Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить типологию структур предприятий и проанализировать действующую структуру на примере тур-бизнес клуба «Амист».
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы построения структуры предприятия;
- изучить типы структур предприятия;
- проанализировать действующую структуру на примере тур-бизнес клуба «Амист».
Введение……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и принципы построения структуры предприятия ……..…..5
1.2. Типы структур предприятия …………………………………………...9
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУР-БИЗНЕС КЛУБА «АМИСТ»
2.1. Организационно-управленческая характеристика тур-бизнес клуба «Амист»…………………………………………………………………………..18
2.2. Анализ финансового состояния тур-бизнес клуба «Амист»……….19
2.3. Aнализ эффективности системы управления туристической фирмы…………………………………………………………………………….21
2.4. Предлагаемая структура управления тур-бизнес клуба «Амист»…………………………………………………………………..............24
Заключение…………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………
-
способность общения играет
Структура
власти обеспечивает основу для определения
задач каждого звена и
Итак,
структура – это организационная характеристика
системы, представляющая собой совокупность
устойчивых системнообразующих связей
и отношений, существующих между подразделениями
и работниками организации, обеспечивающих
стабильность и равновесие системы, взаимодействие,
соподчиненность и пропорциональность
между составляющими ее элементами.
1.2. Типы структур предприятия
Классификация структур по содержанию и функциональному назначению связей осуществляется по следующим признакам: по роду связей; по сферам функционирования организации; по типу департаментизации.
По роду связей структуры подразделяются на следующие группы: 3
- структуры непосредственного взаимодействия. Обеспечивают функционирование организации как целостного единства множества взаимодействующих компонентов. Данные структуры включают в себя взаимодействие как между компонентами одного уровня (горизонтальные связи), так и между компонентами разных уровней (вертикальные связи);
- структуры отношений иерархической соподчиненности. Данные структуры основаны на вертикальных связях и в чистом виде могут иметь только вполне определенные конфигурации, такие, как звездная, веерная или вертикальная цепная. Они обеспечивают именно иерархическую упорядоченность организации, определение статуса всех ее элементов, установление их соподчиненности между собой;
- структуры пропорциональных соотношений. Определяют пропорциональность строения организации, взаимосогласованность соотношения важнейших параметров отдельных компонентов системы между собой.
В реальности все три вида структур находятся в единстве и образуют целостную структуру организации, в рамках которой выполняют свои вполне определенные функции
По сферам функционирования организации может быть выделено множество различных структур, соответствующих множеству самих видов деятельности. На предприятии могут быть выделены основные структуры:
1) технологическая (совокупность связей технологического процесса изготовления продукта предприятия, конструкторской и технологической подготовки производства, а также ремонтного, инструментального, энергетического и транспортного обслуживания);
2) организационно-управленческая (совокупность вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающих упорядоченность, координированность и регулируемость деятельности, ее ориентацию и определенном направлении);
3) экономическая (установление соотношений между различного рода экономическими ресурсами по предприятию в целом и по отдельным его подразделениям);
4) социально-психологическая (совокупность вертикальных и горизонтальных связей организации, функционирующей как социально-психологическая система);
5) структуры материальных и информационных потоков.
Выделение
относительно обособленных подразделений
организации называется департаментизацией.
Существует два основных способа выделения
подразделений: выделение однородных
подразделений, не имеющих выраженной
функциональной специализации; выделение
функционально-
Эти способы дают множество видов структур по типу департаментизации: линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные, бригадные и проектные (матричные).
Линейная структура (рис. 1.1) – делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему по всем вопросам. Руководитель наделен всеми полномочиями и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.
Рис. 1.1. Линейная организационная структура управления
Преимущества
линейной структуры: единство и четкость
распорядительства; согласованность
действий исполнителей; четкая система
взаимных связей между руководителем
и подчиненным;
оперативность в принятии решений и быстрота
реакции на указания; простота управления
(один канал связи); личная ответственность
руководителя за конечные результаты
деятельности своего подразделении. В
такой структуре каждый руководитель
должен быть высококвалифицированным
специалистом и обладать разносторонними
знаниями.
Недостатки:
высокие требования к руководителю,
который должен быть подготовлен
всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное
руководство по всем функциям управления;
отсутствие звеньев по планированию
и подготовке решений; перегрузка информацией,
множество контактов с
Развитие
малого бизнеса начинается, как правило,
с простых линейных структур, но
с развитием организации
Функциональная структура управления (рис. 1.2) – совокупность подразделений специализированных на выполнение конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Преимущества функциональной структуры: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов; исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций.
Недостатки: чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений; дублирование и несогласованность указаний и распоряжений; снижение ответственности исполнителей за работу в результате получения указаний одновременно от нескольких функциональных руководителей; отсутствие взаимопонимания между функциональными службами; длительная процедура принятия решений; трудности поддержания постоянных контактов между функциональными службами.
Линейные и функциональные организационные структуры на практике используются в тесном сочетании и образуют группу линейно-функциональных структур (рис. 1.3), где линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства.
Рис.
1.3. Линейно-функциональная структура
управления
Достоинства
линейно-функциональной структуры: освобождение
линейных руководителей от многих вопросов,
связанных с компетенцией различных
функциональных служб и сохранение
важнейшей связи — «
Недостатки данных структур: слабое взаимодействие на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали; аккумулирование на верхнем уровне полномочий не только стратегических, но и оперативных задач; недостаточно четкая ответственность
Линейно-штабные
структуры имеют схожие характеристики.
При линейных руководителях создаются
штабные подразделения, которые
не обладают правом принятия решений.
Главная задача штаба – оказание
помощи линейному менеджеру в
выполнении отдельных функций управления.
Часто специалисты штабов наделяются
правами функционального
Дивизиональные
организационные структуры. По мере
роста корпораций, расширения номенклатуры
выпускаемых продуктов и рынков
их сбыта функциональные структуры
управления в силу разобщенности
прав и ответственности по отдельным
функциям теряют способность реагировать
на происходящие изменения. В процессе
управления возникают конфликты
из-за приоритетов, принятие решений
задерживается, линии коммуникаций
удлиняются, затрудняется осуществление
контрольных функций. Это привело
к формированию дивизиональных структур
(лат. division – разделение, подразделение),
которые могут рассматриваться,
как обслуживающих определенный
рынок и управляемые
Преимущества: дивизиональная структура создает более благоприятные условия для роста фирмы; дает большую автономию и самостоятельность в принятии решений менеджерам; позволяет осуществлять более тесную связь с потребителем; улучшает процессы координации внутри компании; улучшает адаптивность структуры, ее реакцию на внешние воздействия. Все это дает организациям с дивизиональной структурой конкурентные преимущества.
Недостатки: рост ступеней иерархии, излишняя свобода отделений, дублирование работ для разных подразделений, потеря возможности контроля, сложные информационные проблемы, слабые связи с головным предприятием.
Дивизиональные структуры бывают: организованные по видам товаров и услуг или группам покупателей (продуктовая); организованные по географическим регионам (региональная); сочетающие как продуктовый, так и территориальный принципы построения (смешанные).
Бригадная структура управления – одна из старинных форм организации, которая активно возрождается в наше время. В основе этой структуры лежит организация работ по рабочим группам, а сама организационная структура представляет собой совокупность иерархически связанных друг с другом малых групп.
Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа бригад, групп, артелей; самостоятельное принятие решений внутри бригады и координация работ; отсутствие бюрократических связей и возможность привлечения специалистов из других подразделений.
Достоинства
бригадной структуры: реализация концепции
групповой формы (поощряются взаимопомощь,
взаимозаменяемость, личная ответственность,
ориентация на запросы потребителей,
активное сотрудничество в решении
проблем); менеджмент носит характер
квалифицированных консультаций и
опирается на достижение группового
согласия; предпочтение отдается людям
с универсальными знаниями и навыками;
сочетание индивидуальной и коллективной
ответственности за качество работы
и конечный результат, что снижает
необходимость в строгом