Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:27, контрольная работа
Понятие «культура» объединяет в себе многомерные и разносторонние явления, поэтому, говоря о культуре, необходимо уточнять, что мы имеем в виду. Культура, связанная с творческой и повседневной деятельностью человека, проявляющейся в самовыражении и обыденных практиках, хранении и трансляции социального опыта, значительно шире, чем узкоспециализированное понятие сферы культуры, связанное с конкретной профессиональной деятельностью. При этом сама сфера культуры также включает в себя ряд более узких понятий, связанных с различными, более специфическими, видами деятельности. В начале 90-х годов XX века отечественные работники культурной сферы оказались в затруднительном положении: лишившись полного государственного финансирования, необходимо было решать, как жить дальше, а ведь культура является залогом полноценного развития общества.
32
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура» объединяет в себе многомерные и разносторонние явления, поэтому, говоря о культуре, необходимо уточнять, что мы имеем в виду. Культура, связанная с творческой и повседневной деятельностью человека, проявляющейся в самовыражении и обыденных практиках, хранении и трансляции социального опыта, значительно шире, чем узкоспециализированное понятие сферы культуры, связанное с конкретной профессиональной деятельностью. При этом сама сфера культуры также включает в себя ряд более узких понятий, связанных с различными, более специфическими, видами деятельности. В начале 90-х годов XX века отечественные работники культурной сферы оказались в затруднительном положении: лишившись полного государственного финансирования, необходимо было решать, как жить дальше, а ведь культура является залогом полноценного развития общества.
По ходу решения этой проблемы сейчас мы видим, что сфера культуры стала своеобразным стечением интересов и деятельности трёх секторов - государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Это накладывает особый отпечаток на менеджмент в данной области, так как зачастую цели этих акторов не совпадают, и поэтому не понятно, на кого следует ориентироваться в первую очередь, реализуя ту или иную стратегию.
«Момент истины» выразился в осознании прозрачных истин. Есть сферы деятельности, где уместны и эффективны исключительно административно-командные методы управления. Это армия и места лишения свободы - сферы абсолютно несвободного времени, когда человек выполняет не свою волю. Отсюда - иерархия должностей, приказная система и т. д. Есть сферы, в которых эффективно отраслевое управление, когда необходима централизация средств, ресурсов и т. д. — например, тяжелое машиностроение, космическая техника и т. п. Есть сферы, где более уместен территориальный акцент — например, жилищно-коммунальное хозяйство. И есть сфера, где исключительно командные методы или отраслевой подход и даже территориальный принцип оказываются несостоятельными. Это сфера культуры, являющаяся сферой свободного времени — когда люди в буквальном смысле слова что хотят, то и делают. Если их не пускают в одно, учреждение, они идут в другое, если их гонят оттуда, они идут на кухни, в подвалы, на чердаки, в лес, но будут продолжать делать то, что они хотят делать. Им можно только помогать или мешать.
Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники сферы культуры оказывают серьезное влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.
Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.
Менеджмент определяют не только как принятие решений и контроль за их исполнением, но и как «систему управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность» [1, с.73].
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЁ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
1.1. Организация: понятие и виды
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов. В России организация является юридическим лицом, которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых органах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовую самостоятельность[2, с.21].
В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) в качестве единиц статистических наблюдений выделяют организации, индивидуальных предпринимателей, местные единицы; все они функционируют в сфере культуры и искусства.
Организации — юридические лица, прошедшие государственную регистрацию; не юридические лица, созданные в установленные законодательством РФ порядке; филиалы, представительства и иные подразделения иностранных организаций, прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством РФ, не являющиеся юридическими лицами.
Индивидуальные предприниматели — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Местные единицы — территориально-обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства).
Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кинотеатрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.
Таким образом, организация представляет собой систему, т.е. некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей, основными системными принципами формирования которой являются:
1) целостность — несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого;
2) структурность — возможность описания системы не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами структуры;
3) взаимозависимость структуры и среды — формирование и проявление свойств системы во взаимодействии со средой, причем система является активным элементом взаимодействия;
4) иерархичность — каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;
5) множественность описания каждой системы — макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и выполняемой функции.
Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами, а главное владельцами и носителями интеллектуальной собственности [2, с.23].
В организациях сферы культуры и искусства менеджмент как управляющая ее подсистема (орган управления) является многогранным, поэтому его следует рассматривать в различных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить все многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие признаки классификации:
взаимосвязь между организацией и внешней средой;
взаимосвязь между объектом управления (творческим коллективом) и менеджментом;
элементы руководства, управления и обслуживания менеджмента;
этапы принятия решений в менеджменте.
Внешняя среда при определении миссии, цели и стратегии организации является определяющей, поскольку включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники интеллектуального потенциала и рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.
Все организации культуры и искусства подразделяют на три группы:
К первой группе относят объекты культурного наследия нации (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений.
Ко второй группе принадлежат организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности;
В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.
Границы между этими группами организаций культуры и искусства условные и могут смещаться в зависимости от культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, изменения потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса отношений, наличия институтов социального партнерства, общественных и частных пожертвований.
В сфере культуры и искусства активна предпринимательская деятельность. Наиболее распространенными формами организации предпринимательской деятельности, которые определены Гражданским кодексом РФ, являются индивидуальные предприниматели, товарищества и общества.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица — наиболее простая форма организации бизнеса. Она применяется в малом предпринимательстве, отличается особенностями налогообложения и напоминает частные фирмы в странах с развитой рыночной экономикой, однако отличается от них по юридическим признакам — полной идентичностью наименования субъекта хозяйственной деятельности и гражданского имени (фамилии) предпринимателя. В сфере культуры и искусства некоторые виды деятельности требуют оформления лицензии — официального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Единый для всех субъектов хозяйствования порядок лицензирования установлен Федеральным законом РФ от 25.09.1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Товарищества — это объединения физических лиц, создаваемые для осуществления предпринимательской деятельности в случае, когда в организации предприятия решают объединиться два или более участника. Все члены товарищества лично участвуют в хозяйственной деятельности. Вкладом могут быть не только денежные или материальные средства, но и собственные трудовые усилия. Договор простого товарищества, известный под названием договора о совместной деятельности, является многосторонней сделкой. Общность целей и совместный характер деятельности позволяют характеризовать участников в качестве товарищей, а сам договор именовать товарищеским. Участники данного договора не создают юридического лица, поэтому отвечают по обязательствам товарищества хотя и в долевом или солидарном порядке, но всем своим личным имуществом. По этому признаку договор о совместной деятельности четко отличается от учредительного договора, который объединяет участников по созданию нового юридического лица.
Общества — это юридические лица, создающиеся по соглашению граждан или юридических лиц путем объединения их капиталов в целях осуществления хозяйственной деятельности. В отличие от товариществ, общества создаются на основе объединения капиталов и не требуют личного участия учредителей (участников) в хозяйственной деятельности организации. Общества создаются по решению учредительного собрания или единственного учредителя и действуют на основании устава. Уставный капитал формируется из акций, количество и номинальная стоимость которых определяется в уставе, или из номинальной стоимости долей участников. Выпуск акций должен быть зарегистрирован в финансовых органах российской федерации по месту регистрации общества. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (участников). Для осуществления общего руководства деятельностью общества избирается совет директоров (наблюдательный совет), руководство текущей деятельностью осуществляется правлением или директором, назначаемым обычно общим собранием акционеров (участников).
Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечают по его обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом. Уставный капитал обществ разделен на доли, определенных уставными документами.
Наиболее распространенными в крупном и среднем бизнесе являются акционерные общества. Отличие акционерных обществ заключается в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. Количество и номинальная стоимость акций определяется в уставе. Уставный капитал акционерных обществ формируется из определенного числа акций. При этом участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут ответственность за результаты деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Большинство таких обществ в России в 1990-е гг. создано путем приватизации государственных или муниципальных предприятий. Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации (РФ), субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества имеют право продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. В отличие от открытого в закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества [2, с.31].