Учреждение культуры как организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие «культура» объединяет в себе многомерные и разносторонние явления, поэтому, говоря о культуре, необходимо уточнять, что мы имеем в виду. Культура, связанная с творческой и повседневной деятельностью человека, проявляющейся в самовыражении и обыденных практиках, хранении и трансляции социального опыта, значительно шире, чем узкоспециализированное понятие сферы культуры, связанное с конкретной профессиональной деятельностью. При этом сама сфера культуры также включает в себя ряд более узких понятий, связанных с различными, более специфическими, видами деятельности. В начале 90-х годов XX века отечественные работники культурной сферы оказались в затруднительном положении: лишившись полного государственного финансирования, необходимо было решать, как жить дальше, а ведь культура является залогом полноценного развития общества.

Работа содержит 1 файл

организация.doc

— 159.00 Кб (Скачать)


32

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «культура» объединяет в себе многомерные и разносторонние явления, поэтому, говоря о культуре, необходимо уточнять, что мы имеем в виду. Культура, связанная с творческой и повседневной деятельностью человека, проявляющейся в самовыражении и обыденных практиках, хранении и трансляции социального опыта, значительно шире, чем узкоспециализированное понятие сферы культуры, связанное с конкретной профессиональной деятельностью. При этом сама сфера культуры также включает в себя ряд более узких понятий, связанных с различными, более специфическими, видами деятельности. В начале 90-х годов XX века отечественные работники культурной сферы оказались в затруднительном положении: лишившись полного государственного финансирования, необходимо было решать, как жить дальше, а ведь культура является залогом полноценного развития общества.

По ходу решения этой проблемы сейчас мы видим, что сфера культуры стала своеобразным стечением интересов и деятельности трёх секторов - государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Это накладывает особый отпечаток на менеджмент в данной области, так как зачастую цели этих акторов не совпадают, и поэтому не понятно, на кого следует ориентироваться в первую очередь, реализуя ту или иную стратегию.

«Момент истины» выразился в осознании прозрачных истин. Есть сферы деятельности, где уместны и эффективны исключительно административно-командные методы управления. Это армия и места лишения свободы - сферы абсолютно несвободного времени, когда человек выполняет не свою волю. Отсюда - иерархия должностей, приказная система и т. д. Есть сферы, в которых эффективно отраслевое управление, когда необходима централизация средств, ресурсов и т. д. — например, тяжелое машиностроение, космическая техника и т. п. Есть сферы, где более уместен территориальный акцент — например, жилищно-коммунальное хозяйство. И есть сфера, где исключительно командные методы или отраслевой подход и даже территориальный принцип оказываются несостоятельными. Это сфера культуры, являющаяся сферой свободного времени — когда люди в буквальном смысле слова что хотят, то и делают. Если их не пускают в одно, учреждение, они идут в другое, если их гонят оттуда, они идут на кухни, в подвалы, на чердаки, в лес, но будут продолжать делать то, что они хотят делать. Им можно только помогать или мешать.

Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники сферы культуры оказывают серьезное влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.

Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.

Менеджмент определяют не только как принятие решений и контроль за их исполнением, но и как «систему управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность» [1, с.73].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЁ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

1.1.           Организация: понятие и виды

Организация — это группа людей, деятельность которых со­знательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов. В России организация является юридическим лицом, которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых орга­нах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовую самостоятельность[2,  с.21].

В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Феде­ральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) в качестве единиц статистических наблюдений выделяют организации, индивидуальных предпринимателей, местные еди­ницы; все они функционируют в сфере культуры и искусства.

Организации — юридические лица, прошедшие государствен­ную регистрацию; не юридические лица, созданные в установлен­ные законодательством РФ порядке; филиалы, представительства и иные подразделения иностранных организаций, прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством РФ, не явля­ющиеся юридическими лицами.

Индивидуальные предприниматели — граждане, осуществля­ющие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица.

Местные единицы — территориально-обособленные подразде­ления организаций (филиалы, представительства).

Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кино­театрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и до­суга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.

Таким образом, организация представляет собой систему, т.е. некое единство, а не простую совокупность составляющих ее час­тей, основными системными принципами формирования которой являются:

1) целостность — несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого;

2) структурность — возможность описания системы не столь­ко поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами структуры;

3) взаимозависимость структуры и среды — формирование и про­явление свойств системы во взаимодействии со средой, при­чем система является активным элементом взаимодействия;

4) иерархичность — каждый элемент системы в свою очередь мо­жет рассматриваться как система, а исследуемая система пред­ставляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;

5) множественность описания каждой системы — макроскопи­ческое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим за­дачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и выполняемой функции.

Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с по­мощью решения проблем и осуществления операций. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие ор­ганизационную структуру организации, и неформальные (в основ­ном горизонтальные), возникающие на основе реализации интере­сов между отдельными менеджерами и специалистами, а главное владельцами и носителями интеллектуальной собственности [2, с.23].

