Упраление мотивации персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Вполне естественно, что все многообразие потребностей человека не может быть замкнуто на профессиональную деятельность. В труде и через труд человек удовлетворяет только часть своих потребностей. Но даже та часть потребностей, которая удовлетворяется в деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов трудовой деятельности, продолжая мотивационный процесс принятия профессии, заключается прежде всего в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей работника в конкретных формах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивационной сферы личности 4
1.1. Понятие мотивации 4
1.2. Уровни мотивационной сферы человека 6
1.3. Основные теории мотивации 9
Глава 2. Мотивация профессиональной деятельности 18
2.1 Мотивы участия в трудовом процессе 18
2.2. Учет мотивации при индивидуальном подходе к персоналу 21
Заключение 28
Литература 29

Работа содержит 1 файл

курсовая мотив.rtf

— 281.79 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Читинский институт 
 

Кафедра Экономики и управления 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Управление персоналом» 

     Тема: «Управление мотивацией персонала на предприятии» 
 
 

      Выполнил: студент 

      № группы: ПУП - 05

      подпись студента:  

      дата сдачи работы:    

      Проверил:     

ЧИТА, 2007

 

      Содержание

     
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивационной сферы личности 4
1.1. Понятие мотивации 4
1.2. Уровни мотивационной сферы человека 6
1.3. Основные теории мотивации 9
Глава 2. Мотивация профессиональной деятельности 18
2.1 Мотивы участия в трудовом процессе 18
2.2. Учет мотивации при индивидуальном подходе к персоналу 21
Заключение 28
Литература 29
 
 

 

      Введение

     В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов. Рассмотрим отмеченные процессы несколько подробнее.

     Вполне естественно, что все многообразие потребностей человека не может быть замкнуто на профессиональную деятельность. В труде и через труд человек удовлетворяет только часть своих потребностей. Но даже та часть потребностей, которая удовлетворяется в деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов трудовой деятельности, продолжая мотивационный процесс принятия профессии, заключается прежде всего в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей работника в конкретных формах. Например, познавательные потребности могут быть удовлетворены в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда; такие психогенные потребности, как потребность в престиже, признании, достижении и повышении статуса, потребность в общении и т.д., опосредуются уровнем профессионального мастерства.  
 

 

      Глава 1. Теоретические аспекты мотивационной сферы личности

     1.1. Понятие мотивации

     В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия. Однако запросы практики: производства, обучения и воспитания -- настоятельно требуют разработки данной области психологии и в ответ на эти требования проводятся многочисленные исследования, которые складываются в конкретные направления. Прежде всего ученых волнует вопрос о движущих силах, определяющих поведение человека.

     Данный вопрос является одним из основных в различных теоретических концепциях. Некоторые исследователи основными движущими силами считают биологические факторы (инстинкты, потребности человека), другие -- социальные; одни исходят из теории одного побуждения, другие -- из представления о «каталоге побуждений». При этом исследователи приводят и различные наборы основных факторов, которые побуждают и направляют поведение человека. Провести однозначную классификацию этих исследований чрезвычайно трудно.

     Понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

  1. мотивация -- это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.
  2. мотивация -- это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами -- мотивирование.

     Наиболее важным из мотивационных понятий является понятие «потребности». Потребность -- это состояние нужды в чем-либо. Потребности есть у всех живых существ. Они активизируют организм, направляют его на поиск того, что в данный момент необходимо организму.

     Основными характеристиками потребностей являются:

  1. сила,
  2. периодичность возникновения,
  3. способы удовлетворения,
  4. предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

     Еще одно понятие, описывающее мотивационную сферу человека, -- это мотив. Мотив (от лат. -- приводить в движение, толкать) -- это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев).

     Мотив - это внутреннее побуждение к деятельности ради удовлетворения актуальной потребности. То есть мотив возникает тогда, когда какая-либо потребность становится важнее, ощутимее других и заставляет человека действовать (думать, двигаться) в направлении, обеспечивающем достижение пункта, состояния, положения, в котором эта самая потребность будет удовлетворена. Таким образом, человек стремится к цели, которую можно определить как образ удовлетворенной потребности.

