Учебно - методический комплекс дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация

Описание работы

Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.

Содержание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25

Работа содержит 1 файл

УМК Менеджмент МО.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Вопросы для самоконтроля:

      1. Управление и менеджмент: как соотносятся эти понятия?
      2. В чем главные отличия между понятиями «менеджмент», «предприни- 
        мательство», «бизнес»?
      3. Что такое социальное управление? Хозяйственное управление?
      4. Какие виды менеджмента существуют?
      5. В какой мере и как зависит результат деятельности человека или орга- 
        низации от управления?
      6. Охарактеризуйте основные периоды развития управления.
      7. Назовите и охарактеризуйте основные школы менеджмента.

Семинар 2. Развитие менеджмента  в ХХ1 веке

Примерный план и вопросы  для обсуждения

        1. Организация - открытая система. Место менеджмента в организации.
        2. Социально-экономические условия функционирования менеджмента.
        3. Система рыночных институтов современного менеджмента.
        4. Правовые аспекты менеджмента.
        5. Бизнес-этика. Социальная ответственность бизнеса.
        6. Современные тенденции развития менеджмента. Факторы, влияющие 
          на развитие теории управления.

Практическое задание: привести примеры, подтверждающие, что не су- 
ществует «правильного» способа управления.

14

Домашнее задание: Проанализируйте с точки зрения бизнес-этики такие 
действия как выдача заработной платы «в конвертах», использование «се- 
рых» (страховых) способов начисления зарплаты.

Вопросы для самоконтроля:

          1. Является ли менеджмент международным явлением?
          2. Обоснуйте необходимость (неизбежность) смены философии и прин- 
            ципов управления.
          3. В чем состоит главная, стержневая линия, определяющая эволюцию 
            управленческих теорий и концепций?
          4. Каковы основные современные тенденции в развитии организаций и 
            концепций управления?

Семинар 3. Закономерности и принципы менеджмента

Примерный план и вопросы  для обсуждения

            1. Соотношение законов, закономерностей и принципов менеджмента
            2. Основные закономерности менеджмента.
            3. Принцип управления как основополагающее правило руководства.
            4. Актуальность принципов управления.
            5. Основные принципы менеджмента.

Дискуссия. Попробуйте доказать обратное оппоненту, утверждающему, 
что существуют условия, при которых менеджер получает право «пере- 
ступить» через принцип законности.

Вопросы и задания  для самоконтроля:

              1. Перечислите принципы (закономерности) менеджмента, сформули- 
                рованные А.Файолем.
              2. Каково значение взаимообусловленности норм рыночного поведения 
                хозяйствующих субъектов для менеджмента организации?
              3. Как развитие регулирующих функций государства влияет на ме- 
                неджмент организации?
              4. В чем проявляется универсальность принципов управления?
              5. Когда и кем были впервые сформулированы принципы рационально- 
                го управления?
              6. Каковы условия актуальности того или иного принципа управления?

Семинар 4. Организация  и менеджмент. Система менеджмента  и 
его функции

Примерный план и вопросы  для обсуждения

                1. Понятие и признаки организации. Организация как открытая система.
                2. Система и процесс управления организацией: современный взгляд.
                3. Применение системного анализа и ситуационной концепции при вы- 
                  страивании системы менеджмента в организации.

15

                1. Понятие, сущность и взаимосвязь функций управления. Функции 
                  управления и организация.
                2. Внутренняя среда организации и связь ее компонентов с системой 
                  управления.
                3. Внешняя среда организации. Влияние факторов внешней среды на ме- 
                  неджмент.
                4. Организационная структура управления. Типы организационных 
                  структур.

Дискуссия: Ваш оппонент утверждает, что хорошему управляющему 
незачем знать основы теории существования и законы развития органи- 
заций, а достаточно только иметь дар убеждения и предприниматель- 
скую смекалку. Попробуйте доказать обратное.

Практическое задание. Приведите примеры, доказывающие, что оче- 
редь у касс стадиона - это не организация. Какие признаки организации 
мы не наблюдаем в этом случае?

Домашнее задание. Подготовить тезисы к дискуссии о том, что органи- 
зационная структура управления не может быть одинаковой для агро- 
фирмы и предприятия розничной торговли.

Вопросы и задания  для самоконтроля:

                  1. Дайте несколько определений организации.
                  2. В чем суть функций менеджмента?
                  3. Охарактеризуйте взаимосвязь основных функций менеджмента.
                  4. Существует ли правильная, верная последовательность этапов про- 
                    цесса управления?
                  5. Какие факторы внешней среды влияют на организацию непосредст- 
                    венно, косвенно?
                  6. Сравните такие организационные структуры, как линейная и функ- 
                    циональная, дивизиональная и функциональная, матричная и функ- 
                    циональная. Приведите достоинства и недостатки структур.

Семинар 5. Методы управления современной организацией. Про- 
цесс принятия решений и формулирования целей

Примерный план и вопросы  для обсуждения

  • Организационно-административные методы управления.

  • Экономические методы управления.

  • Социально-психологические методы управления.

  • Демократизация управления через внедрение методов самоуправления.

  • Управленческие решения.

  • Методы принятия решений и контроль их выполнения.

  • Помехи в принятии решений: недостаточность информации, поведенче- 
    ские ограничения.

  • Типы целей. Миссия организации. Стратегия.

16

Дискуссия. Разнообразие методов управления трудовыми коллективами в 
зависимости от уровня материального благосостояния сотрудников: рос- 
сийская действительность. Действительно ли увеличение заработной пла- 
ты может не быть стимулом?

Домашнее задание: подготовить к следующему семинару тезисы по ука- 
занным ниже вопросам.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое метод управления?
  2. Каковы факторы выбора того или иного выбора метода управления?
  3. Что такое самоуправление?
  4. Что является основным стимулирующим фактором при применении 
    административных методов управления? Социально-психологических 
    методов?
  5. Что такое управленческое решение?
  6. Каковы этапы принятия решения?
  7. Какова типизация управленческих решений в зависимости от особен- 
    ностей личности, принимающей решение?
  8. Какие основные этапы включает в себя процесс постановки цели орга- 
    низации?
  9. Для чего нужна миссия?
  10. Что такое стратегия? Связь стратегии и миссии.

Семинар 6 (практическое занятие). Лидерство и мотивация

Примерный план и вопросы  для обсуждения

    1. Выборочные выступления студентов по подготовленным тезисам.
    2. Просмотр учебного видеофильма «Нематериальное стимулирование» с 
      последующим обсуждением узловых моментов учебного материала и 
      возможностей, предоставляемых применением различных сочетаний 
      материального и нематериального стимулирования.
    3. Поведенческие и ситуационные подходы к лидерству.
    4. Стили управления.

Дискуссия. Причины, по которым один и тот же стиль управления не мо- 
жет быть применим к различным подразделениям организации. 
Домашнее задание: подготовить устный доклад на тему, почему лидер - 
соперник руководителя, и как сделать лидера союзником официального 
руководителя.

Вопросы для самоконтроля:

      1. Лидер и руководитель: принципиальная разница.
      2. Чем отличаются отношения начальник-подчиненный от отношений ли- 
        дер-последователь?
      3. Каковы современные концепции лидерства?

17

      1. Что такое власть? Каковы виды власти? Каковы источники власти?
      2. Что такое авторитет? Что такое псевдоавторитет?
      3. Что такое стимулирование? В чем принципиальное отличие стимули- 
        рования от мотивации? Назовите основные способы стимулирования.
      4. Назовите и охарактеризуйте основные теории мотивации.

Семинар 7 (практическое занятие). Рациональное управление 
персоналом. Управление конфликтами

Примерный план и вопросы  для обсуждения

        1. Понятие и место человеческих ресурсов в системе менеджмента совре- 
          менной организации.
        2. Просмотр учебного видеофильма «Адаптация начинающего руководи- 
          теля» с последующим обсуждением типичных ошибок руководителя 
          подразделения и руководителя высшего звена. Пути выхода из кризис- 
          ных ситуаций в управлении персоналом.
        3. Современный взгляд на управленческий конфликт: конфликт - это по- 
          дарок.
        4. Типы конфликтов.
        5. Методы управления конфликтами. Стили разрешения конфликтов.

Дискуссия. Служба персонала отвечает только за четкое ведение личных 
дел персонала и соблюдение трудового законодательства. Так ли это? 
Домашнее задание. Приведите примеры наиболее, по вашему мнению, 
рациональных способов разрешения конфликтных ситуаций в следующих 
организациях (трудовых коллективах): журналистский коллектив, пред- 
приятие розничной торговли, рекламное агентство, частное охранное 
предприятие.

Вопросы для самоконтроля:

          1. Что такое коллектив?
          2. Назовите основные задачи службы персонала.
          3. Что такое планирование персонала?
          4. Что такое управленческий конфликт?
          5. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций. 
            Охарактеризуйте субъективную и объективную конфликтную ситуа- 
            цию.
          6. Назовите и охарактеризуйте способы разрешения конфликтных ситуа- 
            ций.

Семинар 8. Эффективность  менеджмента и ее оценка

Примерный план и вопросы  для обсуждения

1. Показатели эффективности  управления. Понятие эффективности  ме- 
неджмента.

18

            1. Качество деятельности и качество продукции.
            2. Инновационный потенциал развития менеджмента.
            3. Управление по критерию производительности. Диагностика проблем в 
              области эффективности.
            4. Бенчмаркинг - способ не отстать от конкурентов?

Дискуссия. Должен ли менеджер обладать харизмой? Насколько это важ- 
но?

Вопросы и задания  для самоконтроля:

              1. Охарактеризуйте взаимосвязь возможностей развития организации и 
                повышения ее эффективности.
              2. Какую роль в прогрессивном развитии управления играет качество?
              3. Как система измерения эффективности связана со структурой управле- 
                ния и организационной структурой?
              4. Назовите основные показатели, по которым может оцениваться эффек- 
                тивность организации.
              5. Что такое бенчмаркинг? Какую пользу он может принести организа- 
                ции?

Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины