Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:49, контрольная работа
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Сущность и критерии процесса адаптации персонала……………... 5
1.1 Типы и этапы процесса трудовой адаптации………………….. 8
1.2 Испытательный срок как форма адаптации персонала………. 12
1.2.1 Программа введения в должность……………………... 16
2. Программа социологического исследования процесса трудовой адаптации сотрудников компании «ООО»…………………………..
18
2.1 Анкета социологического исследования………………………. 20
2.2 Решение задач…………………………………………………… 24
Библиографический список…
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При этом обычно вводятся в практику обучающие программы типа «Реалистическое знакомство с будущей работой», «История организации», «Введение в профессию».
Этап 3. Действенная адаптация, состоящая в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливающая его включение в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.
Анализируя
выше изложенные параграфы, мы можем
говорить о том, что адаптация
и ее процесс является главным
этапом для профессионального
1.2 ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СРОК КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА
Испытательный срок – это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в договор при следующих условиях:
- это период необходим в связи мо специфическими особенностями работы;
-
необходимость приглядеться к
сотруднику и скрываемым
-
принятый сотрудник не
-
это соответствует
-
этот срок достаточен для
-
организован систематический
-
в конце этого периода
Если
в организации установлен испытательный
срок, то по истечении его можно
узнать, достаточно ли хорошо новый
сотрудник выполняет работу. Оценка
должна быть максимально объективной
и основываться на наблюдениях и
анализе в течение
Если
отношение к работнику
Первые
три-шесть месяцев самые
-
несовместимость с другими
Недовольство стилем руководства,
- неоправдавшиеся представления о работе организации,
- утрата «иллюзий »относительно организации,
-
непонимание работником
-
высокая интенсивность и
-
несовпадение ожидаемой и
Для нейтрализации этих факторов целесообразно сделать все возможное, чтобы работник осваивался на новом месте как можно быстрее. Работник должен четко знать, чего от него ожидают и что он всегда может получить совет и поддержку, а также возможности для обучения. Необходимо контролировать его работу регулярно, чтобы он чувствовал себя нужным, постараться найти сотрудника, способного выполнять роль наставника. Если потерять на этом этапе нового работника , то время и деньги, затраченные на проведение найма и отбора пропадут зря.
За период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться в соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:
Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени, социально-психологический климат в связи с появлением новичка.
В целях успешного прохождения испытательного срока руководитель должен:
1.2.1 ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ
Один
из способов обеспечить наилучший старт
новому члену коллектива состоит
в разработке и реализации программы
введения в должность. В идеале программа
должна контролироваться сотрудником,
который непосредственно
Очевидно, что на получение этой информации потребуется срок более одного дня. Руководителю самому понадобится затратить определенное время на отбор и подготовку информации, представляемой новичку. Стоит учесть, что первые впечатления самые сильные и могут длительное время влиять на мотивацию к работе и отношение к организации, и что более важно, плохой старт может отдалить то время, когда сотрудник начнет вносить полноценный вклад в труд коллектива организации.
Для
управления процессом введения в
должность целесообразно
Оценка
программы введения в должность
и испытательного срока может быть
сделана с помощью теста2 (табл. 1).
С ее помощью можно проверить, использованы
ли необходимые средства и мероприятия
в период испытательного срока и введения
кандидатов в должность.
Таблица
1
Тест
«Испытательный срок»
Вопросы | Да | Нет |
Сообщена ли дата начала работы, время явки к указанному лицу? | ||
Проверка оформления личного дела сотрудника | ||
Разъяснена ли должностная инструкция? | ||
Проведено ли представление коллегам? | ||
Проведено
ли представление руководству |
||
Проведено ли ознакомление со зданием (входы-выходы, туалеты, доски объявлений, столовые и буфеты, пункт первой помощи)? | ||
Проведен ли инструктаж по технике безопасности? | ||
Рассказана ли история, продукция имидж организации? | ||
Разъяснены ли общие требования к работе сотрудника? | ||
Условия работы (рабочее место, рабочие часы и перерывы, нерабочие дни) | ||
Документация процедуры отчетности и контроля рабочего времени, разъяснение правил исчисления затрат премирования | ||
Объяснены ли процедуры рассмотрения нарушений и жалоб? | ||
Роль
профсоюзной организации и |
||
Вмешиваетесь ли Вы лично в конфликтные ситуации с новичком? | ||
Назначен ли наставник или консультант новичка? | ||
Соответствуют ли знания и умения новичка данной работе? | ||
Удовлетворяют ли Вас проявившиеся вредные привычки и негативные качества сотрудника? | ||
Доволен ли работник соответствующей оплатой труда? | ||
Знаете
ли об изменении социально- |
||
Итого ответов: |
Ключ теста: необходимо подсчитать количество ответов «Да» и «Нет» и вписать в графу «Итого ответов». При наличии определенного количества ответов «Да», можно сделать вывод об эффективности испытательного срока.
16 и более – отлично,
от 12 до 15 – хорошо,
от 8 до 11 – удовлетворительно,
до 7 – неудовлетворительно.
2. Программа социологического исследования
процесса
трудовой адаптации
работников компании
«ООО»
1.1
Основные проблемы
1. Основой любой организации является персонал, который обеспечивает рациональное использование ее ресурсов, влияет на ее экономические показатели и конкурентоспособность.
По
статистике 90% сотрудников, уволившихся
в течение первого года работы,
приняли это решение уже в
первый день своего пребывания в новой
организации. Новый сотрудник испытывает
в той или иной степени стрессогенное
воздействие, которое современные
исследователи именуют
На
каждого принятого на работу человека
затрачиваются значительные средства,
организация заинтересована в том,
чтобы принятый сотрудник не увольнялся
через несколько месяцев. В подобной
ситуации целесообразно владеть
инструментами управления и оптимизации
трудовой адаптации работников.
1.2
Цели исследования
- изучить проблемы и сложности, с которыми сталкивается вновь принятый на работу сотрудник;
-
выявить временную динамику
-
получить от сотрудника
1.3
Объекты исследования
Специалисты
и служащие организации. В анкетном
опросе приняли участие 150 человек..
1.4
Гипотезы