Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие стиля руководства и определить факторы, влияющие на его формирование.
2) Дать характеристику одномерным стилям руководства.
3) Дать характеристику многомерным стилям руководства
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………….6
1.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства……….6
1.2 Характеристика одномерных стилей руководства……………..12
1.3 Характеристика многомерных стилей руководства……………22
2 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .44
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица
По мнению Врума и Йеттона, главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения подчинённых к участию в принятии решения зависит от характеристик ситуации. Не существует одного верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. Анализируя и оценивая проблему руководитель определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчинённых в принятии решения, ему лучше использовать.
На практике руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Успешное руководство – это искусство, требующее хорошего знания людей, понимания их самих и причин того или иного поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов-4 изд., перераб. и дополн.–М.:Экономистъ, 2006.–670 с.
2. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.,2000г.
3. Кравченко А.И. История менеджмента : Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 560 с.
4. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д. В., Самыгин С.И. Управление персоналом : учебное пособие – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 352с.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф . Основы менеджмента : Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.
6. Вересов Н.Н. Психология управления : учебное пособие / Н.Н. Вересов.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -304с.
7. В.В. Травин, В.А.Дятлов Менеджмент персонала предприятия.
8. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб., 1997. – 22с.
9. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. –400с.
10. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 1996. – 169с.
11. Веснин В.Р.Основы менеджмента: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996.-384 с.
12. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: 1994с.502с.
13. Удальцова М.В. Психология управления: курс лекций /Отв. Ред. Удальцова М. В. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М., 1997г.
14. www.klerk.ru
15. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник – М.: «ЭКЗАМЕН» 2002. – 736 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А. 1 - Характеристики одномерных стилей руководства Э. Старобинского.
| Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Способ принятия решений | Единоличный с подчиненными | На основе консультаций сверху или мнения группы | На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя | Приказ, распоряжение, команда | Предложение | Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных | допускается | Поощряется и используется | Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров | Избавление от сильных конкурентов | Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере | - |
Отношение к знаниям | Считает, что все сам знает | Постоянно учится и требует того же от подчиненных | Безразличное |
Отношение к общению | Отрицательное, соблюдает дистанцию | Положительное, активно идет на контакты | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | По настроению, неровное | Ровное, доброжелательное, требовательной | Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Разумное | Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию | Наказание с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет четкой ориентации |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 - Ситуационная модель руководства Фидлера
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание коллектива и налаживание отношений
| Max |
|
|
|
|
|
|
|
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание организационно-технических условий
|
min |
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| '8
|
Взаимоотношения между руководителем и подчиненным
| Хорошие
| Хорошие
| Хорошие
| Хорошие
| Плохие
| Плохие
| Плохие
| Плохие
|
Должностные полномочия руководителя
| Сильные
| Слабые
| Сильные
| Слабые
| Сильные
| Слабые
| Сильные
| Слабые
|
Структура задачи
| Структурирована
| Неструктурирована
| Структурирована
| Неструктурирована
|
1. [1] Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.,2000г.
2. [2] Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.,2000г.
3. [3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов-4 изд., перераб. и дополн.–М.:Экономистъ, 2006.–670 с.
4. [4] Кравченко А.И. История менеджмента : Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 560 с.
5. [5] Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.,2000г.
6. [6] Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 1996. – 169с.
7. [7] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф . Основы менеджмента : Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.
8. [8] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф . Основы менеджмента : Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.
9. [9] Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник – М.: «ЭКЗАМЕН» 2002. – 736 с.