Трудовая деятельность руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Ценен тот руководитель, который знает своё дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя.
Актуальность темы «роль руководителя в организации» несомненна, т.к. современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. От руководителей требуется: высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами, способность принимать грамотные рациональные решения, умение работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках.

Содержание

Введение
Глава 1. Трудовая деятельность руководителя
1.1 Особенность и содержание трудовой деятельности руководителя
1.2 Роль руководителя в структуре управления
1.3 Портрет современного руководителя
Глава 2. Пути улучшения организации труда руководителя
2.1 Анализ использования времени
2.2 Основные функции самоменеджмента руководителя
2.3 Информация и коммуникация
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Трудовая деятельность руководителя

1.1 Особенность и содержание  трудовой деятельности руководителя

1.2 Роль руководителя в структуре  управления

1.3 Портрет современного руководителя

Глава 2. Пути улучшения организации  труда руководителя

2.1 Анализ использования времени

2.2 Основные функции самоменеджмента  руководителя

2.3 Информация и коммуникация

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Ценен тот руководитель, который  знает своё дело, умеет хорошо управлять  и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя.

Актуальность темы «роль руководителя в организации» несомненна, т.к. современное  развитие общества показывает, что  успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. От руководителей требуется: высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами, способность принимать грамотные рациональные решения, умение работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках.

В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, повлияет на работу всей организации.

Если руководитель не спланирует и  правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления. Время - необратимо. Его нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит безвозвратно. К сожалению, в России с давних времён сложилось представление о руководителе, как о человеке с минимальным количеством свободного времени, и чем меньше времени имел руководитель, тем более значительной персоной он казался. Но на самом деле это лишь говорит о низком уровне самоменеджмента, который представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение трудовой деятельности руководителя, его роли в организации.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить особенности и содержание трудовой деятельности руководителя;

определить роль руководителя в  организации;

определить требования к современному руководителю;

провести анализ расхода времени  и анализ временных потерь;

рассмотреть основные направления  улучшения организации труда руководителя через пять основных функций: постановку цели, планирование, принятие решений, реализацию и организацию, контроль.

При изучении этих вопросов следует  помнить, что труд руководителя настолько  специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления.

И поэтому в данной курсовой работе объектом изучения выступает роль руководителя в структуре управления.

Предметом изучения является трудовая деятельность руководителя, ее особенности  и содержание, портрет современного руководителя, а также нюансы и  пути повышения эффективности работы руководителя.

Многие работы отечественных авторов (Афанасьева В.Г., Латфулин Г.Р., Семенов  А.К., Набоков В.И., Смирнов Э.А., Рогожина С.В. и другие) посвящены разработке основ общей теории, определению  критериев эффективности планирования и правильной организации работы, формированию активной жизненной позиции.

 

Глава 1. Трудовая деятельность руководителя

1.1 Особенность и содержание  трудовой деятельности

руководителя

В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.

Руководитель - особый работник в организации и поэтому ему присущи некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности труда руководителя:

- руководители непосредственно  не связаны с созданием материальных  ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

- работа руководителя в основном  умственная;

- нелимитированность работы руководителя;

- повышенные нервно-психические  усилия руководителя связанные  с управлением людьми и принятием  ответственных решений;

- труд руководителей не подается  количественному учету;

- необходимость принятия большого  количества решений за короткий  период;

- если рабочий в течение своей  рабочей смены выполняет, в  основном, несколько операций, то  руководитель в течение своего  рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;

- работа руководителя в основном  не имеет четкого завершения.

Все перечисленные выше особенности  необходимо учитывать при организации  труда руководителя и рассматривать  их все вместе и взаимосвязано  друг с другом [20, С.36-42].

Рабочий день руководителя не лимитирован  и разнообразен. В общем виде, руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников):

1) запланированные заседания, встречи  60 - 65%;

2) разговоры по телефону 3 - 6%;

3) работа с документами 17 - 22%;

4) поездки, осмотры 3 - 7%;

5) незапланированные встречи 7%;

6) отдых 2%;

7) потери времени 2%.

 

1.2 Роль руководителя  в структуре управления

 

Термины руководство и управление следует различать. Руководство есть система административных, командно-распорядительных воздействий. Управление - система приёмов и правил по наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных целей организации и личных целей работников. Управление - это не только наука, но и искусство [19, С.12-20].

Стиль управления в значительной мере зависит от уровня культуры и ценностных ориентаций руководителя. Стиль работы руководителя, его компетентность в  современных динамично меняющихся социально-экономических условиях определяет успешную работу возглавляемой им организации [5, С.7-15].

Если обобщить многогранную деятельность руководителя, то можно выделить три  её главных направления:

1) управление технико-технологической  подсистемой предприятия;

2) управление его экономической подсистемой;

3) управление социальной подсистемой  -- производственным коллективом.

И хотя в реальной практике управление этими подсистемами представляет собой  единый процесс, все же следует констатировать, что управление коллективом представляет наиболее сложную задачу для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, социальная организация обладает исключительной сложностью, особенно в сфере неформальных отношений, во-вторых, потому, что в подавляющем своем большинстве руководители являются техническими специалистами, инженерами, которых в техническом вузе искусству управления людьми учат явно недостаточно.

Они знают цели организации, но не всегда ясно представляют, что работники  имеют свои собственные цели, далеко не всегда совпадающие с целями организации. А искусство руководителя и заключается в умении согласовывать личные цели работников, их потребности и интересы с целями и интересами организации. Руководитель постоянно находится в системе отношений с руководимым им коллективом, вышестоящим руководством и смежными руководителями [6, С.65-78].

На наших предприятиях принципы управления во многих случаях такие  же, какие были в начале века, когда  широкое распространение приобрела  система Тейлора. Как известно, концепция  тейлоризма исходит из установки, что исполнитель ленив и пассивен и поэтому требует по отношению к себе жестких, стандартизованных, управленческих воздействий. Современное же понимание культуры единоначалия включает в себя весьма обширный арсенал приёмов работы с людьми, которые приняли характер норм. Среди них можно выделить следующие:

- чёткое понимание руководителем  общественно значимых ценностей;

- чёткое видение перспектив  развития;

- инновационный, творческий подход  к решению возникающих проблем;

- знание принципов управления;

- постоянное саморазвитие;

- умение наладить групповую  работу;

- корректная манера поведения,  способность управлять собой,  уважительное отношение к подчинённым;

- знание основ социальной психологии.

Сложные и многоплановые аспекты  работы руководителя можно объединить в три основных стиля руководства:

- директивный стиль (авторитарный);

- коллегиальный стиль (демократический);

- нейтральный стиль (попустительский).

Директивный (авторитарный) стиль  характеризуется высокой централизацией руководства, преобладанием единогласия. Руководитель требует полной информации обо всех производственных вопросах, включая второстепенные, решения принимает единолично, к мнению коллектива не прислушивается. Основными методами управления являются приказы, распоряжения, санкциями - выговоры, замечания, лишение премий и иных льгот. Интересы дела становятся значительно выше интересов людей, в общении преобладает приказной тон [14, С.97].

Коллегиальный (демократический) стиль  характерен тем, что между руководителем, его заместителями и подчинёнными полномочия и ответственность распределяются в соответствии с их должностным положением. Руководитель, придерживающийся этого стиля, всегда выясняет мнение коллектива по всем важным производственным вопросам и принимает коллегиальные решения. Коллектив регулярно информируется о положении дел на производстве. Руководитель заботится о благоприятном психологическом климате в коллективе, стремится к органическому сочетанию интересов дела и интересов людей [14, С.99].

Нейтральный (попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель устраняется от активного участия в управлении коллективом. Такой руководитель или ждёт указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель стремится не рисковать, предпочитает, чтобы возникающие проблемы или конфликты разрешались сами собой, стремится снять с себя персональную ответственность. Такой стиль руководства рано или поздно приводит к возникновению неуправляемых конфликтных ситуаций, которые чаще всего разрешаются вмешательством вышестоящей организации путём смены руководства [14, С.100].

Вышеуказанные стили руководства  с точки зрения их формальной характеристики и содержательной стороны могут  быть представлены следующими правилами, предложенными известным специалистом в области социальной психологии К. Левиным.

Правило 1. Способ одержать победу в  споре - это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что  он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте  это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь  дружелюбного тона.

Правило 5. Сумейте заставить собеседника  сразу же ответить вам «да».

Правило 6. Давайте большую часть  времени говорить собеседнику.

Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.

Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к  мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным  мотивам.

Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте  за живое.

При характеристике стилей руководства  существенным моментом является то обстоятельство, что в чистом виде тот или иной стиль может себя и не обнаружить. Он обусловлен рядом социально-психологических факторов, которые с неизбежностью приходится иметь в виду руководителю, а именно: специфику наличной ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификацию и сработанность членов коллектива, их личностные особенности и т.д [14, С.101-103].

 

 

1.3 Портрет современного руководителя

 

Современный руководитель выступает  в нескольких ипостасях.

Во-первых, это - управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом  людей.

Во-вторых, это - лидер, способный вести  за собой подчиненных, используя  свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

Информация о работе Трудовая деятельность руководителя