Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучить процесс адаптации персонала и его особенности.
Основные задачи курсовой работы:
Проанализировать трудовую адаптацию работников
Ознакомиться с хозяйственной деятельностью ООО «ТВК»
Рассмотреть адаптацию как фактор эффективности труда
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10 - 12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
В США программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы - от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.
В Германии имеется “Закон о правовом режиме предприятия”, который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.
Как
показал опыт отечественных организаций,
в стране недостаточно внимания уделяется
проблеме адаптации кадров. К сожалению,
управленческие работники не до конца
понимают значение адаптации как методов
регулирования предложения рабочей силы
в организации. К тому же сейчас управленческое
звено народнохозяйственного и отраслевого
уровней ослаблено в организационно-методическом
отношении, что привело к образованию
множества органов управления в регионе
(центры профориентации и занятости, кабинеты
профориентации в школах, специальных
учебных заведениях, в организациях) без
достаточной регламентации их полномочий.
Узкая ведомственность противодействует
развитию прямых связей органов управления
адаптацией. И это не позволяет устранить
организационные недостатки в практике
адаптации, углубляя их на каждом последующем
уровне управления [6].
В наше время быстро развивающихся технологий развитие кадров является для любой организации жизненно необходимым. Существует множество причин, по которым фирма просто обязана уделять внимание образованию и повышению квалификации своих сотрудников. Например, конкурентоспособность и адаптация предприятия к окружающей среде являются производными от уровня квалификации персонала. Таким образом, организация всегда заинтересована в наиболее эффективном развитии кадров. Персоналу как одному из главных источников создания конкурентных преимуществ на длительный период принадлежит важнейшее место в системе стратегического менеджмента. По данным западных экспертов, инновации, относящиеся к развитию знаний и навыков сотрудников компании, развитию их потенциала, имеют приоритетное значение по сравнению с инновациями в сфере совершенствования свойств продукта, технологии и организации производства, следовательно, инвестиции в персонал являются самыми надежными. Поэтому все больше компаний рассматривают развитие персонала как приоритетный вариант решений в области инвестиционной политики и укрепления конкурентных преимуществ. Развитие человеческих ресурсов - это их изменение в зависимости от стратегических целей компании. Этот многогранный процесс представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организация процесса адаптации, обучения, формирование корпоративной культуры. Современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Системный подход к развитию персонала - залог процветания компании
Основным видом деятельности ООО «ТВК» является выработка тепловой энергии и ее реализация предприятиям, учреждениям, организациям и населению. Дополнительный вид деятельности – водоснабжение потребителей, прием и переработка канализационных стоков.
Основными руководителями структурного подразделения ООО «ТВК» являются: директор, главный инженер, начальник ПТО, начальник котельного цеха, начальник электроцеха и начальник ВИС.
Проанализировав кадровый состав ООО «ТВК», мы выяснили, что фактическая численность работников предприятия увеличивается по сравнению с предыдущими годами. Оценивая динамику уволенных за период 2007-2009гг., видно, что количество уволенных уменьшается, а принятых работников увеличивается.