Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация
Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ.
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ
В целом, самостоятельная
работа студента при изучении курса,
независи-
мо от формы обучения, представляет собой
следующее:
Работы и контроли, оценка по которым учитывается в рейтинге курса
Контрольная работа. Тема контрольной работы выбирается
из приведен-
ного ниже списка самостоятельно, но по
согласованию с преподавателем.
Темы контрольных работ
19
Мотивационные системы
и модели в повышении эффективности
управ-
ления персоналом. Выявите основные проблемы
и укажите пути их ре-
шения.
Как выбрать определенный стиль управления
для конкретной организа-
ции? Какие факторы при этом необходимо
учитывать?
Взаимосвязь между выбранным (применяемым)
методом управления и
конечными результатами работы (производительность
труда).
Какой метод из всей классификации системы
управления, по вашему
мнению, является наиболее эффективным?
Дайте обоснование.
Внутренние и внешние факторы, влияющие
на стиль управления.
Личностные характеристики менеджера,
влияющие на принятие управ-
ленческого решения.
Отличительные особенности стандартного и нестандартного
принятия
управленческого решения.
Факторы эффективности
управленческого решения.
Менеджеры в системе управления: как осуществляется
их подбор в со-
ответствии с общепринятыми и корпоративными
критериями (методы
формы подбора и расстановки)?
Качества менеджеров:
эволюция и современные подходы.
Методы контроля, применяемые на практике
в управлении. Их класси-
фикация и социально-экономическая эффективность.
Процесс проектирования оперативных систем
управления производст-
вом с учетом объективных и субъективных
условий (цели, задачи и раз-
мещение производств).
Выбор оргструктур управления
в производственных подразделениях
(обоснование необходимости и оптимальности
оргструктуры).
Маркетинг в структуре управления предприятиями. Цели, задачи, функ-
ции, стратегия.
Стратегическое маркетинговое
планирование (виды планов, их структу-
ра и отличительные особенности от других
планов).
Разработка бизнес-планов в маркетинговой
деятельности предприятия
(содержание и объективная необходимость их разработки).
Как осуществляется управление конкуренцией
и есть ли необходимость
ею управлять?
Модели управления на
практике в России и за рубежом (показать
эво-
люционные процессы и этапы их развития).
Демократической стиль
управления: какими методами осуществляется
делегирование полномочий? Какие виды
полномочий можно делегиро-
вать? Правомерность делегирования полномочий.
Мотивационные модели управления:
кем и как они разрабатываются,
ка-
кова их социально-экономическая эффективность?
Методы устранения возникших конфликтов:
как управлять конфликтом?
Коммуникация в управлении: как определить
ее эффективность (отпра-
витель, сообщение, канал обмена информацией,
получатель сообщения,
технология передачи информации)?
20
Примерная структура и объем работы:
Работа оформляется
на листах формата А4, текст набирается
в формате
Word, размер шрифт - Times New Roman, 14, интервал
- 1,5).
При написании работы
не обязательно ограничиваться указанной
литера-
турой. Достаточно много источников по
указанным проблемам есть в Интер-
нете. Но, если текст будет просто скопирован
с какого-то сайта, то такая
работа не принимается.
Максимальный балл за
контрольную работу - 15 баллов, и
выставляется
он в том случае, если тема раскрыта полностью,
работа соответствует задан-
ной структуре, если работа насыщена практическими
примерами, оформлена
аккуратно и сдана вовремя.
Рубежный контроль. Первый рубеж проводится по темам первой
поло-
вины курса в виде теста с выбираемым ответом.
Каждый тест содержит 10
вопросов.
Максимальная оценка по рубежу - 10 баллов, соответственно, реальная
оценка равна количеству правильных ответов.
Проходной балл по каждому
тесту (т.е. минимальное число правильных
ответов) - 5.
Отработка пропущенных занятий и консультации
Все пропущенные занятия
подлежат отработке. Форма отработки - сдача
миниреферата (эссе объемом 6-8 страниц
текста) и собеседование по теме.
Все невыполненные задания подлежат выполнению
в любом случае.
В рамках самостоятельной
работы организуется проведение консульта-
ций, на которых будет осуществляться тестирование, прием
и обсуждение
выполненных заданий, а также прием отработки
пропущенных занятий. На
консультациях же вы сможете получить
ответы на любые вопросы, возник-
шие по ходу освоения курса в целом и по
выполнению заданий.
Лекции для студентов очно-заочного и заочного отделений выполняют в
большей степени ориентирующую функцию
(проведение семинаров не пре-
дусмотрено), поэтому в качестве «отчета»
об освоении курса им предстоит
выполнить контрольную работу по одной
из приведенных ниже тем. Студен-
ты, не представившие контрольную работу,
не допускаются к экзамену.
Тематика и рекомендации
по выполнению контрольных работ
студентами очно-заочного и заочного отделений
Контрольная работа. Тема контрольной работы выбирается
студентом
самостоятельно, по первой букве его фамилии.
Объем контрольной работы -
10-12 страниц (на листах формата А4, текст
набирается в формате Word, раз-
мер шрифт - Times New Roman, 14, интервал - 1,5).
Примерная структура работы:
№ |
Первая |
Название темы |
1. 2. |
А |
Менеджмент как наука и Причины конфликтов в организациях и роль менеджера в их разрешении |
Б |
Формирование российского | |
В |
Эволюция научной мысли в области менеджмента Матричная структура управления и
ее использование в рыночных усло- | |
Г |
Современные подходы к управлению
(инкрементальный, виртуальный, Принципы менеджмента: их возникновение
и проблемы их практической |
Д |
Цели менеджмента и проблема их интеграции Функциональное разделение управленческого
труда: причины и характе- | |
11. |
Е |
Целевое управление предприятием: достоинства
и недостатки |
13. |
Ж |
Организационная функция как центральная
комплексная функция ме- |
3 |
Экономические методы менеджмента
и их использование в условиях не- Эффективность труда менеджера и пути ее повышения | |
17 |
И |
Методы административно- Личность менеджера: структура
качеств и способы усиления положи- |
К |
Неформальная структура Программно-целевое управление организацией | |
21. |
Л |
Гибкие организационные структуры
и их возможности в условиях быст- |
М |
Особенности российского менеджмента | |
Н |
Сравнительный анализ линейной и дивизиональной
структур управления | |
О |
Издержки в использовании Человек и организация: проблема интеграции | |
№ |
Первая |
Название темы |
П |
Профессионализация менеджера и
способы ее ускорения с применением Основные направления | |
Р |
Профессиограмма менеджера, ее назначение
и технология разработки. | |
С |
Российский менеджмент XXI века: каким
бы мы хотели его видеть.. | |
Т |
Современные тенденции развития менеджмента
как науки | |
37. |
У |
Бюрократизм как субкультура управления:
возможность ослабления его |
38. |
Ф |
Развитие гуманистической |
39. |
X |
План-график менеджера: его назначение и процедура разработки |
40. |
Ц |
Бюджет рабочего времени менеджера и причины его нерациональности |
41. |
Ч |
Американский и японский менеджмент: сравнительная характеристика |
23
42. |
Ш |
Прогнозирование развития социально-экономической
ситуации на бли- |
43. |
Щ |
Управление как вид |
44. |
Э |
Адаптация молодых сотрудников
и возможности управления этим про- |
45. |
Ю |
Проблема оценки эффективности
труда менеджера и подходы
к ее реше- |
46. |
Я |
Факторы, определяющие современный контекст менеджмента |
В работе обязательно
приводится список использованной литературы
(включая статьи из периодических изданий)
и перечень использованных ре-
сурсов Интернета.
Срок представления
на кафедру выполненной работы определяется
гра-
фиком учебного процесса и уточняется в начале лекционного
курса.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Итоговый контроль (экзамен)
по курсу проводится в нескольких
вариан-
тах, в зависимости от формы обучения.
На очном отделении экзамен прово-
дится по комплексным тестам, охватывающим
все содержание курса, в том
числе его прикладную часть или в форме
письменного экзаменационного эс-
се, включающего теоретическую и практическую
часть (задачу). На других
отделениях экзамен может проводиться
в виде собеседования по теоретиче-
ским вопросам и выполненной студентами
письменной работе. В ряде случа-
ев студентам могут быть предложены тесты
в комплексе с практическими
заданиями.
В любом случае на экзамене
преподаватели будут проверять
не только и
не столько то, как студент заучил и воспроизвел
материал лекций и (возмож-
но) прочитанных книг, сколько способность
связать освоенный материал с
реальной практикой менеджмента. В особенности
это будет касаться студен-
тов очно-заочных и заочных отделений,
которые, по определению, должны
иметь некоторый практический опыт.
При подготовке к экзамену
и семестровому зачету следует учитывать
«Требования к уровню освоения курса».
Конкретный список вопросов,
которые могут быть в экзаменационных
билетах и в перечне вопросов к зачету,
можно будет узнать на кафедре перед
сессией (для заочников - по окончании
теоретического курса). Экзаменаци-
онные задачи по своей форме и структуре
соответствуют приведенным в на-
стоящих учебно-методических материалах.
Следите также за информацией на сайте кафедры.
Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины