Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:49, контрольная работа
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Сущность и критерии процесса адаптации персонала……………... 5
1.1 Типы и этапы процесса трудовой адаптации………………….. 8
1.2 Испытательный срок как форма адаптации персонала………. 12
1.2.1 Программа введения в должность……………………... 16
2. Программа социологического исследования процесса трудовой адаптации сотрудников компании «ООО»…………………………..
18
2.1 Анкета социологического исследования………………………. 20
2.2 Решение задач…………………………………………………… 24
Библиографический список…
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ФАКУЛЬТЕТ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И СОЦИОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Экономика и социология труда
на тему:
«Трудовая
адаптация работников»
Выполнила:
студентка V курса
гр. УПZ351
Тасошвили
Виктория
Проверил:
г. Ростов-на-Дону
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |||
1. | Сущность и критерии процесса адаптации персонала……………... | 5 | ||
1.1 | Типы и этапы процесса трудовой адаптации………………….. | 8 | ||
1.2 | Испытательный срок как форма адаптации персонала………. | 12 | ||
1.2.1 | Программа введения в должность……………………... | 16 | ||
2. | Программа социологического исследования процесса трудовой адаптации сотрудников компании «ООО»………………………….. | 18 | ||
2.1 | Анкета социологического исследования………………………. | 20 | ||
2.2 | Решение задач…………………………………………………… | 24 | ||
Библиографический список………………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Первые недели работы в компании - очень важный этап для каждого нового сотрудника, этап привыкания к новому месту, новым людям, а в некоторых случаях - к новому статусу и новым обязанностям.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Основные причины ухода неудовлетворенного новичка — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую новичок приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе. Опыт такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.
1. СУЩНОСТЬ
И КРИТЕРИИ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Адаптация
персонала – это процесс
Адаптация работника – это приспособление работника к рабочему месту и трудовому коллективу1.
Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Социально-психологическая адаптация – взаимодействие личности и социальной среды, - приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными ее моментами являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива. Сокращение процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока.
Практически различают следующие формы адаптации персонала:
-
испытательный срок
-
адаптация молодых
Программа
введения в должность руководящего
работника продолжительностью до одного
года, в течение которых он получает
внутренние нормативные документы
подчиненных сотрудников и
-
наставничество и
-
развитие человеческих ресурсов
(человеческого капитала) как формы
всестороннего развития
Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов, и введения их в должность является успешное выполнение работы. Выявить слабые места системы найма можно путем анализа того, насколько эффективным оказался отбор кандидатов согласно ряду простых критериев. Проводя периодически подобный анализ и обеспечивая обратную связь с сотрудниками, можно получить ясное представление об их возможностях, сильных и слабых сторонах.
Таким
образом, критериями адаптации для
управленческого персонала
Критерии адаптации для рабочих:
1.1 ТИПЫ
И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ
АДАПТАЦИИ
Раскроем значения типов адаптации.
Профессиональная адаптация - заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
Социально-
Экономическая адаптация - это адаптация к уровню и способам получения доходов.
Организационно - административная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Необходимо, на наш взгляд, сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации, рассказать о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдать на руки должностную инструкцию. Также необходимо познакомить его с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора) и ознакомить его с процедурой эскалации проблем.
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
Этап 1. Оценка - определение уровня подготовленности кандидата. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.
Поскольку
организационная структура