Тоталитарные и демократические формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть пути становления и развития демократического и тоталитарного государства, их понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные источники, наиболее полно и объективно отразившие пути становления и развития форм правления, а также различия в этих формах.
2. Воспользоваться как можно большим числом книг для создания наиболее объективной картины происходящих процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ 6
2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 12
2.1. Понятие тоталитаризма 13
2.2. Предпосылки возникновения тоталитаризма 15
2.3. Пять признаков тоталитаризма 18
2.4. Основные формы тоталитаризма 23
3. ДЕМОКРАТИЯ 25
3.1. Определение демократии 25
3.2. Идеальная и реальная демократия 27
3.3. Демократия и поиск идеального государственного
устройства 30
3.4. Российская демократия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГ и П.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Курский государственный технический университет

Кафедра «Теории права, государства и организации

правоохранительных органов»

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Тоталитарные и демократические формы правления»

 

 

 

Автор работы               Буршина Е.С.

Группа                                                                                    ЮР-74

Специальность               030501              юриспруденция

 

Руководитель работы              Калкутин Д.Л.

 

 

Работа защищена               ______________               оценка _____________

Члены комиссии              1.______________

              2.______________

              3.______________

 

 

 

Курск 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                            2

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                            3

1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ                                                                      6

2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ                                                        12

              2.1. Понятие тоталитаризма                                                                                                  13

              2.2. Предпосылки возникновения тоталитаризма                                          15

              2.3. Пять признаков тоталитаризма                                                                                    18

              2.4. Основные формы тоталитаризма                                                                      23

3. ДЕМОКРАТИЯ                                                                                                                              25

              3.1. Определение демократии                                                                                                  25

              3.2. Идеальная и реальная демократия                                                                      27

              3.3. Демократия и поиск идеального государственного

                     устройства                                                                                                                              30

              3.4. Российская демократия                                                                                                  31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                            37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                                    39


ВВЕДЕНИЕ

При изучении такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государственного правления.

Большое влияние на форму государственного правления оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями.

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе.

Понятие формы правления является одним из важнейших содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом. Форма  правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

От формы государства зависит как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, какой порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

От того, как организована и как реализуется государственная власть зависит эффективность государственного руководства, состояния законности и правопорядка в стране.

В различных странах формы правления имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием. Вместе с тем формы правления существующих государств, особенно современных, имеют общие признаки.

Тем не менее, форма государства может быть понятна только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т.д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления и развития демократического государства.

Приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закрепленные в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Потому этот вопрос сегодня актуален, как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть пути становления и развития демократического и тоталитарного государства, их понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить законодательные источники, наиболее полно и объективно отразившие пути становления и развития форм правления, а также различия в этих формах.

2. Воспользоваться как можно большим числом книг для создания наиболее объективной картины происходящих процессов.

Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности.


1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ

Форма правления – организация  верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими  ситуациями  в  государстве.

Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно-историческим условиям того или иного государства.

Теория государства, фиксируя в истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом.

Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим. Правда, среднее звено геродотовской триады – аристократическая форма – было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте).

Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления В.М.Хвостов: "Наиболее правильной представляется нам следующая классификация. Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и республику. Если воля высшего органа есть воля одного только лица, то мы имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц, то мы получаем республику. Этому делению не противоречит то обстоятельство, что и в республике может быть единоличный орган в составе высшего правительства — президент. Дело в том, что президент республики не есть высший орган государства в указанном выше смысле, тогда как монарх имеет это свойство высшего органа. Это проявляется в том, что президент отвечает за свои действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что конституция может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях, по крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого монарха, нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут собираться и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент обыкновенно не приступает к отправлению своих функций помимо монарха".[1]

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1. Существование единоличного носителя верховной власти – монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно.

2. Наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем.

3. Тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.).

4. Отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. Так чем же республика в корне отличается от монархии, каковы главные признаки республики? Довольно четко это определил проф. Н.М.Коркунов. Он писал:

"По форме устройства все государства могут быть разделены, как это и признается издавна, на монархии и республики, но различие их не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица, участвующие в распоряжении властью ответственны от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени.

В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти — монарх. Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большею властью, нежели английская королева; но президент ответствен пред конгрес­сом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней».[2]

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1. Выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером.

2. Наличием выборного на определенный срок главы государства.

3. Производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа.

4. Юридической ответственностью главы государства.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Монархия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

абсолютная

(неограниченная)

 

конституционная

(ограниченная)

 

 

 

 

 

 

 

 

дуалистическая

парламентарная

Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления