Трудовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет
достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к
социально-экономической категории, являются одним из важнейших аспектов
теории и практики управления.

Содержание

Введение.. 3
Глава I. формирование тРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 4
1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах.. 4
1.2. Набор. 6
1.3. Отбор кадров.. 7
1.4. Определение заработной платы и льгот. 10
глава II. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 11
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. 12
2.2. Подготовка кадров.. 12
2.3. Оценка результатов деятельности.. 13
2.4. Подготовка руководящих кадров.. 17
2.5. Управление продвижением по службе. 19
глава III. ПОвышение КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ.. 20
3.1. Удовлетворение работника своим трудом... 20
3.2.Совершенпствование организации труда.. 21
Заключение.. 25
Список литературы... 27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.67 Кб (Скачать)

можно более объективно.

Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным  по каким-то

свойствам их характера (надежность, отношения с людьми и ò.ä.), то

в рейтингах проявляется  эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и те

же оценки по всем свойствам  характера, хотя какие-то черты у  него ярче

выражены, а какие-то нет.

Было также отмечено, что  одни руководители имеют тенденцию  давать всем

высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще больше снижает

точность и полезность оценок работы.

    

2.4. Подготовка руководящих  кадров

 

Подготовка сводится к  развитию навыков и умений, необходимых  служащим для

эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных

заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее

часто используют для того, чтобы готовить руководителей к  продвижению по

службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для  обучения

вообще, нужны тщательный анализ и планирование.

Посредством оценки результатов  деятельности организация прежде всего  должна

определить способности  своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания

работы, руководство должно установить — какие способности  и навыки требуются

для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в

организации. Это позволяет  организации выяснить, кто из руководителей

обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех  или иных

должностей, а кто нуждается  в обучении и переподготовке. Решив  все эти

вопросы, руководство может  разработать график подготовки конкретных лиц,

намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие

должности.

     Подготовка  руководящих кадров и мотивация.  «Подготовка руково­дящих

кадров в основном ведется  для того, чтобы руководящие работники  овладели

умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим

соображением, неотделимым  от предыдущего, является необходимость

удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального  роста,

успеха, испытания своих  сил. К сожалению, многие организации  не предоставляют

достаточных возможностей для  удовлетворения таких потребностей путем повышения

ответственности и продвижения  по службе. Исследования показали, что  выпускники

министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение  между их

личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли

предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое

значение, то он обычно увольняется  с такой работы. Нет необходимости  говорить

о нежелательности текучести  управленческих кадров в силу высокой  стоимости их

найма и адаптации в  организации. Замена такого служащего  может обходиться в

несколько его месячных окладов». [16]

     Методы подготовки  управленческих кадров. «Подготовка  управлен­ческих

кадров может проводиться  путем организации лекций, дискуссий  в составе

небольших групп, разбора  конкретных деловых ситуаций, чтения литературы,

деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов  являются организуемые

ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым

методом является ротация  по службе. Перемещая руководителя низового звена из

отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация  знакомит

нового руководителя со многими  сторонами деятельности. В результате, молодой

менеджер познает разнообразные  проблемы различных отделов, уясняет

необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь  между целями

различных подразделений. Такие  знания жизненно необходимы и для  успешной

работы на более высоких  должностях, но особенно полезны для  руководителей

низших уровней управленческой иерархии». [7]

Другим важным приемом  является подготовка руководящих кадров в процессе их

работы. Некоторые фирмы  поручают новым руководителям столь  тривиальную

работу, что они разочаровываются в ней. «Сознавая эту проблему отдельные

компании, такие как «АйТи  энд Ти», «Проктер энд Гэмбл», «Форд» разработали

программы, в соответствии с которыми перспективным новым  руководителям с

самого начала поручают достаточно ответственную работу, являющуюся испытанием

их способностей, но предположительно, приходящуюся им по силам. Обычно в

начале такое назначение связано с ответственной оперативной  деятельностью, а

примерно через год  предусматривает руководство постоянным подразделением».

В одном из исследований была установлена тесная связь между  уровнем

требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим  продвижением

по службе. Те лица, перед  которыми с самого начала ставились  более трудные

задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше

подготовленными к будущим  задачам, чем те, которым давались менее сложные

задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.

    

2.5. Управление продвижением  по службе

 

В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х  годов

многие компании и консультационные фирмы разработали программы  по управлению

карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие

управления карьерой как  официальную программу продвижения  работников по

службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности  и применять их

наилучшим, с точки зрения организации, образом. Программы управления

продвижением по службе помогают организациям использовать способности  своих

работников в полной мере, а самим работникам дают возможность  наиболее полно

применить свои способности.

Официальная программа управления продвижением по службе дает людям

возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по

различным должностям, способствующую развитию, как организации, так и

личности». Это имеет большое  значение, поскольку исследования говорят  о том,

что люди обычно относятся  к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к

тому, чтобы важные решения  об их карьере инициировались бы другими  людьми, а

не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов

публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом  программ

продвижения по службе является большая преданность интересам  организации,

повышение мотивации производительности труда, уменьшение текучести кадров и

более полное использование  способностей работников.

     Женщины —  резерв управленческих кадров. «Многие  организации создали

программы по подготовке руководящих  кадров и продвижению их по службе,

нацеленные на привлечение  женщин в качестве источника пополнения управленческих

кадров. Как говорит профессор  Уэнделл Френч, «основные причины

непропорционального представительства  женщин среди руководителей имеют

глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков, сложившихся

у мужчин-руководителей по отношению к женщинам». К таким  предрассудкам

относятся, например, следующие  предположения:

1.                     Женщины, выходя замуж, покидают  работу.

2.                     Женщины не будут работать, пока  у них маленькие дети.

3.                     Женщины неуютно чувствуют себя  в мире мужчин, а когда

они в него попадают, то мужчины  начинают ощущать неудобства.

4.                     Женщины — ненадежные работники,  они слишком

эмоциональны и могут  сорваться в кризисной ситуации.

5.                     Женщин-руководителей нельзя перевести  в другой город,

если их мужья имеют  аналогичную или лучшую работу». [16]

В большей своей части  приведенные заявления основаны на старых предрассудках

и дезинформации мужчин. Последние  исследования прямо отвергают их или ставят

под вопрос. Исследование, проведенное  среди мужчин и женщин-руководителей

предприятий розничной торговли, не показало значительного различия в таких

стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по

службе, чувство удовлетворения . Еще одно исследование, охватившее 1000

руководителей-мужчин и 1000 руководителей-женщин, показало, что в принципе

нет никаких особых различий в том, как они руководят. К  установленным

различиям относилось то, что  женщины больше поддаются мотивации  к работе, а

мужчины более открыты  и откровенны со своими коллегами.

Некоторые из программ, направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и

повышение эффективности  их работы, предусматривают:

1.                     Развитие должного понимания  специфики поведения лиц

обоего пола на рабочем  месте.

2.                     Оказание помощи женщинам в  осознании некоторых

психологических и социально-этических  барьеров на пути к исполнению

руководящих ролей.

3.                     Обучение прямому и твердому  стилю общения с мужчинами

и женщинами.

4.                     Обучение методам создания «сети  поддержки» и развития

основы власти в организации.

5.                     Участие в традиционных программах  подготовки

административно-управленческих кадров.

    

глава III. ПОвышение КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

 

 

3.1. Удовлетворение работника  своим трудом

 

Одна из наиболее важных последних  разработок в области управления человеческими

ресурсами связана с созданием  программ и методов повышения  качества

трудовой жизни. Дж.Р.Хекман и Дж.Ллойд Саттл определяют качество трудовой

жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут

удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой

организации».

Высокое качество трудовой жизни  должно характеризоваться следующим:

1.                     Работа должна быть интересной.

2.                     Рабочие должны получать справедливое  вознаграждение и

признание своего труда.

3.                     Рабочая среда должна быть  чистой, с низким уровнем

шума и хорошей освещенностью.

4.                     Надзор со стороны руководства  должен быть минимальным,

но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.

5.                     Рабочие должны принимать участие  в принятии решений,

затрагивающих их и работу.

6.                     Должны быть обеспечены гарантия  работы и развитие

дружеских взаимоотношений  с коллегами.

7.                     Должны быть обеспечены средства  бытового и

медицинского обслуживания.

Качество трудовой жизни  можно повысить, изменив любые  организационные

параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в

вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы

управления продвижением по службе, обучение работников методам  более

эффективного общения  и поведения в коллективе. Все  эти меры направлены на то,

чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных

личных нужд при одновременном  повышении эффективности деятельности

организации.

    

3.2.Совершенпствование организации  труда

 

Многие из ранних идей науки  управления вращались вокруг разработки задания таким

способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества

разделения труда, современной  технологии и автоматики. По мере того, как

американские рабочие  становились все более экономически обеспеченными,

изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность

стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все  большее

количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся  операции

вызывают утомление и  потерю интереса. Возросли прогулы  и текучесть кадров,

появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности,

которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно

снизился. Для решения  проблемы ряд наиболее прогрессивных  фирм начали

экспериментировать с  организацией труда для того, чтобы  труд стал

давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для

удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности,

самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же,

надеялось на то, что возросшая  в результате таких изменений  удовлетворенность

своей работой приведет к  повышению производительности и  снизит убытки от

прогулов, высокой текучести  кадров и снижения качества.

     Расширение  объема и обогащение содержания  работы. Два наиболее широко

применяемых метода реорганизации  труда — это расширение объема работы и

обогащение ее содержания.

     Объем работы  — это количество различных  операций, выполняемых рабочим и

частота их повторения. Объем  называют узким, если рабочий выполняет

Информация о работе Трудовые ресурсы