения связаны с
Управленческие
решения характеризуются
По методам переработки информации решения могут быть алгоритмическими и эвристическими.
В
основе алгоритмических решений
лежит использование аналогии с
ситуациями, имевшими место в прошлом.
Такие решения принимаются по
заранее разработанным
Эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении сложных нетипичных проблем.
По направлениям воздействия решения делятся на внешние и внутренние.
Внешними называют решения, направленные на другие предприятия, во внешнюю среду (например, решения материнской фирмы, имеющей контрольный пакет акций, которые направлены на дочернее предприятие).
Внутренними
называют решения, относящиеся лишь
к внутренней системе предприятия.
Они, в свою очередь, делятся на решения
для управляемой системы (например,
распоряжение об упорядочении хода производства,
его обслуживания) и решения для
управляющей системы (например, об изменении
структуры и упорядочении действий
отдельных подразделений
По глубине воздействия решения могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Решения руководителя низового уровня распространяются на один уровень, а решения руководителя крупного предприятия − на всю иерархию управляющей системы.
По
способу принятия решения подразделяются
на индивидуальные, принимаемые отдельным
руководителем в пределах установленных
полномочий, и на коллективные, которые
подготавливаются группой специалистов
(решения технического совета, конференции
и т.п.).
Управленческие решения должны удовлетворять ряду требований, из которых наиболее существенными являются:
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.
Метод аналогий. Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии, называется бионикой.
Для использования метода аналогий необходимо:
Случайный импульс. Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.
Основные приемы для ускорения этого процесса:
Метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.
Метод
модераций. Участники заполняют по три
карточки с кратким описанием имеющихся
проблем (анонимно). Модератор тасует полученные
карточки и по очереди оглашает их содержание,
предлагая отнести их к определенным группам.
Если мнения участников расходятся, окончательное
решение принадлежит автору данной карточки.
В результате все проблемы оказываются
разбиты на группы (кластеры). Обсуждается
каждый из кластеров. Предлагаются следующие
возможности: исключение (включение) из
него каких-либо проблем, разбиение на
несколько более мелких групп или, наоборот,
их укрупнение. Разрабатывается общее
наименование кластеров. Определяется
их относительная важность.
Есть еще японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
Индивидуальные стили принятия решений
Личность, как капля в море, отражается в собственном решении. В этом смысле определенный интерес представляет личностный профиль управленческого решения, т.е. та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой их решения к исполнителям.
В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений.
Решения уравновешенного типа свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
Импульсивные решения
Инертные решения
Рискованные решения
Решения осторожного типа