Теория рациональной бюрократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:26, статья

Описание работы

М. Вебер видел в процессе повсеместной, всеохватывающей рационализации судьбу не только европейской, но и мировой цивилизации. Продолжая логику своей концепции типов господства, в которой легальный тип господства основан исключительно на формальной рациональности, Вебер обратился к изучению общих принципов управления организациями.
Итогом его анализа стала теория рациональной бюрократии. «Идеальный тип» рациональной бюрократии, по Веберу, выглядит следующим образом.

Работа содержит 1 файл

1Теория рациональной бюрократии.docx

— 47.88 Кб (Скачать)

1Теория рациональной бюрократии.

М. Вебер  видел в процессе повсеместной, всеохватывающей  рационализации судьбу не только европейской, но и мировой цивилизации. Продолжая  логику своей концепции типов  господства, в которой легальный  тип господства основан исключительно  на формальной рациональности, Вебер  обратился к изучению общих принципов  управления организациями.

Итогом  его анализа стала теория рациональной бюрократии.  «Идеальный тип» рациональной бюрократии, по Веберу, выглядит следующим образом. 
Аппарат (штаб) управления состоит из отдельных чиновников, которые: 
• лично свободны и подчиняются только служебному долгу; 
• имеют устойчивую служебную иерархию (каждый подчиняется вышестоящему и несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных); 
• имеют твердо определенную компетенцию, которая регламентируется системой предписаний; 
• работают в силу контракта, следовательно, принципиально на основе свободного выбора; 
• вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом); 
• рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 
• предвидят свою карьеру: повышение происходит или в соответствии со старшинством по службе или в соответствии со способностями, независимо от суждения начальника; 
• работают в полном отрыве от средств управления без присвоения служебных мест; 
• подчиняются единой строгой служебной дисциплине и контролю; 
• лояльны к своей организации.

Главное в этой схеме – идея достижения максимального упорядочивающего эффекта  за счет предельной формализации и  нормативного закрепления структуры  и функций чиновников, а также  четкой специализации персонала. Переход  к специализированному труду  делает его более продуктивным.

Идеальный бюрократ на своем рабочем месте  – не человек, а скорее носитель определенных должностных обязанностей. Четкая регламентация делает поведение  работников и всей организации предсказуемым.

Рационализм веберовской теории полностью соответствовал по духу господствовавшей в общественном сознании того времени концепции  рационального «экономического  человека». Эта концепция вытекает из уровня экономического и социального  развития общества конца XIX – начала ХХ в. и характеризует роль и место  человека-работника в крупном  промышленном производстве как придатка машин и механизмов.

1.1Новый государственный менеджмент (New Public Management) наряду с "Перестройкой правительства" и "Реинжинирингом бизнес-процессов" является одной из менеджеристских концепций государственного управления.

Термин "Новый  государственый менеджмент" многими  понимается как обозначение тенденции  в реформах государственного управления, которые представлены преобразованиями в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. Этот взгляд был заложен статьями Питера Окойна (P. Aucoin, 'Administrative Reform in Public Management: Paradigms, Principles, Paradoxes and Pendulums', Governance, Vol. 3 (1990), pp. 115-137) и Кристофера Худа (Hood, Christopher (1991). ‘A public management for all seasons?’, Public Administration, 69 (1) pp. 3-19).

Основные принципы "Нового государственного менеджмента":

1) Усиление надзорных  функций центра.

2) Децентрализация  и повышение гибкости.

3) Обеспечение  результатов, контроля и подотчетности. 

4) Улучшение  управления HR (человеческими ресурсами) 

5) Оптимизация  ИТ 

6) Обеспечение  конкуренции и выбора.

7) Повышение  качества регулирования. 

8) Обеспечение  индивидуализированных (responsive) услуг  .

2Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства

Всякое  вновь возникшее государство, даже нередко новая власть в одном  и том же государстве, оказавшаяся  у государственного руля в итоге  выборов, референдума и т.д., создает  свой государственный механизм - государственные  органы, органы безопасности и другие его звенья. Множество теорий, начиная  с самого возникновения государства, содержат многочисленные варианты решения  этой проблемы, учитываются исторический опыт и современная реальная обстановка.

