Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия трудового коллектива, процесса развития коллектива.
Задачами исследования являются:
во-первых, изучить трудовой коллектив, его признаки;
во-вторых, ознакомиться с видами коллектива и дать им краткую характеристику;
в-третьих, следует рассмотреть психологические характеристики коллектива, процесс развития коллектива;
в-четвертых, изучить конформизм и его роль в управлении коллективом.
Введение 3
1. Понятия и признаки трудового коллектива 5
2. Виды коллективов 11
3. Команда – разновидность коллектива 17
4. Психологические характеристики коллектива 21
5. Процесс развития коллектива 24
6. Конформизм и его роль в управлении коллективом 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФИЛИАЛ) РГСУ
Факультет социального управления и экономики
Кафедра менеджмента
Специальность
061100 – "Менеджмент организации"
Курсовая
работа
по дисциплине "Основы менеджмента"
на тему:
"Трудовой коллектив"
Выполнила
студентка 4 курса з/о 3 группа
Косухина Юлия Семеновна
Допустить к защите Работа защищена
Зав. кафедрой Оценка
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических
доцент Дядин Олег Юрьевич наук, профессор
Степанов Михаил
Савельевич
Курск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятия и признаки трудового коллектива 5
2. Виды коллективов
3. Команда – разновидность
коллектива
4. Психологические характеристики коллектива 21
5. Процесс развития
коллектива
6. Конформизм и его роль в управлении коллективом 28
Заключение
Список использованных
источников и литературы
34
ВВЕДЕНИЕ
Все, что нас окружает, все достижения цивилизации, хорошие и плохие – это продукт деятельности человека.
Продвижение
к цивилизованному рынку имеет
целью экономическую
Трудовой коллектив – это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации.
Все вышеизложенное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Методическую
и теоретическую основу исследования
трудового коллектива составили
труды отечественных и
Целью данной работы является раскрытие понятия трудового коллектива, процесса развития коллектива.
Задачами исследования являются:
во-первых, изучить трудовой коллектив, его признаки;
во-вторых, ознакомиться с видами коллектива и дать им краткую характеристику;
в-третьих, следует рассмотреть психологические характеристики коллектива, процесс развития коллектива;
в-четвертых,
изучить конформизм и его роль в управлении
коллективом.
1.
Понятие и признаки
трудового коллектива
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т. п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое.
Группы бывают реальными и условными (участники объединены статистически по какому-то признаку), но в том и другом случае они существуют объективно.
Однако членство в реальной группе не означает, что люди постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу. Главное здесь — включение в определенную систему межличностных отношений.
Такие отношения могут быть взаимноположительными, взаимноотрицательными, или асимметричными. Гармоничными являются или только положительные, или только отрицательные отношения.
В организации группа может существовать как подразделение, проектная команда, комитет, бригада и проч., выступая при этом в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры.
В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют несколько типов групп:
- группа-конгломерат (толпа), состоящая из лиц, случайно оказавшихся рядом и не связанных между собой;
- группа-объединение (стая) - временное образование для решения конкретных разовых проблем;
- группа-коллектив - чтобы считаться таковым, она должна удовлетворять нескольким признакам. Главным из них считается наличие общей цели у всех ее членов. Как бы эта цель ни формировалась (в результате взаимного влияния, индивидуальных целей или постановки извне), она всегда будет одной для всех, а не просто одинаковой, схожей. Иначе группа являлась бы объединением договорного типа.
Пока отсутствует осознанная, разделяемая всеми цель, члены группы не в состоянии осуществлять совместную деятельность, понимание значимости которой для человека является одной из основ коллектива.
Другим признаком коллектива является психологическое признание его членами друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т. п.
Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, которое можно рассматривать как третий признак коллектива.
В результате взаимодействия возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников в отдельности.
На это существует несколько причин.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека.
Во-вторых, вследствие неминуемо возникающей специализации труда удается существенно повысить его производительность.
В-третьих, в процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда.
В-четвертых, создаются условия успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками.
Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, требованиями к физическому и моральному облику участников, символикой и т. п.
Склонность к поддержанию традиций существует в каждом коллективе. В результате у него формируется комплекс представлений о своей значимости, превосходстве над другими, придающий ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность.
Пятый признак коллектива состоит в наличии системы социального контроля, позволяющего группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения. Такой контроль обеспечивает соответствие их поведения установившимися требованиям, прежде всего в социально значимых ситуациях.
Люди подчиняются группе при следующих обстоятельствах:
- принятии решения в условиях отсутствия времени;
- наличии готового его варианта, устраивающего всех;
- высокой сплоченности и оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности;
- изолированности от внешней среды.
Влияние коллектива на человека связано с боязнью негативной оценки с его стороны в случае неудачи или ожиданием позитивной при успехе. Если человек видит, что окружающие без него могут обойтись, то работает хуже, и наоборот — если нашел в группе свое место, работает хорошо. Часто люди оказываются более заинтересованными в получении одобрения коллектива, нежели руководства.
Шестой признак коллектива — наличие достаточно четко выраженной структуры.
Структура может быть функциональной (с учетом производственных задач, выполняемых каждым); политической (исходя из принадлежности к тем или иным группировкам); социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию и др.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью людей (ядро, недифференцированная часть); мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения) и проч.
В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
дружеское
соперничество в отдельных
Роль, которую играет коллектив в жизни каждого человека, трудно переоценить:
- в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, принадлежности к группе себе подобных;
- у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту;
- в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.
В
то же время, находясь в коллективе,
люди хотят сохранять
Воздействуя на людей, коллектив во многом (до 40 процентов случаев) способствует изменению их поведения. Причины состоят в том, что человек:
- имеет возможность глазами товарищей взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки;
- должен приспосабливать к окружающим свои желания, интересы;
- получает дополнительные импульсы, стимулирующие творческую активность, стремление к совершенствованию, первенству.
В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как благоприятным, так и неблагоприятным. Так, позитивно настроенный коллектив способен противостоять антисоциальному поведению отдельной личности, а негативно настроенный — и сам оказывать на нее разлагающее влияние.