Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 06:38, курсовая работа
Вполне естественно, что все многообразие потребностей человека не может быть замкнуто на профессиональную деятельность. В труде и через труд человек удовлетворяет только часть своих потребностей. Но даже та часть потребностей, которая удовлетворяется в деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов трудовой деятельности, продолжая мотивационный процесс принятия профессии, заключается прежде всего в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей работника в конкретных формах.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивационной сферы личности 4
1.1. Понятие мотивации 4
1.2. Уровни мотивационной сферы человека 6
1.3. Основные теории мотивации 9
Глава 2. Мотивация профессиональной деятельности 18
2.1 Мотивы участия в трудовом процессе 18
2.2. Учет мотивации при индивидуальном подходе к персоналу 21
Заключение 28
Литература 29
Депрессивная фрустрация, как правило, является уделом лиц с заниженной самооценкой. Не нашедшая полезного применения энергия подпитывает весьма развитый у них комплекс вины, и человек привычно принимается возводить на себя обвинения как за реальные грехи, так и за совершенно надуманные. Причем делается это вполне искренне и без всякого показного самобичевания, так что вполне может остаться незамеченным даже близкими людьми, не наделенными повышенной наблюдательностью.
Субъективно депрессивная фрустрация переживается как подавленность, тоска, угнетенность, утрата интереса, вкуса к жизни. Эти чувства нарастают и углубляются по мере роста значимости нереализованного мотива и могут привести к полному отчаянию и душевным страданиям такой силы, что человек ради избавления от них предпочитает уйти из жизни, не останавливаясь ни перед какими физическими муками. По существу, фрустрация превращается в агрессивную, но агрессия направлена против самого субъекта.
Важными
чертами депрессивной фрустрации являются
затухание всех остальных, в том числе
конкурентных мотивов (что мешает отвлечься,
переключиться на другую деятельность),
и утрата положительных перспектив, тогда
как неблагоприятные варианты в его вероятностном
прогнозе расцветают пышным цветом.
1.3. Основные теории мотивации
Анализ научных исследований по проблемам мотивации позволяет выделить три основные шкалы классификации мотивов1:
Остановимся кратко на каждом из выделенных оснований.
Проблема бессознательного и сознательного в мотивации
«Специфический круг явлений, -- пишет С.Л. Рубинштейн, -- которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно -- это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. -- все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве «переживания как будто непосредственно нам дано».
Сознание есть вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в самом себе. Это отражение своих ощущений, представлений, переживаний. Это рефлексия, интроспекция, самосознание. Это вторичная, генетически более поздняя форма психического, появляющаяся у человека. Для сознания характерно предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого является психическое образование.
Семантическое содержание сознания человека сформировалось в процессе рождения языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития.
Важно подчеркнуть, что процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, а также того факта, что психические явления могут протекать и протекают вне контроля сознания. Это можно продемонстрировать на процессах восприятия, памяти, мышления, построения движений. Но сейчас нас интересует прежде всего мотивация.
Наиболее полно концепцию взаимодействия сознательного и бессознательного разработал Зигмунд Фрейд. В дальнейшем она нашла широкое развитие в динамической психологии. Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он главное внимание обращает не на внешний мир и детерминацию психики этим внешним миром, а на внутренний мир человека, на те психические процессы и структуры, которые возникают в самом человеке. Здесь важно подчеркнуть, что мотивация трудовой деятельности, ее принятие субъектом может не осознаваться и предмет потребности может находиться не только во внешнем мире, но и в самом человеке.
Учитывая роль З.Фрейда в анализе динамических компонентов психики, назовем в первую очередь мотивации, выделенные Фрейдом. Это, прежде всего, стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим, эдипов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное влечение.
Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним.
Карл Густав Юнг дополнил перечень базовых потребностей учением «о коллективном бессознательном», согласно которому у человека врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы представляют общечеловеческие первообразы, отражающие опыт прежних поколений и зафиксированные подсознанием.
Альфред Адлер считал главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию возникшего в раннем детстве чувства неполноценности.
Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты эти силы». Важно также отметить, что психическая энергия «основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Эта энергия связывает и развязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром».
Проблема врожденного и приобретенного в мотивации
«Опасное дело, -- писал Блез Паскаль, -- убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее -- не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно -- рассказать ему и о той его стороне, и о другой». Двойственность, отмеченная великим математиком, физиком и философом, прежде всего относится к сфере мотивации поведения. Многие детерминанты человеческой активности уходят корнями в предысторию человека. Это относится к безусловно-рефлекторным компонентам поведения, направленного на удовлетворение биологических потребностей. Часто их называют инстинктами. Среди них прежде всего следует выделить: пищевое, половое и родительское поведение, исследовательские инстинкты, обучение и научение (импринтинг и подражание), агрессивность и избегание, доминирование и иерархия, сопереживание, инстинкт свободы.
Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные2. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Мак-Клелланда и Ф.Герцберга. Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.
Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу (Приложение, рис. 2).
Согласно его классификации, выделяются следующие виды потребностей.
1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
Базовый уровень пирамиды Маслоу составили жизненно важные физиологические потребности. Часть авторов, принявших концепцию Маслоу на вооружение, сходится в том, что таких потребностей ровно семь: дышать, спать, пить, освобождаться от выпитого, есть, освобождаться от съеденного и продолжать род.
Так, при невозможности дышать человек погибает через несколько минут. Мы весьма чувствительны к любым отклонениям воздушной среды -- будь то духота в помещении, дым, пыль или скверный запах. При нарушении ряда функций легких и сердца возникает мучительное удушье - астма. Зато, когда никаких препятствий для дыхания ни снаружи, ни внутри нас нет, мы дышим себе, не обращая на это внимания.
Без сна, как и без воды человек может прожить несколько суток, еще дольше он может существовать без пищи. Две противоположные потребности (освобождение от выпитого и съеденного) проявляются с такой периодичностью, которая в обычных обстоятельствах позволяет субъекту удовлетворять их, не уделяя этому особого внимания и не вспоминая об их существовании.
Другое дело, когда на пути к удовлетворению любой из этих потребностей возникает препятствие. Чем оно серьезнее и чем дольше не удовлетворяется потребность, тем сильнее она актуализируется и заслоняет собой все другие помыслы субъекта. В далеко зашедших случаях такое доминирование может еще долго сохраняться и после удовлетворения потребности.
Нередко преградой для удовлетворения одной потребности оказывается актуализация какой-то другой.
2. Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) -- это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов.
3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения -- это стремления реализовать способности к развитию собственной личности, потребность в так называемой самоактуализации. Их смысл состоит в том, что зрелая развитая личность стремится самоосуществиться - реализовать собственные возможности и способности, стать тем, чем она может быть. Данная потребность побуждает человека ради того, чтобы находиться в согласии с самим собой, снова и снова браться за творческие задачи, требующие максимального использования собственного потенциала, который в результате этого развивается, растет и тем самым побуждает субъекта обращаться к более сложным задачам.
Чем выше уровень потребности, тем меньше ее диктат над человеком, но и тем она изысканнее, утонченнее и тем сложнее ее удовлетворить. Зато само удовлетворение, если оно происходит, доставляет субъекту особенно возвышенные чувства и обогащает его внутренний мир. Для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».
Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация потребностей в успехе, признании, оптимальной организации труда (учения) и перспективы роста.
Согласно теории Мак-Клелланда людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается в желании оказывать воздействия на других людей. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У таких людей отсутствует склонность к авантюризму, главное для них -- проявить свое влияние. Такое личностное влияние может стать основой лидерства в небольших группах.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что только подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, когда они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Перед такими людьми необходимо ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи. Им надо делегировать достаточные полномочия чтобы было возможно проявление инициативы. Важно регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Люди, для которых характерна потребность в причастности, заинтересованы в компании знакомых, оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Их привлекает работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
Помимо содержательных моделей мотивации выделяют и процессуальные. Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теорий ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Например, сделав хорошую работу, мы ожидаем получить более солидное вознаграждение.
Другой подход в описании мотивации предлагает теория справедливости. Согласно ей люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс.
В соответствии с теорией справедливости пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер. В случае если разница вознаграждения обусловлена разной эффективностью труда, необходимо объяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же высокое вознаграждение.
Информация о работе Упраление мотивации персоналом на предприятии