Задача выработки  схемы государственного механизма - важнейшая основа и условия дальнейшего  существования и жизни нового государства или новой власти. Но главная задача при этом еще  впереди, и заключается она в  комплектовании создаваемого государственного механизма личным составом, кадрами, которые и будут практически  реализовывать те задачи, которые  ставятся перед государственным  механизмом. Эта вот практическая деятельность кадрового состава  и получила название государственной  службы: лица-служащие состоят на службе у государства и выполняют  его задачи и функции.

Государство приобретает  реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Получается, что сами задачи и функции  государства становятся при практической реализации задачами и функциями  набранных государством служащих. Часто  государственный механизм именуют  государственной машиной. Продолжая  в этой терминологии определять роль и значение государственной службы, можно с полным основанием утверждать, что личный состав, т.е. служащие, в  этой машине суть двигатель и рулевой, иначе говоря, программу действия машины и направление ее движения определяют кадры, государственные  служащие. Формула «кадры решают все» так же стара, как старо самое  государство, и будет неизменной, пока оно существует. От кадров зависит  работа государственной машины всецело, более того, кадры приобретают  возможность придавать ей всяческие  повороты и даже движения вспять, т.е. обратное задачам и функциям государства. Исторических примеров тому несть числа  и даже недолгая по продолжительности  история Советского государства  содержит немало примеров тому.

Из сказанного вытекает следующий вывод о роли и месте государственной службы: государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. Иначе говоря, в каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает, следовательно, в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.

Далее в курсовой работе рассмотрим, что представляет собой государственная служба со стороны ее внутреннего содержания как социального фактора, организационно-кадрового  института.

В структуре  государственной службы различаются  четко две стороны, две группы отношений: организация государственной  службы, ее подготовка и, во-вторых, служебная  деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих  служебных практических полномочий.

Организация государственной  службы означает ее формирование для  деятельности и включает большой  круг вопросов: установление должностных  наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную  службу, подготовка кадров и повышение  их квалификации, правила продвижения  по службе, применения мер поощрения  и мер дисциплинарной и иной ответственности, правила прохождения службы и  прекращения служебных отношений  и некоторые другие правила. Это  большая область отношений, связанная  с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности. Все эти вопросы, взятые вместе, принято  называть государственной кадровой политикой, стержнем которой являются подбор и расстановка кадров. Кадровая политика - основа всех других видов  политики государства. Совершенно ясно, что данная область отношений  подготовительной работы требует больших  усилий со стороны государства по правовому их регулированию.

Вторая сторона, второе слагаемое государственной  службы, если смотреть на нее изнутри, - это практическая деятельность государственных  служащих по реализации порученных им полномочий. Каждый служащий занимает должность, определяющую объем его  полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, прием лиц, рассмотрение заявлений и жалоб и т.д.). Разумеется, практическая деятельность служащего  также регулируется.

Характеризуя  государственную службу, необходимо далее оттенить и ее правовую сторону. В этом плане государственная  служба представляет один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной  службы, очерченные выше. Правовые нормы  объединены здесь в институт на основе общности по регулированию единой области  отношений.

Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового  права, частично некоторых других отраслей (уголовного, гражданского) и потому относится к сложным правовым институтам.

 
 
 

4Виды государственной службы 
 
 

   Деление   государственной  службы  на   виды   обусловлено   федеративным

устройством   Российской   Федерации,    принципом    разделения    властей,

особенностями отраслей и сфер государственной деятельности 

   В соответствии  с принципом федерализма различаются:

   а) Федеральная  государственная служба, находящаяся  в ведении  Российской

Федерации (п. «т»  ст. 71 Конституции Российской Федерации); 

   б) государственная  служба субъектов Российской  Федерации, находящаяся  в

их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной  службы).

   В совместном  ведении Российской Федерации   и  ее  субъектов  находящаяся

лишь кадры судебных и правоохранительных  органов  (кстати,  судьи  являются

лицами, замещающими  государственные  должности  государственной  службы  со

всеми  вытекающими  из  этого  последствиями,  в   частности   на   них   не

распространяется  действие Закона об основах: государственной  службы).

