Трудовой коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия трудового коллектива, процесса развития коллектива.

Задачами исследования являются:

во-первых, изучить трудовой коллектив, его признаки;

во-вторых, ознакомиться с видами коллектива и дать им краткую характеристику;

в-третьих, следует рассмотреть психологические характеристики коллектива, процесс развития коллектива;

в-четвертых, изучить конформизм и его роль в управлении коллективом.

Содержание

Введение 3

1. Понятия и признаки трудового коллектива 5

2. Виды коллективов 11

3. Команда – разновидность коллектива 17

4. Психологические характеристики коллектива 21

5. Процесс развития коллектива 24

6. Конформизм и его роль в управлении коллективом 28

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

Трудовой коллектив.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      6) в соответствии с особенностями организации работы (команды из лиц, работающих совместно, и дистанционные команды, участники которых находятся на расстоянии друг от друга и могут представлять как одну, так и разные компании).

Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками (что дает им возможность учиться друг у друга).

      Члены команды должны обладать;

      - готовностью сотрудничать, воспринимать мнения других, понимать и принимать общие цели, взаимным доверием;

      - общими целями;

      - умением выявлять и решать проблемы;

      - склонностью к обучению и самообучению, обмену информацией;

      - коммуникабельностью, открытостью, сплоченностью;

      - высоким уровнем специальных знаний;

      - стремлением к достижению лучших результатов;

      - ответственностью.

      Команда характеризуется:

      - во-первых, непостоянством состава и лидеров, которые могут меняться в зависимости от характера решаемой задачи (это не распространяется в полной мере на высшее руководство фирм, сегодня также зачастую выступающее командой);

      - во-вторых, полной ответственностью лидера, как самого компетентного в соответствующих вопросах члена команды, за порученное направление деятельности, возложением на официального руководителя функций организатора и координатора всей работы;

      - в-третьих, особо высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом участников по сравнению с коллективом обычного подразделения, их подбором не только в зависимости от знаний, опыта, специальности, но и с учетом психологической совместимости, взаимопонимания;

      - в-четвертых, четким определением полномочий каждого;

      - в-пятых, принятием участниками основных решений совместно, после всестороннего обсуждения, причем лицо, ответственное за определенное направление, имеет решающий голос.

      Команда вырастает из рабочей группы, где каждый индивидуально выполняет свои задания, обмениваясь с другими информацией и опытом. Если ее участники так и не сумели наладить реальное сотрудничество, они являются псевдокомандой, а если лишь осознали его необходимость - командой потенциальной. Настоящей командой они становятся, если имеют общие цели, задачи, владеют эффективными методами организации совместного труда. Такая команда может считаться высокоэффективной, если будет способствовать росту возможностей своих участников и покажет превосходящие других результаты.

      Работа  в команде должна соответствовать  интересам и способностям человека, быть достаточно сложной, разнообразной, максимально использовать творческий потенциал, давать возможность самостоятельно принимать решения, определять методы их реализации, обеспечивать обучение и повышение квалификации, формировать чувство ответственности, справедливо вознаграждаться.

      Рассмотрим  различия команды обычного трудового коллектива (таблице 1).

                          Таблица .1

             Обычный трудовой 

                  коллектив

                    Команда
 
       Руководство
  Сконцентрировано в одних          руках   Может делиться между наиболее компетентными лицами
   Ответственность   Индивидуальная   Индивидуальная и совместная
              Цели   Задаются извне   Определяются внутри
          Результаты   Индивидуальные   Коллективные
           Оценка   По индивидуальному вкладу в общие результаты   По коллективным результатам
         Функция   

      руководителя

  Распорядительство, контроль   Лидерство,  координация 

Совместной  работы

 

      Команды создаются на всех уровнях организации, но особое место среди них занимает команда высших руководителей (top management), занимающихся наиболее важными и сложными проблемами, которые не в состоянии решить больше никто:

      - принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию;

      - осуществляет общую организацию и координацию деятельности исполнителей, определяет политику в области их стимулирования;

      - совершенствует систему управления и ее отдельные элементы;

      - осуществляет внешние связи и т. п.

      Это требует от каждого участника  хорошего знания, понимания общей ситуации. Поэтому здесь важную роль играет свободный обмен информацией, объем, полнота и точность которой намного превышают те, которые нужны для оперативного руководства.

      В помощь команде высших руководителей  часто создаются специальные  аналитические команды, которые наблюдают за различными процессами, дают им оценку и разрабатывают варианты решений.

      Сложность командной работы сегодня обусловлена  отсутствием необходимой культуры совместной деятельности, ориентацией большинства систем вознаграждения на поощрение индивидуальных результатов, стремлением к лидерству, соперничеству.

      Наиболее  же простой формой командной работы на низовом уровне являются получившие в последнее время распространение в США так называемые самоуправляемые бригады.

      Обычно  они состоят из 5-15 человек, работающих на завершающих участках технологической цепочки, где выпускается готовая продукция. Администрация предоставляет им право самостоятельно составлять графики работы и отпусков, заказывать сырье и материалы, принимать в коллектив новых сотрудников. 
 
 
 
 

4. Психологические характеристики коллектива 

      Коллективы  различаются между собой психологически, что проявляется в характере их внутреннего климата, состояния и степени сплоченности участников. Рассмотрим эти моменты подробнее.

      Психологический климат отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. На него влияют требования к дисциплине, методы руководства, степень совместимости людей и др. О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что хорошее настроение повышает эффективность работы людей примерно в полтора раза.

      Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному  воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.

      Психологическое состояние определяется степенью удовлетворенности его участниками своим положением. На него влияют характер и содержание работы, отношение к ней (любовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с полезными людьми), психологический климат.

      Психологическое состояние может принимать форму  социального напряжения (сознания, эмоций или поведения людей), которое проявляется в общей внутренней неудовлетворенности, внешней агрессивности, поиске виноватых, забастовках, саботаже, увольнениях и др. Такая ситуация вызывается негативным воздействием конкретных обстоятельств или социальной среды в целом, в результате чего человек длительное время не может реализовать свои потребности.

      Психологическое состояние можно улучшить, изменяя  объективные условия деятельности людей и проводя воспитательную работу, обучая людей жить по законам коллектива, подчиняться установленным им требованиям и порядкам.

      Сплоченность  проявляется как психологическое единство людей по важнейшим вопросам жизнедеятельности коллектива, проявляющееся в притяжении к нему участников, стремлении его защитить и сохранить.

      Стремление  к сплоченности обусловлено поиском  людьми друг у друга помощи или поддержки, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении своих гарантий.

      Степень сплоченности зависит от размера  группы (наиболее высока она в коллективах из 5-9 человек); пространственной близости людей; интенсивности и контактов; общности целей и интересов; возрастных и социальных различий (если они значительны, часто возникают группировки); наличия внешней опасности; достигнутых успехов и явных выгод от сотрудничества.

      Сплоченность  коллектива, удовлетворенность людьми своим пребыванием в нем во многом зависят от их психологической и социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соответствие темпераментов членов коллектива, основу второй — соответствие их профессиональных и моральных качеств.

      Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:

      1) соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальное осуществление, отсутствие зависти по отношению к успехам других;

      2) близость или совпадение моральных позиций, основных мотивов и интересов членов коллектива, создающие основу взаимного доверия между ними;

      3) возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;

      4) рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого.

      Сплоченные  коллективы характеризует организованность, т. е. способность и готовность к самостоятельному преодолению трудностей, согласованным действиям; единство в экстремальных ситуациях.

      В сплоченных коллективах люди, как  правило, теснее общаются, легче адаптируются, выше ценят друг друга и увереннее чувствуют себя, эффективнее работают. Разногласия здесь обычно бывают лишь по средствам достижения целей, в то время как у несплоченного коллектива — по всем вопросам, что рано или поздно приводит его к распаду.

      В то же время нужно учитывать и  недостатки таких коллективов, а  именно: неприязненное отношение к посторонним, самоуверенность и самонадеянность, утрату чувства реальности, единомыслие, фильтрацию информации.

      В случае возникновения конфликта  сплоченный коллектив труднее подчинить  воле руководства и направить его действия в нужное для организации русло. 
 
 
 
 
 
 
 

5. Процесс развития коллектива 

      Сплоченный  работоспособный коллектив возникает  не сразу.

Этому предшествует длительный процесс его  становления и развития, успех  которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется целенаправленно. К ним относятся:

      1) ясные, понятные, близкие людям цели деятельности;

    2) наличие определенных, пусть даже незначительных, выгод совместной работы, демонстрирующих ее явные преимущества по сравнению с индивидуальной;

    3) сильный руководитель (лидер), которому люди готовы подчиняться и с которым готовы идти к поставленной цели;

    4) наличие своей «ниши» в структуре организации, где бы коллектив мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим.

      Началом формирования официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующего подразделения.

      Для неофициального коллектива «днем рождения»  становится обычно какое-то чрезвычайное событие, достижение критического предела в развитии опасной ситуации или осознание общих интересов. Они и порождают всплеск эмоций, толкающий людей на объединение (обычно речь идет о чувстве страха, протесте, желании защитить себя, сохранить или улучшить свое положение, статус и т. п.). Личные отношения начинают играть роль позже, когда контакты становятся постоянными.

Информация о работе Трудовой коллектив