Тоталитарные и демократические формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть пути становления и развития демократического и тоталитарного государства, их понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные источники, наиболее полно и объективно отразившие пути становления и развития форм правления, а также различия в этих формах.
2. Воспользоваться как можно большим числом книг для создания наиболее объективной картины происходящих процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ 6
2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 12
2.1. Понятие тоталитаризма 13
2.2. Предпосылки возникновения тоталитаризма 15
2.3. Пять признаков тоталитаризма 18
2.4. Основные формы тоталитаризма 23
3. ДЕМОКРАТИЯ 25
3.1. Определение демократии 25
3.2. Идеальная и реальная демократия 27
3.3. Демократия и поиск идеального государственного
устройства 30
3.4. Российская демократия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГ и П.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к “математически безошибочному всеобщему счастью”.[9]

2.3. Пять признаков тоталитаризма

К. Фридрих и З. Бжезинский в своей работе “Тоталитарная диктатура и автократия” предлагают для определения “общей модели” тоталитаризма пять признаков:

-·единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

- официальная идеология, признаваемая всеми;

- монополия власти на СМИ (средства массовой информации);

- монополия на все средства вооруженной борьбы;

- система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название “тоталитарный синдром”, оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Недостаток признаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом, заключается в том, что в них нет системности, а главное – не выделен общий интегрирующий признак, нет общей связующей нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так, при тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру, централизовано управление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себе верны, но неясно, что же является наиболее существенным, определяющим, исходным, а что характерным, но все же производным.

Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:

1. Сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами.

2. Монопольная детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его  неким величием исторической миссии.

3. Активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью всех институтов.

Такое описание тоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано на описание не всех, а наиболее характерных признаков и приближает к пониманию его сущности. И, тем не менее, оно тоже уязвимо, так как автор не разделяет двух политических вопросов – каковы отношения власти и как организована власть. Тоталитаризм – понятие, призванное, прежде всего, выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная централизация, способы легитимации) – это вторичные, производные признаки тоталитаризма.

Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве.

Наиболее фундаментальными признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти.

Абсолютная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень.

Абсолютность власти означает, что власть – исходное начало всех инициатив, движений, изменений.[10] Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена. Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью.

Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд “врагов народа” или “врагов рейха”.

Однопартийная политическая система – средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

Второй признак – однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая – единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы депутатов и др., в результате чего достигалось тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).

Общественно-политическое движение и атомизация общества – основа существования тоталитарного режима.

Третий признак – общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима.

Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают на его базе.

В характере тоталитарного режима фактор общественно-политического движения занимает определяющее место по следующим причинам.

Во-первых, именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании “тоталитарной идеи”.

Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.

С общественно-политическим движением связана также и атомизация общества. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

Итак, через общественно-политическое движение атомизированного общества достигается эффект “слияния с властью” (власть доноса).

Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Четвертый признак – государственно организованный террор, основанный на постоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет не последнюю роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда, являясь по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха.

Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию.

Террор нанес огромный ущерб нации, практически уничтожив ее генофонд: представителей интеллигенции, людей науки уничтожали как относящихся к буржуазии, как “социально-чуждых”.[11]

Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве.

Пятый признак – экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии было обусловлено выходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке была необходима такая экономическая структура, которая не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела от воли лидеров.

Идеологические и политические мотивы в большей степени, чем интересы национальной экономики как единого целого, являлись движущей силой тоталитарного планирования.

Именно эти мотивы являлись доминирующими каждый раз, когда режим должен был выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическими интересами.

2.4. Основные формы тоталитаризма

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов.

Значительный вклад в развитие и обогащение тоталитарной мысли (возможно, помимо своей воли) внёс французский радикальный просветитель VIII в. Ж.-Ж.Руссо. Его концепция - это разновидность коллективистской демократии, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе, "из тупого и ограниченного животного возникает разумное существо – человек».[12]

И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество – самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее, главным образом, за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.


3. ДЕМОКРАТИЯ

3.1. Определение демократии

Что же такое “демократия”?

Когда античные мыслители, в особенности такие как Платон и Аристотель, отвечали на этот вопрос, они имели в виду, прежде всего, демократию, как форму правления. Они различали формы правления в зависимости от того, правит ли один, немногие или весь народ и устанавливали три основных состояния: монархию, аристократию и демократию. Демократия - один из самых употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки первоначального смысла этого слова (в переводе с греческого оно означает "власть народа" - от "demos" - народ и "hratein" власть), т.е. формы организации государства, при которой властью обладает большинство граждан, имеющих равные права, в отличие от монархии (власть одного) или аристократии (власти меньшинства). Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: "Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех".[13]

Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления