Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия трудового коллектива, процесса развития коллектива.
Задачами исследования являются:
во-первых, изучить трудовой коллектив, его признаки;
во-вторых, ознакомиться с видами коллектива и дать им краткую характеристику;
в-третьих, следует рассмотреть психологические характеристики коллектива, процесс развития коллектива;
в-четвертых, изучить конформизм и его роль в управлении коллективом.
Введение 3
1. Понятия и признаки трудового коллектива 5
2. Виды коллективов 11
3. Команда – разновидность коллектива 17
4. Психологические характеристики коллектива 21
5. Процесс развития коллектива 24
6. Конформизм и его роль в управлении коллективом 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, трудовой коллектив – это совокупность лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии и т.д.
Трудовой коллектив должен подчиняется нескольким признакам. Главный из них – это наличие общей цели, другой признак – психологическое признание, следующий признак – практическое взаимодействие людей, четвертый признак – наличие определенной культуры, пятый признак – наличие системы социального контроля, шестой – наличие достаточно четко выраженной структуры.
Повседневная жизнь в коллективе подчинена ряду законов, среди которых можно выделить два: закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.
Во-вторых, существующие виды коллективов делятся по составу: гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнообразные); по статусу - официальные и неофициальные; по характеру внутренних связей - формальные и неформальные; по срокам существования - временные и постоянные; по размерам - малые и большие; с точки зрения отношения к труду выделяют: неспособные и не желающие работать; частично способные и частично желающие работать; способные и желающие работать.
В-третьих, особой разновидностью коллектива является команда. Команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками. Работа в команде должна соответствовать интересам и способностям человека, быть достаточно сложной, разнообразной и т.д.
Сложность
командной работы сегодня обусловлена
отсутствием необходимой
В-четвертых, процесс развития коллектива состоит из нескольких этапов: - на первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм; на втором – происходит сближение людей; на третьем – коллектив стабилизируется; на четвертом – появляется ведущая группировка. С ростом зрелости наступает этап консолидации.
В-шестых, силу и влиятельность коллективу придает конформизм его членов. Это психологическая особенность поведения людей, проявляющаяся как групповое единомыслие и отказ от самостоятельных действий.
Трудовой коллектив как объективная категория нашего недавнего прошлого довольно редко упоминается в западном менеджменте. Чаще вместо понятия "коллектив" употребляют понятие "организация", "рабочая группа", и т.п.
Внешние и внутренние условия в стране, уклады жизни, традиции, обычаи и привычки, сложившиеся в России за многие десятилетия, сформировали особое, чисто российское отношение человека к коллективу. Коллективизм не только не отвергался, но и всемирно поддерживался и поощрялся как в обществе в целом, так и на предприятиях, в колхозах, т.е. во всех сферах деятельности.
Таким
образом, трудовые коллективы в нашей
стране сложились объективно, и несомненно,
останутся и будут развиваться, ибо они
еще не полностью исчерпали свои возможности.
Новые условия, возникшие на предприятиях
в процессе перехода к рыночным отношениям,
несколько ослабили потенциал трудовых
коллективов. Однако там, где руководители
умело сочетают интересы личности и коллектива,
дела идут значительно лучше.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л. Е. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 216с.
2. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 283с.
3. Веснин В. Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В. Р. Веснин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 504с.
4. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник для студ. вуз. / Олег Самуилович Виханский; А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 157с.
5. Герчикова И. Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 511с.
6. Глухов В. В. Менеджмент [Текст]: учебник / В. В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 608с.
7. Дафт Р. Л. Менеджмент: Учебник / Р. Л. Дафт. - СПб.: Питер, 2002. - 832с.
8. Кнышова Е. Н. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Кнышова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. - 304с.
9. Менеджмент [Текст]: учебник / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2005. - 359с.
10. Менеджмент [Текст]: учебно-практическое пособие / сост. Е. В. Пустынникова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 234с.
11. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. вуз. / Под ред. В. И. Подлесных. - 2-е изд.; доп. и перераб. - СПб.: Бизнес-пресс, 2002. - 464с.
12. Основы менеджмента:
Учеб. для вузов / Д. Д. Вачугов,
Т. Е. Березкина, Н. А.
13. Переверзев М. П.Менеджмент [Текст]: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2004. - 288с.
14. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Питер, 2000. – 416с.
15. Управление персоналом
на производстве: Учеб. Пособие для вузов
/ Под ред проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 381с.