Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия трудового коллектива, процесса развития коллектива.
Задачами исследования являются:
во-первых, изучить трудовой коллектив, его признаки;
во-вторых, ознакомиться с видами коллектива и дать им краткую характеристику;
в-третьих, следует рассмотреть психологические характеристики коллектива, процесс развития коллектива;
в-четвертых, изучить конформизм и его роль в управлении коллективом.
Введение 3
1. Понятия и признаки трудового коллектива 5
2. Виды коллективов 11
3. Команда – разновидность коллектива 17
4. Психологические характеристики коллектива 21
5. Процесс развития коллектива 24
6. Конформизм и его роль в управлении коллективом 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
6) в соответствии с особенностями организации работы (команды из лиц, работающих совместно, и дистанционные команды, участники которых находятся на расстоянии друг от друга и могут представлять как одну, так и разные компании).
Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками (что дает им возможность учиться друг у друга).
Члены команды должны обладать;
- готовностью сотрудничать, воспринимать мнения других, понимать и принимать общие цели, взаимным доверием;
- общими целями;
- умением выявлять и решать проблемы;
- склонностью к обучению и самообучению, обмену информацией;
- коммуникабельностью, открытостью, сплоченностью;
- высоким уровнем специальных знаний;
- стремлением к достижению лучших результатов;
- ответственностью.
Команда характеризуется:
- во-первых, непостоянством состава и лидеров, которые могут меняться в зависимости от характера решаемой задачи (это не распространяется в полной мере на высшее руководство фирм, сегодня также зачастую выступающее командой);
- во-вторых, полной ответственностью лидера, как самого компетентного в соответствующих вопросах члена команды, за порученное направление деятельности, возложением на официального руководителя функций организатора и координатора всей работы;
- в-третьих, особо высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом участников по сравнению с коллективом обычного подразделения, их подбором не только в зависимости от знаний, опыта, специальности, но и с учетом психологической совместимости, взаимопонимания;
- в-четвертых, четким определением полномочий каждого;
- в-пятых, принятием участниками основных решений совместно, после всестороннего обсуждения, причем лицо, ответственное за определенное направление, имеет решающий голос.
Команда вырастает из рабочей группы, где каждый индивидуально выполняет свои задания, обмениваясь с другими информацией и опытом. Если ее участники так и не сумели наладить реальное сотрудничество, они являются псевдокомандой, а если лишь осознали его необходимость - командой потенциальной. Настоящей командой они становятся, если имеют общие цели, задачи, владеют эффективными методами организации совместного труда. Такая команда может считаться высокоэффективной, если будет способствовать росту возможностей своих участников и покажет превосходящие других результаты.
Работа в команде должна соответствовать интересам и способностям человека, быть достаточно сложной, разнообразной, максимально использовать творческий потенциал, давать возможность самостоятельно принимать решения, определять методы их реализации, обеспечивать обучение и повышение квалификации, формировать чувство ответственности, справедливо вознаграждаться.
Рассмотрим различия команды обычного трудового коллектива (таблице 1).
Таблица .1
Обычный трудовой
коллектив |
Команда | |
Руководство |
Сконцентрировано в одних руках | Может делиться между наиболее компетентными лицами |
Ответственность | Индивидуальная | Индивидуальная и совместная |
Цели | Задаются извне | Определяются внутри |
Результаты | Индивидуальные | Коллективные |
Оценка | По индивидуальному вкладу в общие результаты | По коллективным результатам |
Функция
руководителя |
Распорядительство, контроль | Лидерство,
координация
Совместной работы |
Команды создаются на всех уровнях организации, но особое место среди них занимает команда высших руководителей (top management), занимающихся наиболее важными и сложными проблемами, которые не в состоянии решить больше никто:
- принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию;
- осуществляет общую организацию и координацию деятельности исполнителей, определяет политику в области их стимулирования;
- совершенствует систему управления и ее отдельные элементы;
- осуществляет внешние связи и т. п.
Это требует от каждого участника хорошего знания, понимания общей ситуации. Поэтому здесь важную роль играет свободный обмен информацией, объем, полнота и точность которой намного превышают те, которые нужны для оперативного руководства.
В помощь команде высших руководителей часто создаются специальные аналитические команды, которые наблюдают за различными процессами, дают им оценку и разрабатывают варианты решений.
Сложность
командной работы сегодня обусловлена
отсутствием необходимой
Наиболее же простой формой командной работы на низовом уровне являются получившие в последнее время распространение в США так называемые самоуправляемые бригады.
Обычно
они состоят из 5-15 человек, работающих
на завершающих участках технологической
цепочки, где выпускается готовая продукция.
Администрация предоставляет им право
самостоятельно составлять графики работы
и отпусков, заказывать сырье и материалы,
принимать в коллектив новых сотрудников.
4.
Психологические характеристики
коллектива
Коллективы
различаются между собой
Психологический климат отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. На него влияют требования к дисциплине, методы руководства, степень совместимости людей и др. О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что хорошее настроение повышает эффективность работы людей примерно в полтора раза.
Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.
Психологическое состояние определяется степенью удовлетворенности его участниками своим положением. На него влияют характер и содержание работы, отношение к ней (любовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с полезными людьми), психологический климат.
Психологическое
состояние может принимать
Психологическое
состояние можно улучшить, изменяя
объективные условия
Сплоченность проявляется как психологическое единство людей по важнейшим вопросам жизнедеятельности коллектива, проявляющееся в притяжении к нему участников, стремлении его защитить и сохранить.
Стремление к сплоченности обусловлено поиском людьми друг у друга помощи или поддержки, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении своих гарантий.
Степень сплоченности зависит от размера группы (наиболее высока она в коллективах из 5-9 человек); пространственной близости людей; интенсивности и контактов; общности целей и интересов; возрастных и социальных различий (если они значительны, часто возникают группировки); наличия внешней опасности; достигнутых успехов и явных выгод от сотрудничества.
Сплоченность коллектива, удовлетворенность людьми своим пребыванием в нем во многом зависят от их психологической и социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соответствие темпераментов членов коллектива, основу второй — соответствие их профессиональных и моральных качеств.
Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:
1) соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальное осуществление, отсутствие зависти по отношению к успехам других;
2) близость или совпадение моральных позиций, основных мотивов и интересов членов коллектива, создающие основу взаимного доверия между ними;
3) возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;
4) рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого.
Сплоченные
коллективы характеризует
В сплоченных коллективах люди, как правило, теснее общаются, легче адаптируются, выше ценят друг друга и увереннее чувствуют себя, эффективнее работают. Разногласия здесь обычно бывают лишь по средствам достижения целей, в то время как у несплоченного коллектива — по всем вопросам, что рано или поздно приводит его к распаду.
В то же время нужно учитывать и недостатки таких коллективов, а именно: неприязненное отношение к посторонним, самоуверенность и самонадеянность, утрату чувства реальности, единомыслие, фильтрацию информации.
В
случае возникновения конфликта
сплоченный коллектив труднее подчинить
воле руководства и направить его действия
в нужное для организации русло.
5.
Процесс развития коллектива
Сплоченный
работоспособный коллектив
Этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется целенаправленно. К ним относятся:
1) ясные, понятные, близкие людям цели деятельности;
2) наличие определенных, пусть даже незначительных, выгод совместной работы, демонстрирующих ее явные преимущества по сравнению с индивидуальной;
3) сильный руководитель (лидер), которому люди готовы подчиняться и с которым готовы идти к поставленной цели;
4) наличие своей «ниши» в структуре организации, где бы коллектив мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим.
Началом формирования официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующего подразделения.
Для неофициального коллектива «днем рождения» становится обычно какое-то чрезвычайное событие, достижение критического предела в развитии опасной ситуации или осознание общих интересов. Они и порождают всплеск эмоций, толкающий людей на объединение (обычно речь идет о чувстве страха, протесте, желании защитить себя, сохранить или улучшить свое положение, статус и т. п.). Личные отношения начинают играть роль позже, когда контакты становятся постоянными.