Управленческие решения и их роль в менеджменте на предприятии общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Роль управленческих решений в менеджменте………………………...6
Управленческие решения в эффективном менеджменте организации (предприятия)……………………………………………………………..10
Классификация решений…………………………………………..15
Требования, предъявляемые к управленческим решениям….….19
Индивидуальные и групповые методы принятия решений……..20
Организация выполнения принятия решений…………………....25
Контроль выполнения принятых решений…………………….....28
Практическая часть……………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33

Литература……………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Тома.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

НОУ СПО  «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 

По дисциплине: «Менеджмент».

По специальности: 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»

На тему: «Управленческие решения и их роль в менеджменте на предприятии общественного питания.» 
 
 

Выполнила: студентка группы

МВ-4 Худина Т.М.

Проверила:

Еременко  И.Б. 
 

Красноярск 2010г.

План.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Роль управленческих решений в менеджменте………………………...6
  2. Управленческие решения в эффективном менеджменте организации (предприятия)……………………………………………………………..10
    1. Классификация решений…………………………………………..15
    2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям….….19
    3. Индивидуальные и групповые методы принятия решений……..20
    4. Организация выполнения принятия решений…………………....25
    5. Контроль выполнения принятых решений…………………….....28
  3. Практическая часть……………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….33

Литература……………………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Особое  место в теории управления и социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято  понимать отношения, возникающие в  организации в процессе и по поводу управления.

  Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право  решения, ответственность и возможности  контролировать процессы и отношения  в организации предоставляются  только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее  ответственность, власть и право  контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую  пирамиду организации.

  Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и  все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая  накладывает существенный отпечаток  на образ его поведения.

Говоря  о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

  Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и  корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен  в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения  – центральный элемент управления и организации.

  В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует  относить лишь те решения, которые затрагивают  отношения в организации.

  Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны  с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает  должностное лицо или соответствующий  орган, несущий полную ответственность  за последствия контролируемых или  реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает  решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

  Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В  «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных  служб.

  Процесс осуществления решения связан с  реализацией специального плана, который  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и  сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  управленческих решений  в менеджменте.

Для менеджера  принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость  принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей  и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для  каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

     В  конечном итоге управленческое  решение представляется как результат  управленческой деятельности в  более широком понимании управленческое  решение рассматривают как основной  вид управленческого труда, совокупность  взаимосвязанных, целенаправленных  и логически последовательных  управленческих действий, обеспечивающих  реализацию управленческих задач.

     Их  можно классифицировать по многочисленным  признакам. Однако определяющим  моментом являются условия, в  которых принимается решение.  Обычно решения принимаются в  обстановке определенности, риска,  неопределенности.

    В  условиях определенности менеджер  сравнительно уверен в результатах  каждой из альтернатив. 

    В  обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха  для каждой альтернативы.

    В  данном случае важное значение  имеет собственная культура, ценности  и традиции организации. Сотрудники  подвергаются воздействию культуры  организации и поэтому не рассматривают  варианты решения ее.

    Существуют  и другие критерии классификации  управленческих решений:

  • по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные;
  • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  • по форме подготовке: единоличные, групповые и коллективные решения;
  • по сложности простые и сложные;
  • по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгомитрические.

     Контурные  решения лишь приблизительно  обозначают схему действия подчиненных  и дают им широкий простор  для выбора приемов и методов  их осуществления.

     Структурированные  предполагают жесткое регламентирование  действий подчиненных. Инициатива  же с их стороны может проявляться  лишь в решении второстепенных  вопросов.

     Алгоритмические  – предельно жестко регламентируют  деятельность подчиненных и практически  исключают их инициативу.

     Определенный  интерес представляет классификация  управленческих решений, данная  М. Месконом, М. Альбертом и  Ф. Хедоури, которые выделяют  организационные, интуитивные и  рациональные решения.

    Организационное  решение – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы  выполнить обязанности, обусловленные  занимаемой должностью. Цель организационного  решения – обеспечение движения  к поставленным перед организацией  задачам.

    Организационные  решения можно разделить на  две группы:

  1. запрограммированные
  2. незапрограммированные

     В  запрограммированном решении число  возможных альтернатив ограничено  и выбор должен  быть сделан  в переделах направлений , заданных  организацией.

     Незапрограммированные  решения – это решения, требующие  в определенной мере новых  ситуаций, они внутренне не сконструированы  или сопряжены с неизвестными  факторами. К числу незапрограммированных  можно отнести решения по следующим  вопросам: какими должны быть  цели организации? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

    На  практике немногие управленческие  решения оказываются запрограммированными  или незапрограммированными в  чистом виде. По сути процесс  принятия организационных решений  весьма тесно связан с процессом  управления организацией в целом.

     В  литературе классификации управленческих  решений строятся по самым  разным основаниям. Одной из классификацией  А.И. Пригожиной является учет  меры вклада субъекта решения  в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие  решения в организации могут  быть разделены на:

1) жестко обусловленные  (детерминированные)

2) слабо зависящие  от субъекта решения.

    К  первым обычно относятся либо  так называемые стандартизированное  решение (обусловленные принятыми  выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленными  расположением вышестоящей организации.  Этот тип решений практически  не зависит от качеств и  ориентации руководителя.

    Другой  тип решений – так называемые  инициативные решения, где качества  руководителя накладывают серьезный  отпечаток на  характер принимаемых  решений. К ним относятся решения,  связанные как с локальными  изменениями в организации (поощрения,  наказания), так и с изменением  механизмов, структуры, целей организации.  Инициативное решение обычно  рассматривают как выбор альтернативы  поведения из нескольких возможных,  каждая из которых влечет ряд  позитивных и негативных последствий.  В число факторов, влияющих на  качество решений, отмечают: компетентность  персонала, деловые и личные  качества руководителя, его ролевые  (должностные, функциональную, групповую,  гражданскую, семейную) позиции.

    Большое  место среди перечисленных факторов  уделяется проблеме надежности  информации коммуникации, помехам,  возникающим в ходе передачи  информации. В числе последних  большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой  позиции и интересов тех, кто  перерабатывает информацию в  процессе ее прохождения от  нижних ярусов организации до  субъекта решения.

    Одним  из важных факторов, влияющих  на качество управляющих решений,  является число ярусов в организации,  увеличение которых ведет к  искажению информации при подготовке  решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

Информация о работе Управленческие решения и их роль в менеджменте на предприятии общественного питания