Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет
достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к
социально-экономической категории, являются одним из важнейших аспектов
теории и практики управления.
Введение.. 3
Глава I. формирование тРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 4
1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах.. 4
1.2. Набор. 6
1.3. Отбор кадров.. 7
1.4. Определение заработной платы и льгот. 10
глава II. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 11
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. 12
2.2. Подготовка кадров.. 12
2.3. Оценка результатов деятельности.. 13
2.4. Подготовка руководящих кадров.. 17
2.5. Управление продвижением по службе. 19
глава III. ПОвышение КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ.. 20
3.1. Удовлетворение работника своим трудом... 20
3.2.Совершенпствование организации труда.. 21
Заключение.. 25
Список литературы... 27
опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к
разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания
(например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих
должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки
налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с
вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров
представляет собой одну из форм предварительного контроля качества
человеческих ресурсов.
К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для
принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры
оценки.
Испытания.
Поведенческие науки
испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат
выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает
измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. В
качестве примера можно привести машинопись или стенографию, демонстрацию умения
работать на станке, демонстрацию речевых способностей путем устных сообщений
или письменных работ. Другой вид испытаний предусматривает оценку
психологических характеристик, таких как уровень интеллекта,
заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе,
эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того чтобы такие
испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая
корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и
фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку своим
испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с
испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые
набирают меньшее количество баллов.
Бланки заявлений, хотя они и не относятся к истинным средствам определения
способностей или
сравнительной оценки уровня квалификации. Так, например, конкретные сведения,
которые требуется указать в бланке заявления о стаже предыдущей работы,
зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и
ò.ä., тоже можно использовать для отбора кандидатов, если такие
биографические данные помогают отличить более эффективных от менее эффективных
служащих, уже работающих в данной организации.
Центры оценки. Центры оценки впервые были созданы во время второй
мировой войны для отбора и оценки агентов для секретной службы —
предшественника ЦРУ. «Ай Ти энд Ти» была первой частной компанией,
использовавшей центр для отбора руководящих кадров и коммерческих работников.
Сегодня многие крупные Фирмы, такие, как «Дженерал Электрик», «Ай Би Эм»,
используют их в основном для отбора кандидатов на повышение.
В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами
моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в корзине для
бумаг», ставит кандидата в роль управляющего гипотетической компании. В течение
трех часов он должен принимать решения — как отвечать на письма, памятные
записки, как реагировать на различную информацию. Он должен принимать решения,
общаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями, проводить
совещания, устанавливать приоритеты и ò.ä. Другим методом является
имитация собрания организации без председательствующего. Кандидатов оценивают
по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки
личностных отношений. К прочим методам отборочных центров относятся: устные
доклады группе слушателей, исполнение заданной роли, психологические тесты,
тесты по определению уровня интеллекта, официальные интервью.
Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством
прогнозирования рабочих качеств кандидатов. Однако они весьма дороги и
поэтому обычно используются только крупными преуспевающими компаниями.
Собеседования.
Собеседования до сих пор
применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава
редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя
высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько
месяцев. Вместе с тем, исследования выявили целый ряд проблем, снижающих
эффективность собеседований как инструмента отбора кадров.
Основа этих проблем имеет
эмоциональный и
например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого
впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая
проблема заключается
в тенденции оценивать
которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий
собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат
будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и
такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов, внешний вид,
социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их
собственные.
Исследования показывают, что структурированные интервью со
стандартизированными и
записанными вопросами и
этого метода. Вместе с тем,
собеседование следует
вопросах, которые конкретно относятся к данной работе. Подчеркивая это
положение, Джон и Мэри Майнеры говорят: «Если интервьюер хорошо знает ту
работу, по которой ведется собеседование, и знает, какие люди могут преуспеть
в ней, то он будет более объективен и получаемые результаты будут лучше».
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к
следующему:
1. Установите взаимопонимание с кандидатом и дайте
возможность ему почувствовать себя свободно.
2. В ходе всего собеседования концентрируйте внимание на
требованиях к работе.
3.
Не оценивайте по первому
получите всю информацию.
4.
Подготовьте комплект
будут задаваться всем кандидатам. Будьте, вместе с тем, достаточно гибки,
чтобы исследовать другие возникающие вопросы.
1.4. Определение заработной платы и льгот.
Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное
значение для оценки качества трудовой жизни.
Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о
поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны
производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими
исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров
прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При
хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов
имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов
значительно возрастает.
«Термин «заработная плата»
относится к денежному
выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она направлена на
вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на
мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Организация не может
набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по
конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к
работе в данном месте». [12]
Разработка структуры заработной платы является обязанностью отделов кадров
или трудовых ресурсов. Структура заработной платы в организации определяется
с помощью анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке
труда, а также производительности и прибыльности организации. Разработка
структуры вознаграждения административно-
сложна, поскольку помимо самой зарплаты в нее часто входят различные льготы,
схемы участия в прибылях и оплата акциями.
Помимо заработной платы
организация предоставляет
дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими привилегиями»
(fringe benefits). Однако, так как
эти доплаты составляют
пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией, сейчас их называют
дополнительными льготами.
«Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том,
что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не
учитываются различия между людьми». [17] «Исследования показывают, что не все
служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот
зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и
т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены
размером льготного
люди — льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники —
немедленным получением наличных денег. В свете вышеизложенного, некоторые
организации разработали систему, которую иногда называют «системой
вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать
в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает».
[1]
Хотя такая система выбора вознаграждения по принципу «самообслуживания в
кафетерии» имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых
недостатков. Общая стоимость льгот при этом повышается, поскольку влечет за
собой дополнительные административные накладные расходы, а также потому, что
некоторые льготы, например, страхование персонала, обходятся дешевле, если их
приобретают в больших объемах. Другая проблема заключается в необходимости
просвещения работников в вопросах наличного набора льгот и потенциального
значения этих льгот для них в будущем и настоящем.
Вместе с тем, компания «TRW» установила, что при соответствующей
информированности работники могут сделать обоснованный выбор и изменить свое
мнение о наиболее желанных льготах, когда у них появляется возможность их
получить. Другие исследования показали, что большинство работников
приветствуют гибкие программы предоставления льгот.
глава II. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
«Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору
и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти
нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации,
в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих
людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов
организации представлена материальными объектами, стоимость которых со
временем снижается
годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой
организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство
должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров».[6]
«Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы
обладающей более высокими
способностями и сильной
задач, стоящих перед организацией».[
росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов
организации. Если, например, в результате реализации такой программы
производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения
заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в
развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более
производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация
в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом
рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная
система, а каждый работниц это личность. Когда новый человек приходит в
организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые
могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний
босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только
путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем
просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс в действительности
предпочитает устное общение.
«Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации
новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих
надежд, могут посчитать
что в поведении следует