Типы организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного проекта является закрепление теоретических знаний по курсу «Основы менеджмента» и выработка практических навыков в области проектирования структур управления организацией и формирование основных документов, регламентирующих ее деятельность.

Работа содержит 1 файл

КУРСАК.doc

— 786.50 Кб (Скачать)

   - -

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данного проекта является закрепление теоретических знаний по курсу «Основы менеджмента» и выработка практических навыков в области проектирования структур управления организацией и формирование основных документов, регламентирующих ее деятельность.

Целями проекта являются:

    • изучение и освоение порядка, методов и инструментов при проектировании организационной структуры управления;
    • развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-справочной, методической документацией и с другими литературными источниками информации в области управления;
    • приобретение навыков использования современных методов и инструментов менеджмента при проектировании организационной структуры управления;
    • приобретение опыта аналитической работы.

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению.

Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

    • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
    • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
    • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
    • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
    • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
    • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин «менеджмент» американского  происхождения и не переводится  на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью.

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента  входит:

    • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
    • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
    • постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
    • постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

    • определение конкретных целей развития фирмы;
    • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
    • разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;
    • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
    • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
    • установление контроля за выполнением поставленных задач.

Менеджер объединяет усилия работников различных специальностей, включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Кроме этого, менеджеры в организации также:

    • обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
    • проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
    • разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
    • обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
    • являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
    • несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
    • официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования, в частности, следующие:

    • наличие общих знаний в области управления предприятием;
    • компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
    • владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
    • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
    • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
    • умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
    • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

 

      "Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

       Под  структурой управления понимается  упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Для отображения структурных  взаимосвязей основных уровней и  подразделений организации, их упорядоченности на практике используют схемы организационной структуры управления. Эти схемы являются только скелетом системы управления, так как не раскрывают состав и содержание функций, прав и обязанностей должностных лиц.

  1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой:
    1. . Механистический тип организации – характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

    • В организации известны общие цели и задачи;
    • Работа в организации может делиться на отдельные операции;
    • Общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
    • Выполнение работы индивидом может достоверно изменяться;
    • Денежное вознаграждение мотивирует работника;
    • Власть руководителя признается как законная.

        1.2. Органистический тип организации – характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное динамичное внешнее окружение.

Органистический тип  позволяет организации лучше  взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться  к изменениям, т.е. является более гибкой.

 

Таблица 1.1. Характеристика и условия эффективного применения                 механистического и органического подходов в проектировании организации

 

  1. Типы организаций по взаимодействию подразделений:

    2.1.Традиционная  организация – является комбинацией линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Линейно – функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, план, сырье и материалы и т.д.

 

              Совет директоров


 

  Президент


 

Функциональные отделы

 

   Кадры (персонал)

Финансы

Производство

Маркетинг

НИОКР


 

Рисунок 1.1 Линейно-функциональная структура управления

                            организацией

 

Преимущества линейно-функциональной организационной структуры:

  • четкость и простота взаимодействия;
  • надежный контроль и дисциплина;
  • оперативность принятия и исполнения управленческих решений;
  • экономичность при условии небольших размеров организации;
  • специализация функциональных руководителей;
  • информационная оперативность;
  • разгруженность высшего руководства.

Недостатки:

      • сложность взаимодействия линейных и функциональных руководителей;
      • перегрузка руководителей в условиях реорганизации;
      • давление изменениям в организации.

Линейно - функциональная оргструктура используется при решении задач, которые постоянно повторяются. Она эффективна для массового производства со стабильным ассортиментом продукции и незначительных изменениях технологии производства.

Информация о работе Типы организационных структур