Учебно - методический комплекс дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация

Описание работы

Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.

Содержание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25

Работа содержит 1 файл

УМК Менеджмент МО.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ. 
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

В целом, самостоятельная  работа студента при изучении курса, независи- 
мо от формы обучения, представляет собой следующее:

  1. Проработка материалов лекций (рекомендуется прочитывать лекцию в 
    тот день, когда она была, а также перед семинаром).
  2. Чтение рекомендованной учебно-методической литературы.
  3. Чтение и проработка рекомендованных первоисточников.
  4. Поиск и проработка материалов периодической печати.
  5. Поиск и проработка материалов из интернет-ресурсов.
  6. Выполнение домашних заданий.

Работы и контроли, оценка по которым учитывается в  рейтинге курса

Контрольная работа. Тема контрольной работы выбирается из приведен- 
ного ниже списка самостоятельно, но по согласованию с преподавателем.

Темы контрольных работ

    1. Механизм управления: как его разработать? Что из себя представляет 
      механизм экономического управления?
    1. Отличительные особенности централизованного и децентрализованного 
      управления (преимущества и недостатки).
    1. Каналы влияния на систему управления внешних факторов. Дайте их 
      классификацию и понятийный аппарат.

19

Мотивационные системы  и модели в повышении эффективности  управ- 
ления персоналом. Выявите основные проблемы и укажите пути их ре- 
шения.

Как выбрать определенный стиль управления для конкретной организа- 
ции? Какие факторы при этом необходимо учитывать? 
Взаимосвязь между выбранным (применяемым) методом управления и 
конечными результатами работы (производительность труда). 
Какой метод из всей классификации системы управления, по вашему 
мнению, является наиболее эффективным? Дайте обоснование. 
Внутренние и внешние факторы, влияющие на стиль управления. 
Личностные характеристики менеджера, влияющие на принятие управ- 
ленческого решения.

Отличительные особенности стандартного и нестандартного принятия 
управленческого решения.

Факторы эффективности  управленческого решения. 
Менеджеры в системе управления: как осуществляется их подбор в со- 
ответствии с общепринятыми и корпоративными критериями (методы 
формы подбора и расстановки)?

Качества менеджеров: эволюция и современные подходы. 
Методы контроля, применяемые на практике в управлении. Их класси- 
фикация и социально-экономическая эффективность. 
Процесс проектирования оперативных систем управления производст- 
вом с учетом объективных и субъективных условий (цели, задачи и раз- 
мещение производств).

Выбор оргструктур управления в производственных подразделениях 
(обоснование необходимости и оптимальности оргструктуры). 
Маркетинг в структуре управления предприятиями. Цели, задачи, функ- 
ции, стратегия.

Стратегическое маркетинговое  планирование (виды планов, их структу- 
ра и отличительные особенности от других планов). 
Разработка бизнес-планов в маркетинговой деятельности предприятия 
(содержание и объективная необходимость их разработки). 
Как осуществляется управление конкуренцией и есть ли необходимость 
ею управлять?

Модели управления на практике в России и за рубежом (показать эво- 
люционные процессы и этапы их развития).

Демократической стиль  управления: какими методами осуществляется 
делегирование полномочий? Какие виды полномочий можно делегиро- 
вать? Правомерность делегирования полномочий.

Мотивационные модели управления: кем и как они разрабатываются, ка- 
кова их социально-экономическая эффективность?

Методы устранения возникших конфликтов: как управлять конфликтом? 
Коммуникация в управлении: как определить ее эффективность (отпра- 
витель, сообщение, канал обмена информацией, получатель сообщения, 
технология передачи информации)?

20

      1. Формальные и неформальные организации: какое влияние они оказыва- 
        ют на эффективность системы управления?
      2. Проектирование работы, рабочих мест и условий труда: как осуществ- 
        ляются ротация, расширение фронта работ, обогащение содержания ра- 
        боты, разработка гибких графиков, создание рабочих групп?
      3. Миссия организации: функции, предназначение, структура. Примеры 
        формулировок и их анализ.
      4. Методы стратегического анализа и их применение на практике.
      5. Сравнительный анализ стратегий развития организаций.

