Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:44, контрольная работа
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Согласно этим теориям мотивация – это совокупность доказательств и мотивов для обоснования определенного поведения или действий. Она определена потребностями и целями индивида, деятельностью, мировоззрением, убеждениями, уровнем стремления и идеалами.
Разработать организационную структуру отдела маркетинга.
Вопрос №9. Содержательные теории мотивации…………………………………………..4
Задача 1. Проектирование организационной структуры…………………………………10
Задача 2. 6x6 МАИ…………………………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………………………………...23
Содержание
Вопрос №9. Содержательные теории мотивации…………………………………………..4
Задача 1. Проектирование организационной структуры…………………………………10
Задача
2. 6x6 МАИ………………………………………………………………………
Литература…………………………………
Часть1.
Вопрос №9. Содержательные
теории мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Согласно этим теориям мотивация – это совокупность доказательств и мотивов для обоснования определенного поведения или действий. Она определена потребностями и целями индивида, деятельностью, мировоззрением, убеждениями, уровнем стремления и идеалами. Поэтому, мотивация, по мнению сторонников содержательных теорий, - это определенные силы, которые заставляют человека с энтузиазмом и настойчивостью исполнять определенную работу.
Наибольшее значение в данном направлении имели работы А. Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был А.Маслоу. создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, он признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий.
1.
Физиологические потребности
2.
Потребности в безопасности и
уверенности в будущем (
3.
Социальные потребности,
4.
Потребности в уважении
5.
Потребности самовыражения (
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
Вторичные
Первичные
Рисунок
1 – Иерархия потребностей по Маслоу
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если же потребность удовлетворена, то она перестает мотивировать человека, но вместо нее появляется другая неудовлетворенная потребность. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Вот, например некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных.
Социальные потребности: давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; создавать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.
Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.
Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.
Для
того чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность
Теория Маслоу внесла значительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Хотя
теория Маслоу и дала достаточно полезное
и полное описание мотивации, она
имеет свои слабые стороны. Т.к. потребности
по-разному проявляются в
Двухфакторная теория Герцберга.
Во
второй половине 50-х годов Фредерик
Герцберг с сотрудниками разработал
еще одну модель мотивации, основанной
на потребностях. На основании опроса
работников разных фирм он выяснял, когда
они чувствуют удовлетворение от
выполнения служебных обязанностей,
а когда наоборот – работать им
не хочется. Герцберг пришел к выводу,
что мотивация к труду
Гигиенические
факторы связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется
работа. К ним относятся: политика
фирмы и администрации, условия
работы, зарплата, межличностные отношения
с коллегами, начальником, подчиненными,
степень непосредственного
Факторы мотивации связаны с самим характером и сущностью работы. К ним относятся: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста.
Согласно
Герцбергу, при отсутствии или недостаточной
степени присутствия
Теория
Герцберга имеет много общего
с теорией Маслоу. Гигиенические
факторы Герцберга
Теория потребностей МакКлелланда.
Другой моделью мотивации, давшей упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Он считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится где-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью к власти чаще всего себя проявляют как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Обычно они хорошие ораторы и требуют к себе внимания других. Управление очень часто привлекает к себе людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать её.
Потребность
успеха также находится где-то между
потребностью в уважении и потребностью
в самовыражении. Она проявляется
в стремлении человека выполнить
сложные задания, достигнуть высоких
стандартов качества работы, превзойти
других. Для них важно постоянно
получать результат. Наличие таких
потребностей влияет на активность и
результативность работников. Поэтому
целесообразно оценивать
Мотивация
на основании потребности в
Теория К. Альдерфера.
В 70-е годы ХХ ст. Альдерфер модифицировал теорию Маслоу. Он выделил 3 группы потребностей:
- потребности существования;
-
потребности связей, направленных
на поддержку контактов,