   Актом,   специально   посвященным   регламентации   основных    вопросов

федеральной   государственной   службы,   является    Закон    об    основах

государственной службы. Однако правовая основа  федеральной  государственной

службы  не  ограничивается  только  этим  Законом.  Она   осуществляется   в

соответствии с  Конституцией Российской Федерации, законодательными  и  иными

правовыми актами. Более того, Закон не  подменяет  во  всем  ранее  изданные

правовые акты, регулирующие государственную  службу  в  федеральных  органах

государственной власти ряда специализированных отраслей и  сфер  управления.

В  соответствии  с  этим  Законом  могут  приниматься  федеральные   законы,

устанавливающие     особенности     государственной     службы     отдельных

государственных органах.

   Законом  об основах государственной службы  регламентируется широкий  круг

вопросов, связанных  с организацией  федеральной,  службы,  ее  прохождением,

социальной защитой  государственных служащих и т.д.

   Как отмечалось, Конституция  Российской  Федерации   в  прямой  форме  не

затрагивает  вопроса  о  государственной  службе  в   субъектах   Российской

Федерации. Но,  относя  к  ведению  Российской  Федерации  лишь  федеральную

службу,  тем  самым  предрешает,  что  государственная  служба  в  субъектах

Федерации находится  в их ведении. Однако во-первых, вопросы  государственной

службы не  во  всех  субъектах  Российской  Федерации  получили  специальную

регламентацию,  подобно  федеральной  государственной   службе;   во-вторых,

государственная служба здесь осуществляется в  соответствии  с  Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами и  иными  правовыми  актами;  в-

третьих, отдельные  вопросы государственной  службы  в  субъектах  Российской

Федерации регламентируются их конституциями и  иными  правовыми  актами;  в-

четвертых,   Конституция   Российской   Федерации   не   исключает   издания

федеральными органами актов по вопросам государственной  службы  в  субъектах

Российской  Федерации.  Например,  на  государственных  служащих   субъектов

Российской  Федерации  распространяется,  за  установленными   исключениями,

действие  трудового  законодательства,   находящегося,   как   известно,   в

совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

   В таком  же ведении находится установление  общих  принципов  организации

органов  государственной  власти,  которому  могут   сопутствовать   вопросы

государственной службы в соответствующих органах.

   Закон Российской  Федерации об основах государственной  службы является, в

сущности,  «стержневым»,  ибо  содержит  по  определенным  вопросам   нормы,

которые   обязаны   соблюдаться   при   регламентации   и   функционировании

государственной службы также в  субъектах  Российской  Федерации.  Например,

понятие служащего,  квалификационные  требования  к  нему,  ограничения  при

прохождении им государственной  службы и т.д.

   В настоящее  время важные полномочия  в   области  государственной   службы

субъектов  Российской  Федерации  осуществляются  на   федеральном   уровне.

Например,  Указом  Президента  Российской   Федерации   установлен   порядок

назначения на должность  и  освобождения  от  должности  глав  администраций

субъектов Российской Федерации;  Законом  Российской  Федерации  о  краевом,

областном Совете  народных  депутатов  и  краевой,  областной  администрации

предусмотрены  основания   для   досрочного   прекращения   ее   полномочий.

Следовательно,   решение   кадровых   вопросов   относится   не   только   к

правоохранительным  органам, о чем  имеется  прямое  указание  в  Конституции

Российской Федерации, но и к другим органам субъектов  Российской Федерации.

   Однако  с точки зрения конституционного  разграничения предметов ведения  и

полномочий, по общему правилу, государственная служба  субъектов  Российской

Федерации находится  в их ведении.

   В зависимости  от принципа разделения властей  различается государственная

служба в органах  представительной, исполнительной  и  судебной  властей.  За

этими рамками  остается служба в органах прокуратуры, которая также  является

государственной. Но вопрос о принадлежности органов  прокуратуры  к  той  или

иной власти остается проблематичным. Включение статей о  прокуратуре в  главу

Конституции Российской Федерации «Судебная  власть»  является  механическим,

то есть не имеющим  концептуальной основы.

   Государственная   служба  организуется  и  осуществляется  с  непременным

учетом  многообразия  и  специфики  сфер  государственной  деятельности.   В

специальном  смысле  к  государственной   относится   служба   в   различных

специализированных  отраслях и сферах —  военная  служба,  служба  в  органах

внутренних дел, таможенных,  налоговых  органах,  налоговой  полиции  и  др.

Информация о работе Теория рациональной бюрократии