Трудовая адаптация работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - изучить процесс адаптации персонала и его особенности.

Основные задачи курсовой работы:

Проанализировать трудовую адаптацию работников
Ознакомиться с хозяйственной деятельностью ООО «ТВК»
Рассмотреть адаптацию как фактор эффективности труда

Работа содержит 1 файл

курсовик УП_Карина.doc

— 369.50 Кб (Скачать)
 
 

 

Таблица 2.6. Анализ кадрового состава по возрасту за 2009 г.

Категория персонала Численность работников на 01.01.08 Численность работников на 01.01.09 Численность работников по возрасту, чел. Средний возраст работников Численность работающих пенсионеров
До 20 лет 21-30 лет 31-45 лет 46-55 лет 56-60 лет От 61 и старше
На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09 На 01.01.08 На 01.01.09
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1 Работники всего 89 83 3 1 13 13 40 32 31 28 2 9 0 0 41 41 17 12
1.1 Рабочие 68 65 1 1 10 9 32 25 24 22 1 8 0 0 42 42 14 9
1.2 Руководители, специалисты, служащие 21 18 2 0 3 4 8 7 7 6 1 1 0 0 39 40 3 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 2.4. Кадровый состав по возрасту в 2009 г.

    Средний возраст работников на предприятии на 1 января 2008 г. составил 41 год, на      1 января 2009 г. - 40,5 лет.   Количество работающих пенсионеров увеличилось на  5  человек.

    Анализируя  возрастные категории работников ППП,  в том числе рабочих, руководителей, специалистов и служащих, наблюдается  увеличение работников в возрасте от 56 лет и выше. На предприятии не обновляется коллектив, т.к. молодые специалисты в области теплоснабжения могут найти себе хорошую работу на аналогичных индустриальных предприятиях. Поэтому происходит демографическое старение коллектива.

    Уменьшение  работников  самого  трудоспособного  возраста (31 - 45 лет) с 40 до  32 человек.  Это связано с сокращением штата.

Таблица 2.7. Анализ кадрового состава по уровню образования  на 2008 г.

Категория персонала Численность работников на 01.01.08г. Численность работников, имеющих  профессиональное образование, соответствующее  виду деятельности организации Уровень образования (численность  работников, имеющих  высшее и среднее, в т.ч. незаконченное, профессиональное образование)
высшее среднее Обучающихся заочно в высших и  средних образовательных  учреждениях
Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 рабочие 68 3 3,4 10 12,4 3 3,4 16 18
2 руководители 13 6 6,7 7 7,9 1 1,1 14 15,7
3 специалисты 5 4 4,5 0 0,0 1 1,1 5 5,6
Продолжение Таблицы 2.7.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4 служащие 3 0 0,0 1 1,1 1 1,1 2 2,2
Итого 89 13 14,6 18 21,3 6 6,7 37 41,6
 

Рис. 2.5. Кадровый состав по уровню образования в 2008 г.

    По  данным таблицы 2.7 из общей численности работников ППП, имеют высшее профессиональное образование 13 человек, что составляет 14,6% от общей численности.

    Численность работников, имеющих высшее и среднее,  в том числе незаконченное  профессиональное образование  в целом по предприятию 41,57%, из них: рабочие – 17,98%, руководители – 15,73%, специалисты – 5,62%, служащие – 2,25%.

Таблица 2.8. Анализ кадрового состава по уровню образования  на 2009 г. 

Категория персонала Численность работников на 01.01.09г. Численность работников, имеющих  профессиональное образование, соответствующее  виду деятельности организации Уровень образования (численность  работников, имеющих  высшее и среднее, в т.ч. незаконченное, профессиональное образование)
высшее среднее Обучающихся заочно в высших и  средних образовательных  учреждениях
Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности Всего, чел. В % к общей численности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 рабочие 65 2 2,4 15 18,1 0 0,0 17 20,5
2 руководители 12 6 7,2 5 7,2 1 1,2 12 14,5
Продолжение Таблицы 2.8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 специалисты 4 4 4,8 0 0,0 0 0,0 4 4,8
4 служащие 2 0 0,0 1 1,2 1 1,2 2 2,4
Итого 83 12 14,4 22 26,5 2 2,4 35 42,2
 

    

Рис. 2.6. Кадровый состав по уровню образования в 2009 г.

    По  данным таблицы 2.8 из общей численности работников ППП, имеют высшее профессиональное образование 12 человек, что составляет 14,4% от общей численности.

    Численность работников, имеющих высшее и среднее,  в том числе незаконченное  профессиональное образование  в  целом по предприятию 42,2%, из них: рабочие  – 20,5%, руководители – 14,5%, специалисты – 4,8%, служащие – 2,4%.

Глава 3. Адаптация как  фактор эффективности труда

3.1 Управление трудовой  адаптацией

     Управление  процессом адаптации - это «активное  воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных  последствий и т. п.». [7, 240-268 с.]

     Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

     Для достижения этих целей в организациях целесообразно иметь в действующих  подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.

     Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым  нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри нее.

     Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять  следующие функции:

     · изучать и прогнозировать конъюнктуру  рынка труда, проводить мероприятия  по адаптации к нему, осуществлять соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала;

     · участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;

     · участвовать в расстановке кадров по подразделениям, участкам, рабочим  местам, проведении ротации и внутрипроизводственных перемещений кадров, формировании стабильного трудового коллектива;

     · участвовать в отборе лидеров  из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;

     · организовывать взаимодействие с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.

     В обязанности менеджера по персоналу входят:

     1. Ознакомление с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;

     2. Представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору  по обучению;

     3. Организация экскурсии по рабочим  местам;

     4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);

     5. Организация обучения (совместно  с отделом обучения);

     6. Введение в коллектив, представление  сотрудников (совместно с руководителем).

     Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации: выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.

Информация о работе Трудовая адаптация работников