Примерная структура  и объем работы:

  1. введение: актуальность проблемы и ее значимость для практики (1-2 стр.);
  2. основная часть: варианты решения проблемы в теории менеджмента и 
    практике. Примеры и иллюстрации обязательны. Их можно брать как из 
    собственной практики (если она есть), так и из материалов периодической 
    печати, web-сайтов, приведенных в списке, сайтов компаний и фирм (5-6 
    стр.);
  3. заключение: выводы и обобщения по проблеме, тенденции в теории и 
    практике управления в контексте рассмотренной проблемы (1-1,5 стр.);
  4. использованные источники;

Работа оформляется  на листах формата А4, текст набирается в формате 
Word, размер шрифт - Times New Roman, 14, интервал - 1,5).

При написании работы не обязательно ограничиваться указанной  литера- 
турой. Достаточно много источников по указанным проблемам есть в Интер- 
нете. Но, если текст будет просто скопирован с какого-то сайта, то такая 
работа не принимается.

Максимальный балл за контрольную работу - 15 баллов, и  выставляется 
он в том случае, если тема раскрыта полностью, работа соответствует задан- 
ной структуре, если работа насыщена практическими примерами, оформлена 
аккуратно и сдана вовремя.

Рубежный контроль. Первый рубеж проводится по темам первой поло- 
вины курса в виде теста с выбираемым ответом. Каждый тест содержит 10 
вопросов.

Максимальная оценка по рубежу - 10 баллов, соответственно, реальная 
оценка равна количеству правильных ответов.

Проходной балл по каждому  тесту (т.е. минимальное число правильных 
ответов) - 5.

Отработка пропущенных  занятий и консультации

Все пропущенные занятия  подлежат отработке. Форма отработки - сдача 
миниреферата (эссе объемом 6-8 страниц текста) и собеседование по теме. 
Все невыполненные задания подлежат выполнению в любом случае.

В рамках самостоятельной  работы организуется проведение консульта- 
ций, на которых будет осуществляться тестирование, прием и обсуждение 
выполненных заданий, а также прием отработки пропущенных занятий. На 
консультациях же вы сможете получить ответы на любые вопросы, возник- 
шие по ходу освоения курса в целом и по выполнению заданий.

Лекции для студентов очно-заочного и заочного отделений выполняют в 
большей степени ориентирующую функцию (проведение семинаров не пре- 
дусмотрено), поэтому в качестве «отчета» об освоении курса им предстоит 
выполнить контрольную работу по одной из приведенных ниже тем. Студен- 
ты, не представившие контрольную работу, не допускаются к экзамену.

Тематика и рекомендации по выполнению контрольных работ 
студентами очно-заочного и заочного отделений

Контрольная работа. Тема контрольной работы выбирается студентом 
самостоятельно, по первой букве его фамилии. Объем контрольной работы - 
10-12 страниц (на листах формата А4, текст набирается в формате Word, раз- 
мер шрифт - Times New Roman, 14, интервал - 1,5).

Примерная структура  работы:

  1. теоретическая часть - описание рассматриваемой проблемы, краткий об- 
    зор взглядов и концепций на основе рекомендованных источников и 
    лекций;
  2. практическая часть (обязательно!) - примеры и иллюстрации из собст- 
    венной практики и/или из материалов периодической печати, web- 
    сайтов, приведенных в списке, или сайтов различных компаний и фирм.

№ 
темы

Первая 
буква 
фамилии

Название темы

1.

2.

А

Менеджмент как наука и искусство: проблемы интеграции

Причины конфликтов в организациях и роль менеджера в их разрешении

Б

Формирование российского менеджмента: этапы, проблемы, особенности 
Менеджер и предприниматель: общее и особенное

В

Эволюция научной мысли в  области менеджмента

Матричная структура управления и  ее использование в рыночных усло- 
виях

Г

Современные подходы к управлению (инкрементальный, виртуальный, 
синергетический и др.) в менеджменте

Принципы менеджмента: их возникновение  и проблемы их практической 
реализации




 

 

Д

Цели менеджмента и проблема их интеграции

Функциональное разделение управленческого  труда: причины и характе- 
ристика основных функций

11. 
12.

Е

Целевое управление предприятием: достоинства  и недостатки 
Функции организации и функции менеджмента: соотношение и взаимо- 
связь

13.

Ж

Организационная функция как центральная  комплексная функция ме- 
неджмента

3

Экономические методы менеджмента и их использование в условиях не- 
хватки ресурсов

Эффективность труда менеджера  и пути ее повышения

17 
18.

И

Методы административно-правового  воздействия на подчиненных: дос- 
тоинства, недостатки и пределы использования

Личность менеджера: структура качеств и способы усиления положи- 
тельных и нейтрализации отрицательных качеств менеджера

К

Неформальная структура организации  и ее влияние на производственные 
процессы

Программно-целевое управление организацией

21. 
22.

Л

Гибкие организационные структуры и их возможности в условиях быст- 
рого изменения окружающей среды 
Современная организация труда менеджера

М

Особенности российского менеджмента 
Этика и этикет менеджера

Н

Сравнительный анализ линейной и дивизиональной структур управления 
Управление с позиции ситуационного менеджмента

О

Издержки в использовании рабочего времени менеджера: причины, спо- 
собы устранения

Человек и организация: проблема интеграции

 

№ 
те- 
мы

Первая 
буква 
фамилии

Название темы

П

Профессионализация менеджера и способы ее ускорения с применением 
активных методов обучения

Основные направления совершенствования  структур управления

Р

Профессиограмма менеджера, ее назначение и технология разработки. 
Управленческие революции: предпосылки и характер

С

Российский менеджмент XXI века: каким  бы мы хотели его видеть.. 
Сравнительный анализ функциональной и адаптивных структур управле- 
ния

Т

Современные тенденции развития менеджмента  как науки 
Характеристики организации как объекта управления

37.

У

Бюрократизм как субкультура управления: возможность ослабления его 
негативного воздействия на организацию и ее коллектив

38.

Ф

Развитие гуманистической школы  менеджмента в современных условиях

39.

X

План-график менеджера: его назначение и процедура разработки

40.

Ц

Бюджет рабочего времени менеджера  и причины его нерациональности

41.

Ч

Американский и японский менеджмент: сравнительная характеристика



23


 

 

42.

Ш

Прогнозирование развития социально-экономической  ситуации на бли- 
жайшую и отдаленную перспективу

43.

Щ

Управление как вид человеческой деятельности

44.

Э

Адаптация молодых сотрудников  и возможности управления этим про- 
цессом

45.

Ю

Проблема оценки эффективности  труда менеджера и подходы  к ее реше- 
нию

46.

Я

Факторы, определяющие современный  контекст менеджмента




 

В работе обязательно  приводится список использованной литературы 
(включая статьи из периодических изданий) и перечень использованных ре- 
сурсов Интернета.

Срок представления  на кафедру выполненной работы определяется гра- 
фиком учебного процесса и уточняется в начале лекционного курса.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Итоговый контроль (экзамен) по курсу проводится в нескольких вариан- 
тах, в зависимости от формы обучения. На очном отделении экзамен прово- 
дится по комплексным тестам, охватывающим все содержание курса, в том 
числе его прикладную часть или в форме письменного экзаменационного эс- 
се, включающего теоретическую и практическую часть (задачу). На других 
отделениях экзамен может проводиться в виде собеседования по теоретиче- 
ским вопросам и выполненной студентами письменной работе. В ряде случа- 
ев студентам могут быть предложены тесты в комплексе с практическими 
заданиями.

В любом случае на экзамене преподаватели будут проверять  не только и 
не столько то, как студент заучил и воспроизвел материал лекций и (возмож- 
но) прочитанных книг, сколько способность связать освоенный материал с 
реальной практикой менеджмента. В особенности это будет касаться студен- 
тов очно-заочных и заочных отделений, которые, по определению, должны 
иметь некоторый практический опыт.

При подготовке к экзамену и семестровому зачету следует учитывать 
«Требования к уровню освоения курса».

Конкретный список вопросов, которые могут быть в экзаменационных 
билетах и в перечне вопросов к зачету, можно будет узнать на кафедре перед 
сессией (для заочников - по окончании теоретического курса). Экзаменаци- 
онные задачи по своей форме и структуре соответствуют приведенным в на- 
стоящих учебно-методических материалах.

Следите также за информацией  на сайте кафедры.

Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины