Тоталитарные и демократические формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть пути становления и развития демократического и тоталитарного государства, их понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные источники, наиболее полно и объективно отразившие пути становления и развития форм правления, а также различия в этих формах.
2. Воспользоваться как можно большим числом книг для создания наиболее объективной картины происходящих процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ 6
2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 12
2.1. Понятие тоталитаризма 13
2.2. Предпосылки возникновения тоталитаризма 15
2.3. Пять признаков тоталитаризма 18
2.4. Основные формы тоталитаризма 23
3. ДЕМОКРАТИЯ 25
3.1. Определение демократии 25
3.2. Идеальная и реальная демократия 27
3.3. Демократия и поиск идеального государственного
устройства 30
3.4. Российская демократия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГ и П.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Республика

 

 

 

 

 

 

 

дуалистическая (президентская)

 

парламентарная

 

смешанная

(полупрезидентская)

 

прочие виды

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления – формы правления тоталитарного государства.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

1. Наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны.

2. Совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась тенденция наследственной передачи власти, например, в КНДР).

3. Наделением главы государства диктаторскими полномочиями.

4. Формальным характером партийных и государственных выборов.

5. Повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни.

6. Отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Форма государственного режима – совокупность способов и методов осуществления власти государством.[3]


2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве.

"Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период".[4] Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность, что особенно характерно для диктаторских и, прежде всего, тоталитарных государств.

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

1.      Степень развития гражданского общества;

2.      Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

3.      Роль в государстве и обществе силовых структур: армия, полиция,

4.      Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

5.      Степень разделения властей и характер отношений между ними;

6.      Степень централизации власти;

7.      Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский (тоталитарный).

Тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его воплощениями. Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован.

В настоящее время тоталитаризм понимается как политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Это не только политический режим, но и определенный тип политической и общественной системы.

2.1. Понятие тоталитаризма

Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора. Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие – достоянием индустриальной эпохи, третьи – феноменом исключительно двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.

Сам термин происходит от позднелатинских слов “totalitas” – полнота, цельность и “totalis” – полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из “отцов” фашизма Б. Муссолини на одном из собраний, обозначив его как идеал для своей модели; в научный оборот слово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовали его для обобщающей характеристики любого недемократического типа устройства: от национал-социализма до коммунизма.

Недемократические режимы могут существенно отличаться друг от друга. Авторитаризм, например, позволяет сосредоточить власть главным образом в руках одного лица, элитаризм – возвышать над обществом клановую, политическую, техническую или иную элиту, тоталитаризм - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях, охлократизм – перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой, расизм – возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие, фашизм – использовать открыто шовинистические, «национал-социалистические» идеи для оправдания тирании. Однако все это – разновидности недемократического политико-правового режима с теми или иными особенностями, подавляющего личность, ограничивающего возможности населения страны участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на них.[5]

Теория тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А. Хайека “Дорога к рабству”, Х. Арендта “Истоки тоталитаризма”, К. Фридриха и З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” и другими.

Правильнее рассматривать тоталитаризм, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

2.2. Предпосылки возникновения тоталитаризма

Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. В возникновении этого строя большую роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов?

Одни исследователи (Ф. Хайек, а за ним К. Ясперс) видели истоки тоталитаризма, прежде всего, в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.[6]

Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи назвали её коллективно-механистической), как единый механизм, где граждане – всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим  согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем.

Основатель фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности".[7]

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:

1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости.

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.).

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм – высшая их ступень, всеобъемлющая монополия).

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства, распространение коллективистских взглядов.

5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований.

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством.[8] Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к “вечным ценностям”: классу, нации, государству, величественной сакральной Власти.

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества.

Нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых – расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых – стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм, что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока. Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления