Учебно - методический комплекс дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация

Описание работы

Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.

Содержание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25

Работа содержит 1 файл

УМК Менеджмент МО.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Развитие менеджмента  в России: Петр Первый, И.Т. Посошков, В.Н. 
Татищев, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, Н.А. Богданов.

Современные тенденции: системная теория, ситуационный подход.

Менеджмент XXI века: гуманизация  управления. Социальная ответст- 
венность бизнеса. Этика менеджмента. Глобализация. Кастомизация. Новые 
рынки сбыта. Ограниченность ресурсов. Влияние государства.

Тема 3. Закономерности и  принципы менеджмента

Соотношение понятий  «закон» и «закономерность». Законы общест- 
венного, экономического и производственного развития и закономерности 
менеджмента, возникающие при управлении этими общностями. Факторы, 
определяющие характер закономерностей менеджмента.

Понятие принципов управления. Принципы управления как исходные 
положения и правила в деятельности менеджера любого уровня. Возникно- 
вение и формулирование принципов менеджмента. Актуальность принципов 
менеджмента и условия их реализации в практической деятельности. Клас- 
сификация принципов менеджмента. Универсальность принципов менедж- 
мента.

 

Раздел 2. Система менеджмента

Тема 4. Место процесса управления в современной организации

Организация как открытая система. Признаки организации как  соци- 
альной группы. Функции организации. Необходимость соблюдения баланса 
между интересами организации и интересами ее членов.

Центральное место управления в обеспечении устойчивости функцио- 
нирования организации. Управление как потребность существования органи- 
зации. Зависимость содержания и набора действий функций, 
осуществляемых в процессе управления от вида деятельности организации, 
типа организационной структуры, размера организации, уровня объекта 
управления в управленческой иерархии, функции субъекта управления внут- 
ри организации.

Тема 5. Функции менеджмента

Управление как циклический  процесс. Понятие функций менеджмента 
как видов управленческих действий. Познавательно-программирующие 
функции менеджмента: прогнозирование и планирование. Организационно- 
регулирующие функции менеджмента: организация, мотивация и контроль. 
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций менеджмента. Современный 
подход к определению функций менеджмента и их содержанию.

Принципы, типы и назначение планирования. Цели организации и  ко- 
ординации как функций менеджмента. Мотивация как функция управления.

Важность контроля в  управленческой практике, его виды и критерии.

Тема 6. Понятие системы  менеджмента в организации. Организа- 
ционная структура управления

Структурно-логическая основа управления современной организацией: 
обоснование целей - выбор альтернативы - определение необходимых ре- 
сурсов - мотивация персонала - определение критериев контроля - контроль 
выполнения задач и их корректировка - обоснование целей.

Понятие системы управления. Условия формирования системы управ- 
ления и основные внешние и внутренние факторы, влияющие на этот про- 
цесс. Объект и субъект управления. Виды разделения труда.

Организационная структура управления. Виды организационных 
структур. Основные требования, предъявляемые к структурам управления 
при их проектировании.

Иерархия управления. Уровни управления и связанные с  ними типы и 
«роли» менеджеров. Менеджер как субъект управления. Профессиональная 
характеристика менеджера. Организация эффективной работы менеджера. 
Специфика управленческой деятельности.

Раздел 3. Процесс и  технология менеджмента

Тема 7. Технология и методы менеджмента

Методы управления: понятие  и классификация. Понятие и структура 
технологии управления. Система методов управления. Методы менеджмента 
как способы осуществления и реализации его функций. Направленность, со- 
держание и организационная форма методов управления.

Познавательно-программирующие  методы менеджмента (математиче- 
ские, статистические, социологические и др.) и их применение в практике 
управления. Организационно-регулирующие методы управления (админист- 
ративные, экономические и социально-психологические) и особенности их 
применения. Проблема соотношения и взаимосвязи организационных, адми- 
нистративных и социально-психологических методов управления в свете не- 
обходимости повышения эффективности организаций.

Демократизация управления как объективное требование совершенст- 
вования технологии менеджмента в современных условиях. Развитие само- 
управления в трудовых коллективах.

Тема 8. Разработка и принятие управленческих решений

Понятие управленческого  решения. Содержание и виды управленче- 
ских решений. Принятие решений как продукт деятельности и основная ра- 
бота менеджера. Способность принимать правильные решения как 
показатель деятельности менеджера.

Процесс выработки и  принятия решения. Признаки, по которым  клас- 
сифицируются управленческие решения. Виды управленческих решений.

Условия принятия решений: определенность, неопределенность, риск, 
конфликты.

Методы принятия решений. Процесс принятия решений: узкое  и широ- 
кое понимание. Составные элементы процесса принятия решений и их со- 
держание.

Эффективность управленческих решений. Требования к управленче- 
скому решению. Контроль выполнения решений. Факторы оптимизации ре- 
шений. Причины невыполнения решений.

Построение эффективной  системы коммуникаций в организации  как 
условие оптимизации процесса принятия решений и повышения эффективно- 
сти решений.

Тема 9. Планирование деятельности организации. Миссия и цель

Понятие планирования деятельности организации. Необходимость и 
функции планирования. Классификация планов. Виды и типы планов. Стра- 
тегическое планирование. Тактический менеджмент. Оперативное управле- 
ние.

Понятие цели. Классификация  целей. Декомпозиция целей и построе- 
ние дерева целей. Процесс установления целей организации: снизу вверх или 
сверху вниз? Выбор приоритетных целей как выбор альтернативы.

Миссия организации: общее  и частное понятие. Миссия как основная 
цель организации. Формулирование миссии. Содержание миссии организа- 
ции.

Тема 10. Руководство и  лидерство

Природа и сущность понятия  «лидерство». Соотношение понятий  ли- 
дерства и руководства. Содержание понятия лидерства в управлении органи- 
зацией. Лидер и менеджер. Формальные и неформальные аспекты лидерства.

Подходы к изучению лидерства. Источники лидерства: авторитет, воля, 
интеллект. Типы власти. Псевдоавторитет.

Концепции лидерства. Теории Р.Блейка и Д.Моутон, Р.Лайкерта, 
Ф.Фидлера.

Понятие стиля управления. Основные стили управления: авторитар- 
ный, демократический и либеральный. Проблема гармоничного сочетания 
стилей управления в менеджменте.

Тема 11. Мотивация и  стимулирование

Понятие мотивации и  сущность процесса мотивации. Понятие  мотива. 
Мотивационная структура личности. Место мотивов деятельности человека в 
функционировании организаций. Мотивация как процесс побуждения людей 
к активной деятельности по достижению собственных целей и целей органи- 
зации.

Мотивация и стимулирование: соотношение понятий. Понятие стиму- 
ла. Использование стимулов для направления деятельности человека в нуж- 
ном направлении. Экономическое и неэкономическое стимулирование.

Характеристики деятельности человека, на которые оказывает влияние 
мотивация. Усилия, старание, добросовестность, настойчивость, направлен- 
ность действий человека. Стадии процесса мотивации. Факторы эффективно- 
сти мотивации.

Теории мотивации. Модели мотивации, основанные на анализе потреб- 
ностей человека и их влияния на мотивацию: теория Маслоу, теория Альдер- 
фера, концепция Мак Клелланда, теория Герцберга. Модели мотивации, 
основанные на учете восприятия ситуации индивидом, учете своих возмож- 
ностей и последствий выбора того или иного способа действий: теория ожи- 
даний Врума, теория постановки целей Лока, теория справедливости Адамса, 
теория партисипативного управления.

 

Раздел 4. Управление отдельными процессами и видами 
деятельности в организации

Тема 12. Вхождение человека в организацию

Понятие коллектива и  его членов. Рациональные способы  вхождения 
человека в организацию. Адаптация человека к новому коллективу.

Коучинг, наставничество, обучение нормам и ценностей в  новом кол- 
лективе. Понятие «научения» поведению. Обязательные и не обязательные 
нормы и ценности. Отрицание, конформизм, мимикрия и адаптивный инди- 
видуализм как типы адаптации человека к организационному окружению.

Взаимодействие человека и организации. Взаимодействие человека и 
группы. Сочетание формального и неформального управления.

Система воспитания и  развития человеческого капитала. Формирова- 
ние чувства ответственности перед организацией.

Тема 13. Управление человеческими  ресурсами

Место управления человеческими  ресурсами в системе управления со- 
временной организацией.

Внутренний и внешний  рынки рабочей силы.

Процесс отбора персонала. Понятие планирования персонала. Методы 
планирования персонала: эконометрический, нормативный, скорректирован- 
ной экстраполяции. Качественный и количественный аспекты планирования 
персонала.

Источники информации о  претенденте на вакансию. Стандартные  кри- 
терии, по которым производится оценка претендентов на вакантное рабочее 
место.

Цели оценки персонала. Методы оценки сотрудников: прогностиче- 
ские, практические, имитационные. Средства оценки персонала: технические 
и личностные.

Управленческие конфликты  как особый вид взаимодействия субъектов 
организации. Понятие управленческого конфликта. Источники конфликтов. 
Конфликт как процесс. Формы и виды конфликтов. Структура и участники 
конфликтной ситуации. Объективные и субъективные конфликтные ситуа- 
ции. Разрешение конфликтных ситуаций. Методы управления развитием 
конфликтов.

Тема 14. Операционный менеджмент. Управление производством

Понятие оперативного управления. «Методы быстрого реагирования». 
Составляющие процесса оперативного (текущего) управления. Диспетчери- 
зация.

Инструменты оперативного управления. Метод сетевого планирования 
и управления. Оптимизация сетевого графика.

Понятие технологии производства. Классификация производственных 
технологий. Производственные операции.

Управление производительностью. Система логистики. Управление за- 
пасами.

Роль качества в современной  экономике. Управление качеством. Каче- 
ство как объект и характеристика управления.

Тема 15. Управление культурой, изменениями и развитием орга- 
низации

Понятие организационной  культуры. Основные функции (задачи) ор- 
ганизационной культуры. Субъективные и объективные элементы организа- 
ционной культуры.

Способы действий менеджеров: в полном соответствии со сложившей- 
ся организационной культурой либо в полном несоответствии с ней. Созда- 
ние новой организационной культуры.

Понятие изменения и  развития организации. Сопротивление  изменени- 
ям: причины, формы проявления, последствия. Преодоление сопротивления 
изменениям. Управление изменениями как условие стабильности и эффек- 
тивности развития организации. Развитие и кризисы. Антикризисное управ- 
ление.

Понятие инновации. Инновационность  развития.

Тема 16. Стратегия и  стратегическое управление

Понятие стратегии. Соотношение понятий: цель - правило - стратегия. 
Общепринятые области выработки формой собственной стратегии. Страте- 
гическое мышление и стратегическое видение. Стратегический менеджмент 
как важный аспект управления современной организацией.

Уровни стратегии. Стратегии подразделений и общеорганизационная 
стратегия.

Понятие конкурентного  преимущества. Формирование конкурентных 
преимуществ как основы стратегического управления.

Эталонные (базовые) стратегии  организации. Стратегии роста и  страте- 
гии сокращения.

Стадии процесса выработки  стратегии организации. Оценка и  коррек- 
тировка выбранной стратегии.

Проектирование будущего. Планирование как процесс практического 
воплощения выбранной стратегии. Факторы, влияющие на выбор стратегии. 
Знания как стратегический фактор.

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Понятие менеджмента. Генезис науки управления

Примерный план и вопросы  для обсуждения

  1. Деятельность человека: потребность в управлении.
  2. Развитие знаний об управлении: от Шумера и Хаммурапи до киберне- 
    тики и кастомизации рабочего места.
  3. Влияние управленческих революций на развитие менеджмента.
  4. Школы менеджмента.
  5. Гуманистический менеджмент. Хоторнские эксперименты.

Дискуссия. Менеджмент - это искусство. Менеджмент - это наука. Какое 
утверждение ближе к истине? 
Домашнее задание:

    1. Подготовить устный доклад на тему «Генезис знаний об управлении. 
      Донаучное развитие».
    2. Раскрыть основные этапы развития, основные тезисы одной из школ 
      управления: научного управления, административной, гуманистиче- 
      ской (в т.ч. теорий т.н. бихевиористов), количественной.

Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины