Типы руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие стиля руководства и определить факторы, влияющие на его формирование.
2) Дать характеристику одномерным стилям руководства.
3) Дать характеристику многомерным стилям руководства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………….6
1.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства……….6
1.2 Характеристика одномерных стилей руководства……………..12
1.3 Характеристика многомерных стилей руководства……………22
2 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .44
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 300.50 Кб (Скачать)


3

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела»

Филиал ГОУ ВПО  «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела» в г. Нижний Новгород Нижегородской области

Факультет:  Менеджмента

Дисциплина: Основы менеджмента

 

Контрольная работа

 

Типы руководителей.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы М 47-07

Семдяшкина Н.А.

Заочное отделение

Проверила:

Лопаткина Т.Н.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

содержание

 

Введение……………………………………………………………4

1 стиль руководства: понятие и факторы   формирования………………………………………………………….6

1.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства……….6

1.2 Характеристика одномерных стилей руководства……………..12

1.3 Характеристика многомерных стилей руководства……………22

2 типы руководителей………………………………………..32

Заключение……………………………………………………….41

Список используемых источников и ЛИТЕРАТУРЫ .44

приложение а Таблица

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации, и особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.

Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Изучение стиля руководства ведется специалистами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени не малый материал по этой проблеме.

Впервые, в 30-х годах ХХ века , к экспериментальному изучению стиля руководства обратился К. Левин, который описал три классических стиля: автократический, демократический и либеральный. Несколько иную классификацию предложил Р. Лайкерт, который, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда, на этой основе разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производстве, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном, которые построили для этой цели управленческую решетку. В настоящее время данная проблема активно изучается, поскольку происходит переход от авторитарности к демократии в управлении.

От стиля управления зависит эффективность деятельности организации, ее возможные пути развития, мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и обязательна для изучения.

Объект – система управления современной организации.

Предмет – руководитель, как субъект управления организации.

Целью курсовой работы является теоретический анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1)                 Раскрыть понятие стиля руководства и определить факторы, влияющие на его формирование.

2)                 Дать характеристику одномерным стилям руководства.

3)                 Дать характеристику многомерным стилям руководства

4)                 Охарактеризовать типы руководителей.

Существует специальная система исследований и опросов, направленная на изучение ведущего стиля управления. С ее помощью можно определить ведущий стиль управления, применяемый руководителем наиболее часто. Анализ данных позволяет построить и изучить структурный профиль различных административных стилей, типичный для каждого индивида, понять, какие стили руководитель использует чаще всего, какие время от времени, а от каких стилей отказывается в своей работе. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы.

Как уже было упомянуто выше, исследования стилей управления начали проводиться в 1930-1950 годах прошлого столетия американскими исследователями. Разработку стилей управления проводили такие учёные, как Курт Левин, Дуглас МакГрегор, Ренсис Лайкерт, Р.Блейк и М.Мутон, Ф.Фидлер, В. Врум и Ф. Йеттон, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар.


1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

 

1.1 Понятия и факторы формирования стиля руководства

 

Для начала, дадим понятие управлению. Можно привести множество определений из разных источников. К примеру, рассмотрим следующее.

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность, представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Руководство - процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. В современном понимании руководство следует охарактеризовать скорее как способность добиваться достижения поставленных целей и задач организации посредством влияния и мотивации людей, нежели как применением диктаторских методов.

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий менеджера.

Стиль руководства выражается в том, какими приёмами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него задач и обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчинённых. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Концепция стилей руководства получили интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом не решенных проблем.

Главные из этих проблем:

1)                 Трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.

2)                 Сложность установления причинно-следственных связей между стилем руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль руководства рассматривается как причина достижения определенного следствия – производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля.

3)                 Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица[1].

Какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся:

1)                 закономерность управления;

2)                 уровень иерархии управления;

3)                 способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

4)                 специфика сферы конкретной деятельности;

5)                 единые требования, предъявляемые к руководителям;

6)                 социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.);

Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

При оценке индивидуального стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык с работниками разного возраста, разных профессий, образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений, yвлечь их за собой, помочь вступить в контакт. Хотя основной задачей руководителя является выполнение производственного плана, но без работоспособного, сплоченного коллектива он не может этого сделать. Важной составной частью управленческой деятельности является обратная связь. Подчиненные, как правило, стремятся узнать оценку выполненной работы непосредственно от своего руководителя. Психологи обнаружили, что обратная связь является ключевым моментом в процессе труда.

Немаловажное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных. Некоторые люди стремятся к самостоятельному принятию решений, других такая возможность не особенно устраивает. Опираясь на глубокое изучение характера подчиненных, руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотрудника более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или наблюдать за его действиями. Необходимо учитывать отношение подчиненного к работе. Руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает подчиненным выработать правильную психологическую ориентацию, установить шкалу жизненных ценностей, четко определить место работы в их жизни. Хороший руководитель знает, как правильно отметить трудовые достижения подчиненного. Практическую ценность имеют не подготовительный этапы, а конечный результат. Вместе с тем опытный руководитель, оценивая работу подчиненных, принимает во внимание как результат, так и элемент трудового состязания[2].

Отношения между людьми на работе, как и в личной жизни должны опираться на взаимность. Единственная разница в том, что руководитель обязан относиться с определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Работники хотят видеть руководителя беспристрастным: они никогда не должны чувствовать, что личные симпатии и антипатии играют роль в принятии решений. Даже если руководителю кто-то из подчиненных антипатичен, в своих официальные, но и не чисто приятельские, зависят от конкретных личных особенностей и поведения подчиненных. Формируя свой индивидуальный стиль, начальник любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные. Индивидуальный стиль руководства начальника оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством членов данного коллектива, и существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.

Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта. [3]

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора:

1)                 Решаемые сотрудниками задачи.

2)                 Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем.

3)                 Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

4)                 Уровень квалификации работников и руководителя.

5)                 Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.

Информация о работе Типы руководителей