Типы руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие стиля руководства и определить факторы, влияющие на его формирование.
2) Дать характеристику одномерным стилям руководства.
3) Дать характеристику многомерным стилям руководства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………….6
1.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства……….6
1.2 Характеристика одномерных стилей руководства……………..12
1.3 Характеристика многомерных стилей руководства……………22
2 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .44
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

6)                 Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных работников только путем распределения материальных благ.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит также от подготовки и поведения подчиненных.

Проведенные исследования показывают, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства. Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации. Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления. [4]

1.2 Характеристика одномерных стилей руководства

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено известным психологом Куртом Левином и его коллегами в 1939 году. Он выделил три одномерных стиля руководства:

1)                 авторитарный (директивный);

2)                 демократический (коллегиальный);

3)                 попустительский (архаичный).

Иногда последний стиль называют либеральным или нейтральным.

Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно  более зависимое и покорное поведение. При либеральном стиле, объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю (рис.№ 1). Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

 

Рисунок 1 - Стили руководства

 

 

Характеристика стилей :

Авторитарный стиль – это cтиль руководства, для которого характерны централизация полномочий и навязывание подчинённым мнения руководителя при принятии решений. Авторитарному стилю присущи : единоличное принятие решений по всем вопросам, слабый интерес к работнику, как к личности. Руководитель управляет подчиненными в силу власти официальной должности, определяемой иерархической структурой организации. Он ожидает от сотрудников соответствующего подчинения, применяются методы воздействия в основном в виде приказов, распоряжений. Руководитель сам определяет цели и задачи деятельности, строго контролирует их выполнение. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он награждает и наказывает подчиненных по своему усмотрению, в организации нет четких критериев оценки. Сотрудникам предоставляется необходимый минимум информации. Такой стиль характерен для лидера-руководителя, который превращает методы администрирования в стиль поведения: лидер не говорит с сотрудниками до тех пор, пока не займет позиций, с которых он может приказывать. В его общении с сотрудниками доминируют требование-приказ, требование условие, требование-угроза[5].

Такого лидера можно узнать по наличию следующих признаков:

1)                 Очень ценит свое слово, любит цитировать самого себя.

2)                 Кабинет-святилище. Все вопросы предпочитает решать только в его стенах. Если нужно решить вопрос с ближайшим сотрудником, сидящим буквально за стенкой, предпочитает официально вызывать его через секретаря.

3)                 Избегает прямых контактов с коллективом сотрудников, требования передает по служебной лестнице.

4)                 Умело использует метод «кнута и пряника». В ход могут идти и представление материальных благ, и наказание, прямые и косвенные угрозы.

5)                 Хорошо знает и умело использует слабые стороны личности, в определенных случаях умеет собирать «компромат».

6)                 Свою линию проводит через зависящих и достаточно преданных сотрудников.

Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд[6].

Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Выводы:

1)                 Природа стиля:

                  сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя;

                  потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.

2)                 Сильные стороны:

                  возможность предсказания результатов;

                  основное внимание порядку, результату.

3)                 Слабые стороны:

                  большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», значительная текучесть квалифицированных специалистов, высокая вероятность ошибочных решений;

                  подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников, «задавленная» конфликтность в коллективе;

                  неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе.

4)                 Психологический климат:

                  заискивание, «подхалимаж», лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю;

                  в коллективе отношения типа «дедовщины», выяснение отношений, творческий застой.

5)                 Условия применения:

                  грамотный руководитель;

                  критическая ситуация.

Демократический стиль – это стиль руководства, основанный на включении работников в принятие решений и выработку трудового регламента. Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным отношениям. Цели деятельности согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп. Оценка сотрудников производится по известным всем критериям. Обычно такой стиль устанавливается, когда к управлению организацией приходит квалифицированный, умный, но несколько нерешительный и невластолюбивый человек, причем нерешительность в данном случае является не столько свойством его характера, сколько следствием понимания сложности, многофакторности явлений, с которыми приходится иметь дело. У такого руководителя возникает потребность выслушать авторитетные мнения, сопоставить с ними свою позицию, выверить ее в ходе дискуссии. Не пренебрегает он и дополнительной информацией, и чужим опытом. Таким образом, интерес к иной точке зрения и обсуждение проблемы при принятии решения носят отнюдь не формальный характер, что отчетливо ощущают участники такого обсуждения. При этом принятие решения остается прерогативой руководителя. Демократический стиль вовсе не отменяет принцип единоначалия. Присоединяясь к выработанному коллегиально решению, руководитель превращает его из проекта в документ и принимает на себя всю связанную с этим личную ответственность и за выполнение, и за последствия. Но в отличие от авторитарного стиля это отнюдь не освобождает от ответственности остальных участников процесса принятия решений. Правда, речь теперь идет не о «внешней» ответственности (под страхом негативных санкций), а прежде всего ответственности внутренней, перед самим собой, инструментами которой служат совесть, профессиональная самооценка, мнение значимых лиц и пр.

Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации.

Выводы:

1)                 Природа стиля:

                  делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя;

                  принятие решения раздельно по уровням на основе участия;

                  потоки информации идут активно в двух направлениях.

2)                 Сильные стороны:

                  возможность предсказания результатов;
основное внимание порядку, результату.

3)                 Слабые стороны:

                  индивидуальная инициативность;

                  меньшая загрузка руководителя, меньшая текучесть кадров.

4)                 Психологический климат:

                  творческая атмосфера, увлеченность работой;

                  конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.

5)                 Условия применения:

                  грамотный руководитель;

                  обученные подчиненные.

Либеральный стиль – это стиль руководства, при котором руководитель чаще всего не вмешивается в работу подчинённых, предоставляя им широкую самостоятельность. Свои решения он облекает в форму рекомендаций и советов, которым подчинённые вправе и не следовать, если находят более эффективный способ достижения поставленной цели. Пассивный (либеральный) стиль управления характеризуется стремлением руководителя устраниться от принятия решений или переложить эту задачу на других, полным безразличием к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, предоставляет полную свободу действий своим подчиненным. Необходимую информацию он выдает им по их просьбе. В группе отсутствует четкое структурирование труда, распределение прав и обязанностей. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности. Такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью.

Информация о работе Типы руководителей