Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучить процесс адаптации персонала и его особенности.
Основные задачи курсовой работы:
Проанализировать трудовую адаптацию работников
Ознакомиться с хозяйственной деятельностью ООО «ТВК»
Рассмотреть адаптацию как фактор эффективности труда
Таблица 2.6. Анализ кадрового состава по возрасту за 2009 г.
№ | Категория персонала | Численность работников на 01.01.08 | Численность работников на 01.01.09 | Численность работников по возрасту, чел. | Средний возраст работников | Численность работающих пенсионеров | |||||||||||||
До 20 лет | 21-30 лет | 31-45 лет | 46-55 лет | 56-60 лет | От 61 и старше | ||||||||||||||
На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
1 | Работники всего | 89 | 83 | 3 | 1 | 13 | 13 | 40 | 32 | 31 | 28 | 2 | 9 | 0 | 0 | 41 | 41 | 17 | 12 |
1.1 | Рабочие | 68 | 65 | 1 | 1 | 10 | 9 | 32 | 25 | 24 | 22 | 1 | 8 | 0 | 0 | 42 | 42 | 14 | 9 |
1.2 | Руководители, специалисты, служащие | 21 | 18 | 2 | 0 | 3 | 4 | 8 | 7 | 7 | 6 | 1 | 1 | 0 | 0 | 39 | 40 | 3 | 3 |
Рис. 2.4. Кадровый состав по возрасту в 2009 г.
Средний возраст работников на предприятии на 1 января 2008 г. составил 41 год, на 1 января 2009 г. - 40,5 лет. Количество работающих пенсионеров увеличилось на 5 человек.
Анализируя возрастные категории работников ППП, в том числе рабочих, руководителей, специалистов и служащих, наблюдается увеличение работников в возрасте от 56 лет и выше. На предприятии не обновляется коллектив, т.к. молодые специалисты в области теплоснабжения могут найти себе хорошую работу на аналогичных индустриальных предприятиях. Поэтому происходит демографическое старение коллектива.
Уменьшение работников самого трудоспособного возраста (31 - 45 лет) с 40 до 32 человек. Это связано с сокращением штата.
Таблица 2.7. Анализ кадрового состава по уровню образования на 2008 г.
№ | Категория персонала | Численность работников на 01.01.08г. | Численность работников, имеющих профессиональное образование, соответствующее виду деятельности организации | Уровень образования (численность работников, имеющих высшее и среднее, в т.ч. незаконченное, профессиональное образование) | ||||||
высшее | среднее | Обучающихся заочно в высших и средних образовательных учреждениях | ||||||||
Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | рабочие | 68 | 3 | 3,4 | 10 | 12,4 | 3 | 3,4 | 16 | 18 |
2 | руководители | 13 | 6 | 6,7 | 7 | 7,9 | 1 | 1,1 | 14 | 15,7 |
3 | специалисты | 5 | 4 | 4,5 | 0 | 0,0 | 1 | 1,1 | 5 | 5,6 |
Продолжение Таблицы 2.7. | ||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | служащие | 3 | 0 | 0,0 | 1 | 1,1 | 1 | 1,1 | 2 | 2,2 |
Итого | 89 | 13 | 14,6 | 18 | 21,3 | 6 | 6,7 | 37 | 41,6 |
Рис. 2.5. Кадровый состав по уровню образования в 2008 г.
По данным таблицы 2.7 из общей численности работников ППП, имеют высшее профессиональное образование 13 человек, что составляет 14,6% от общей численности.
Численность работников, имеющих высшее и среднее, в том числе незаконченное профессиональное образование в целом по предприятию 41,57%, из них: рабочие – 17,98%, руководители – 15,73%, специалисты – 5,62%, служащие – 2,25%.
Таблица 2.8. Анализ
кадрового состава по уровню образования
на 2009 г.
№ | Категория персонала | Численность работников на 01.01.09г. | Численность работников, имеющих профессиональное образование, соответствующее виду деятельности организации | Уровень образования (численность работников, имеющих высшее и среднее, в т.ч. незаконченное, профессиональное образование) | ||||||
высшее | среднее | Обучающихся заочно в высших и средних образовательных учреждениях | ||||||||
Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | Всего, чел. | В % к общей численности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | рабочие | 65 | 2 | 2,4 | 15 | 18,1 | 0 | 0,0 | 17 | 20,5 |
2 | руководители | 12 | 6 | 7,2 | 5 | 7,2 | 1 | 1,2 | 12 | 14,5 |
Продолжение Таблицы 2.8 | ||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | специалисты | 4 | 4 | 4,8 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 4 | 4,8 |
4 | служащие | 2 | 0 | 0,0 | 1 | 1,2 | 1 | 1,2 | 2 | 2,4 |
Итого | 83 | 12 | 14,4 | 22 | 26,5 | 2 | 2,4 | 35 | 42,2 |
Рис. 2.6. Кадровый состав по уровню образования в 2009 г.
По данным таблицы 2.8 из общей численности работников ППП, имеют высшее профессиональное образование 12 человек, что составляет 14,4% от общей численности.
Численность работников, имеющих высшее и среднее, в том числе незаконченное профессиональное образование в целом по предприятию 42,2%, из них: рабочие – 20,5%, руководители – 14,5%, специалисты – 4,8%, служащие – 2,4%.
Управление процессом адаптации - это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.». [7, 240-268 с.]
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
Для
достижения этих целей в организациях
целесообразно иметь в
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри нее.
Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции:
·
изучать и прогнозировать конъюнктуру
рынка труда, проводить мероприятия
по адаптации к нему, осуществлять
соответствующую
· участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
·
участвовать в расстановке
· участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· организовывать взаимодействие с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;
2.
Представление работника
3.
Организация экскурсии по
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения);
6.
Введение в коллектив,
Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации: выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.