В организациях сферы культуры и искусства менеджмент как управляющая ее подсистема (орган управления) является много­гранным, поэтому его следует рассматривать в различных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить все многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие признаки классификации:

   взаимосвязь между организацией и внешней средой;

   взаимосвязь между объектом управления (творческим коллек­тивом) и менеджментом;

   элементы руководства, управления и обслуживания менедж­мента;

   этапы принятия решений в менеджменте.

Внешняя среда при определении миссии, цели и стратегии организации является определяющей, поскольку включает потребителей, кон­курентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники интеллектуального потенциала и рабочей силы и, ко­нечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.

Все организации культуры и искусства подразделяют на три группы:

К первой группе относят объекты культурного наследия нации (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не мо­гут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой соци­альной значимости, невоспроизводимости и необходимости со­хранения для последующих поколений.

Ко второй группе принадлежат организации и учреждения куль­туры и искусства, входящие в зону ограниченного действия (биб­лиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации могут получать допол­нительные доходы за счет предпринимательской деятельности;

В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-биз­неса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.

Границы между этими группами организаций культуры и ис­кусства условные и могут смещаться в зависимости от культурной политики государства и его экономического потенциала, истори­ческих и национальных культурных традиций, изменения потре­бительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже­способного спроса отношений, наличия институтов социального партнерства, общественных и частных пожертвований.

В сфере культуры и искусства активна предпринимательская деятельность. Наиболее распространенными формами органи­зации предпринимательской деятельности, которые определены Гражданским кодексом РФ, являются индивидуальные предпри­ниматели, товарищества и общества.

Предпринимательская деятельность без образования юридиче­ского лица — наиболее простая форма организации бизнеса. Она применяется в малом предпринимательстве, отличается особенно­стями налогообложения и напоминает частные фирмы в странах с развитой рыночной экономикой, однако отличается от них по юридическим признакам — полной идентичностью наименования субъекта хозяйственной деятельности и гражданского имени (фа­милии) предпринимателя. В сфере культуры и искусства некоторые виды деятельности требуют оформления лицензии — официально­го разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Единый для всех субъектов хозяйствования порядок лицензирова­ния установлен Федеральным законом РФ от 25.09.1998 г. «О ли­цензировании отдельных видов деятельности».

Товарищества — это объединения физических лиц, создавае­мые для осуществления предпринимательской деятельности в слу­чае, когда в организации предприятия решают объединиться два или более участника. Все члены товарищества лично участвуют в хозяйственной деятельности. Вкладом могут быть не только де­нежные или материальные средства, но и собственные трудовые усилия. Договор простого товарищества, известный под названи­ем договора о совместной деятельности, является многосторонней сделкой. Общность целей и совместный характер деятельности по­зволяют характеризовать участников в качестве товарищей, а сам договор именовать товарищеским. Участники данного договора не создают юридического лица, поэтому отвечают по обязатель­ствам товарищества хотя и в долевом или солидарном порядке, но всем своим личным имуществом. По этому признаку договор о совместной деятельности четко отличается от учредительного договора, который объединяет участников по созданию нового юридического лица.

Общества — это юридические лица, создающиеся по соглаше­нию граждан или юридических лиц путем объединения их капита­лов в целях осуществления хозяйственной деятельности. В отличие от товариществ, общества создаются на основе объединения ка­питалов и не требуют личного участия учредителей (участников) в хозяйственной деятельности организации. Общества создаются по решению учредительного собрания или единственного учре­дителя и действуют на основании устава. Уставный капитал фор­мируется из акций, количество и номинальная стоимость которых определяется в уставе, или из номинальной стоимости долей участ­ников. Выпуск акций должен быть зарегистрирован в финансовых органах российской федерации по месту регистрации общества. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (участников). Для осуществления общего руководства деятельностью общества избирается совет директоров (наблюда­тельный совет), руководство текущей деятельностью осуществля­ется правлением или директором, назначаемым обычно общим собранием акционеров (участников).

Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечают по его обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут от­ветственность всем своим имуществом. Уставный капитал обществ разделен на доли, определенных уставными документами.

Наиболее распространенными в крупном и среднем бизнесе являются акционерные общества. Отличие акционерных обществ заключается в том, что им предоставлено право привлекать не­обходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. Ко­личество и номинальная стоимость акций определяется в уставе. Уставный капитал акционерных обществ формируется из опреде­ленного числа акций. При этом участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут ответственность за ре­зультаты деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Большинство таких обществ в России в 1990-е гг. создано путем приватизации государственных или муниципальных пред­приятий. Приватизация государственного и муниципального иму­щества — возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации (РФ), субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества имеют право прода­вать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. В отличие от открытого в закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобре­тения акций, продаваемых другими акционерами этого общества  [2, с.31].

Информация о работе Учреждение культуры как организация