Типы руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие стиля руководства и определить факторы, влияющие на его формирование.
2) Дать характеристику одномерным стилям руководства.
3) Дать характеристику многомерным стилям руководства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………….6
1.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства……….6
1.2 Характеристика одномерных стилей руководства……………..12
1.3 Характеристика многомерных стилей руководства……………22
2 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .44
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Рисунок 2 - «Управленческая решётка» Р. Блейка и М. Муттона

 

Матрица стилей руководства несомненно является наиболее по­пулярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но так­же дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

Теория Ф.Фидлера.

Фрэд Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который считал, что эффективность стиля управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует данной ситуации. Он также считал, что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов: отношений руководителя с подчиненными, структуры производственных заданий и уровня власти руководителя .

1)                 Отношение руководителя и подчиненных.

Одним из важнейших факторов при определении эффективности управления является степень лояльности менеджера к членам коллектива. Когда взаимоотношения меду ними тесные, руководитель может рассчитывать на поддержку и понимание в любую минуту, если же эти отношения не могут быть такими, то сила слова руководителя автоматически снижается.

2)                 Структура производственных заданий.

В данном случае под структурой производственных заданий понимается степень рутинности (простое и объемное) или не рутинности (сложное и уникальное) работы. Сложные задания требуют слаженности, чуткого участия руководителя, инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят не рутинный характер, требуют применения демократического стиля управления.

3)                 Уровень власти руководителя.

Объем формальной и неформальной власти руководителя имеет большое значение. Объем этой власти измеряется авторитетом руководителя. Эта власть позволяет ему или ей отдавать приказы, поощрять или наказывать. Высокий уровень власти позволяет применять авторитарные методы управления и наоборот.

Фидлер полагал, что эти три фактора в комбинации могут дать образ идеального руководителя. В зависимости от масштаба полномочий руководителя, характера их отношений с подчиненными, четкости решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, то на подчиненных легко воздействовать. В противоположном случае, руководителю лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, не уделяя особого внимания вопросам создания коллектива и налаживания человеческих отношений. Это обеспечивает единство целей, оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.

В данной ситуации не нужно тратить время на налаживание отношений, а сотрудники действуют в условиях четко сформулированных простых задач и указаний. Руководитель одновременно может придерживаться авторитарного стиля, однако необходимо и легкое диктаторство.

Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков и не получила полной поддержки у теоретиков.

Теория стилей руководства Р. Лайкерта.

Ренсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда в различных организациях. Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда. В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности руда. А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост (рис. №3).

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя.

 

Автократичный Демократичный Либеральный

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Автократично-либеральный континуум стилей руководства

 

Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства (рис. № 4). Рассмотрим каждую систему в отдельности:

Система 1 (эксплуататорско-авторитарная) руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, а вознаграждения здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организации находятся в противоборстве.

Система 2 (благосклонно-авторитарная) предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется через снисходительность со стороны руководителя и осторожности – у подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной .

Система 3 (консультативно-демократическая) руководство проявляет большое, но не окончательное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений. Умеренное взаимодействие сопровождается доверием и откровенностью с примесью элементов страха. Неформальная организация может и не возникнуть, но если она существует, то несовпадение с формальной частичное.

Система 4 (основанная на участи) характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Работники мотивируются к лучшему исполнению через участие в принятии решений, касающихся установления целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Дружественное взаимодействие с высоким уровнем доверия присутствует в организациях с таким типом руководства. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают.

Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 – ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 являются промежуточными .

 

 

Система 1

 

 

Система 2

 

Система 3

 

Система 4

 

Эксплуататорско-авторитарная

 

 

Благосклонно-

авторитарная

 

Консультативно-

демократическая

 

Основанная на

участии

Рисунок 4 - Стили руководства Лайкерта

 

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Однако выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям. Преимущества концепции Лайкерта в том, что ее можно легко использовать в социологическом исследовании.

Подход «путь-цель» Митчела и Хауса.

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Теренс Митчел и Роберт Хаус. По их мнению, испол­нители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществле­ния; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить дейст­вия по верному пути.

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств ис­полнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления:

1)                 Стиль поддержки.

Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отноше­ния.

2)                 Инструментальный стиль.

Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ниче­го не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходи­мые условия работы.

3)                 Стиль, ориентированный на достижение.

Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и увере­ны, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на “достижение”, когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

4)                 Стиль, поощряющий участие.

Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя “перебарщивать”, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

2 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

Руководитель организации (organizational leader) – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

Лидер и менеджер. В западной литературе традиционно различают эти понятия по следующим параметрам:

 

Таблица 1 - Менеджеры и лидеры

 

менеджер

лидер

Содержание управленческих проблем

Заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает отдельные частичные проблемы

Постигает вызовы времени, развивает инновационные идеи, закладывает основы решения задач будущего (Коттер И. О., США)

Воздействие на персонал

Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно.

Лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.

 

«Лидеры – это люди, которые способны выявить всё лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало»(Ли Джексон, известный амер. теоретик и практик менеджмента).

Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий – дипломат – лидер – воспитатель – организатор – инноватор – человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя её, менеджер становится лицом, облечённым властью. Однако эта власть не диктаторская, а скорее отеческая. Основные требования к личности – компетентность, владения навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.[8]

Информация о работе Типы руководителей