Теоритические аспекты организации и учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 12:49, реферат

Описание работы

Сущность и значение учетной политики предприятия.
Влияние элементов бухгалтерской и налоговой учетной политики на финансовые результаты предприятия.
Оптимизация налогообложения, основная цель выбора элементов ведения учета

Работа содержит 1 файл

Теоритические аспекты.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

   - сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы  в следующих налоговых периодах;

   - порядок формирования сумм создаваемых резервов;

   - сумму задолженности по расчетам  с бюджетом по налогу на  прибыль. 

   Формирование  данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом  порядке объектов учета для целей  налогообложения, в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет.

   Данные  налогового учета должны содержать  полную информацию о порядке формирования налоговой базы по налогу на прибыль  организации, а именно:

  1. Порядок формирования суммы доходов и расходов;
  2. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  3. Сумму остатка расхода (убытка), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
  4. Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  5. Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

   Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организации устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом не имеет особого значения, будет ли учетная политика организации для целей налогообложения оформлена отдельным документом или она будет являться составной частью (отдельным разделом) общей учетной политики предприятия.

   Все изменения порядка учета отдельных  хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляются налогоплательщиком в следующих  случаях:

    - изменение  налогового законодательства;

    - изменение  применяемых метода учета;

   -осуществление  налогоплательщиком новых видов  деятельности, нерегламентированных  утвержденной системой налогового  учета.

   При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и  применяться с начала нового налогового периода.

   Аналитические регистры налогового учета – сводные  формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

   Аналитические регистры налогового учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

   Регистры  налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых  машинных носителях.

   При хранении регистров налогового учета  должна обеспечиваться их защита от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки в  регистре налогового учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием  даты и обоснованием внесенного исправления.

   Формы аналитических регистров налогового учета и порядок отражения  в них данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются  налогоплательщиком самостоятельно и  устанавливаются в приложениях  к учетной политике организации для целей налогообложения. Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения в случае наличия соответствующих работников целесообразно предусмотреть ответственного за организацию налогового учета, ответственного за ведение налогового учета, а так же график документооборота или сроки и состав документа, представляемых ответственному лицу.

   Элементами  налогового учета являются:

   - первичные учетные документы  (включая справку бухгалтера);

   - аналитические регистры налогового  учета;

   - расчет налоговой базы.

   Обязательные  реквизиты, которые должны содержать  формы аналитических регистров  налогового учета для определения  налоговой базы, являющиеся документами  для налогового учета:

   1) Наименование регистра;

   2) Период (дату) составления;

   3) Измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

   4) Наименование хозяйственных операций;

   5) Подпись (расшифровку подписи)  лица, ответственного за составление  указанных регистров.

   В учетной политике для целей налогообложения  необходимо выбрать и зафиксировать следующие способы ведения налогового учета:

    - периодичность  уплаты в бюджет налога на  прибыль;

    - классификацию  доходов и расходов;

    - порядок  признания доходов и расходов;

    - формирование  резервов;

    - порядок  признания убытков;

    - оценка  списываемых материалов и товаров;

   - иные способы ведения налогового  учета.

     Аналитические регистры налогового учета по налогу на прибыль целесообразно формировать исходя из общих принципов формирования налоговой базы – а именно, предусмотреть отдельные налоговые регистры для группировки данных по различным видам доходов (от основной деятельности, от реализации объектов основных средств и прочего имущества и внереализационных доходов) и по группам расходов (по основной деятельности, включая материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизацию и прочие расходы, и внереализационные расходы). 
 

   1.2 Влияние элементов бухгалтерской  и налоговой учетной политики  на финансовые результаты предприятия    
 

   В текст ПБУ 1/98 включены нормы Закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [4] относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учетной политики. К ним относятся:     

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;     

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;      

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;     

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;     

- методы оценки активов и обязательств;     

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;     

- порядок контроля за хозяйственными операциями;      

- другие вопросы, решение которых необходимо для организации бухгалтерского учета.     

Таким образом, условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.

Таблица 1 – Вопросы учетной политики 

          Вопросы учетной политики
 
Методические   Организационно - технические

Квалификация  активов

и обязательств

  Оценка и  калькулирование   Признание   План счетов   Документооборот (первичные документы, технология сбора  и обработки информации, отчетность)   Организация учетной  службы   Организация системы  внутреннего контроля   Порядок проведения инвентаризации
 

  Совокупность вопросов, решаемых методом учетной политики, представлена в таблице 1.     

Методические  вопросы учетной политики организации влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и на оценку ее финансового состояния.      

Организационно-технические  вопросы учетной политики организации включают приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

     Проблема взаимодействия бухгалтерского  и налогового учета возникает при параллельном ведении обоих видов учета. Общими для обоих видов учета будут лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся вообще ненужными для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на предприятии в структуре финансово - бухгалтерской службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Приведенный вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта неизбежно приведет к росту накладных расходов предприятия. При втором варианте взаимодействия предприятию следует пойти по пути максимального сближения двух систем учета. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Инструментом такого сближения должна стать учетная политика организации, состоящая из двух взаимоувязанных частей – бухгалтерской и налоговой учетной политики. Но, кроме методологической основы, существует также ряд организационных вопросов, без решения которых, не удается обеспечить сближение двух систем учета. К ним относятся и организация рационального документооборота в структуре финансово – бухгалтерской службы, и автоматизация учетных работ, и разумное использование трудовых ресурсов. Но одним из главных организационных вопросов, является вопрос выбора регистров бухгалтерского и налогового учета.   

   Существует  группа вопросов, касающаяся налогообложения, которая должна быть включена в учетную  политику в целях бухгалтерского учета, и если не в приказ по учетной  политике, то в учетную политику в широком смысле. Речь идет о бухгалтерском учете расчетов с бюджетом. Расчеты с бюджетом – важная составляющая финансовой отчетности организации, и от того, каким образом такие расчеты отражаются в учете, зависят и показатели отчетности.   

   В качестве наиболее распространенного  примера достаточно привести учет авансовых  платежей по налогу на прибыль.  

   На  практике встречаются два варианта учета авансовых платежей по налогу на прибыль.

   Таблица 2 - Задолженность перед бюджетом по авансовым платежам налога на прибыль начисляется. 

Дата Дебет Кредит Сумма, руб.   Содержание  операции
1 2 3 4 5
15.10.2006 99 68 10 000 Начислен авансовый  платеж по налогу на прибыль за IV квартал
15.10.2006 68 51 10 000 Перечислен  авансовый платеж по налогу на прибыль за IV квартал
15.11.2006 99 68 10 000 Начислен авансовый  платеж по налогу на прибыль за IV квартал
15.11.2006 68 51 10 000 Перечислен  авансовый платеж по налогу на прибыль  за IV квартал
15.12.2006 99 68 10 000 Начислен авансовый  платеж по налогу на прибыль за IV квартал
15.12.2006 68 51 10 000 Перечислен  авансовый платеж по налогу на прибыль  за IV квартал
31.12.2006 99 68 - 30 000 Сторнирована  сумма начисленного авансового платежа
31.12.2006 99 68 22 000 Начислен авансовый  платеж по налогу на прибыль за IV квартал

Информация о работе Теоритические аспекты организации и учетной политики предприятия