     Следовательно, классический мотив есть психологическое явление, в котором можно различить:

  • источник -- актуализирующуюся потребность;
  • динамическую составляющую - целесообразную и целенаправленную деятельность;
  • конечный пункт, ориентир, манящий, привлекающий к себе и сулящий те или иные блага, радости или, как минимум, избавление от какой-то помехи, неприятности - цель, при достижении которой мотив разрешается, угасает, т. е. перестает существовать -- насовсем или на время.

     Итак, в основе конструкции лежит какая-то из потребностей, коих существует неисчислимое множество, - таких разных по содержанию, характеру, по значимости для самого субъекта и для всех, кто его окружает.

     Цель -- осознаваемый результат, на который направлено поведение. Это ожидаемый результат деятельности человека. Цель связана с кратковременной памятью в отличие от мотивов я потребностей.

     Потребности, мотивы, цели -- основные составляющие мотивационной сферы человека (Приложение, рис.1).

     Итак, каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. 

     1.2. Параметры мотивационной сферы человека

     Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

  1. развитость характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
  2. гибкость описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);
  3. иерархизированность -- это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

     Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

     Интерес -- это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. Например: интерес к себе могут вызвать самые разнообразные события, любой частный раздражитель (слуховой, зрительный) и т.д. Интересу соответствует особый вид деятельности -- ориентировочно-исследовательская. Высший уровень такой деятельности (имеющиеся лишь у человека) -- научные и художественно-творческие изыскания.

     Желания и намерения -- это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

     Задача -- это частный ситуативно-мотивационный фактор возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую преодолевают, благодаря постановке конкретной задачи.

     В плане воздействия, создание мотивов можно обозначить как мотивирование. Мотивирование -- это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать -- это значит создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность выступает как внутренний, а цель -- как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей -- это значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

     Актуализировавшаяся потребность и вызванный ею мотив могут осознаваться, но могут оставаться и неосознанными. В последнем случае человек сам не вполне понимает свои поступки. Но если он попытается позже объяснить их, то, как правило, ему удается найти то или иное обоснование своих действий (привести их мотивировку). При этом, однако, далеко не всегда такое объяснение будет правильным. Очень часто искажения, подчас очень значительные, вносятся механизмами психологической защиты личности. И тогда субъект, во-первых, предстает в существенно лучшем свете и, во-вторых, искренне верит в подлинность найденной версии.

     Если одновременно актуализированы две (или больше) противоречащие друг другу потребности и обе (все) они осознаны, в душе происходит хорошо знакомая каждому борьба мотивов, порой весьма мучительная.

     Мобилизация резервов и концентрация усилий во многих случаях обеспечивает достижение цели. Казалось бы, удовлетворение при этом должно возрастать по мере усложнения задачи. И действительно, так происходит, но не беспредельно, а лишь до тех пор, пока сохраняется соразмерность затрат и достигнутого результата. На каком-то этапе рост удовлетворения прекращается, а потом и вовсе начинается спад - вплоть до нулевого и даже отрицательного эффекта. Так бывает в экстремальных ситуациях, требующих включения всех сил субъекта - на грани физических возможностей.

     Однако не так уж редко случается, что при полной мобилизации всех резервных сил цель все-таки ускользает. И тогда наступает состояние фрустрации (реакция субъекта на неосуществление мотива).

     Мы можем говорить о двух крайних вариантах этого явления - фрустрации агрессивной и фрустрации депрессивной.

     При агрессивной фрустрации вся энергия, мобилизованная для достижения цели и оставшаяся неизрасходованной и ненужной как только цель стала недостижимой, получает разрушительный, деструктивный выход.

     Здесь также наблюдается широкий диапазон проявлений.

     Субъективно агрессивная фрустрация переживается как раздражение, досада, злоба, гнев, ярость. Но если удается найти «мишень», человек достаточно быстро и довольно полно избавляется от этих чувств.

     Агрессивная фрустрация служит неплохой защитой для организма от вредного воздействия стресса. Но благополучие человека не ограничивается физиологическим уровнем его существования. И оказывается, что, сохраняя субъекту здоровье, этот вариант фрустрации создает для него проблемы на социальном уровне. Привычная склонность к агрессивным реакциям делает человека конфликтным, настраивает против него окружающих, нарушает его социальные связи, обрекает его на все более глухую душевную изоляцию и одиночество.

Информация о работе Упраление мотивации персоналом на предприятии