Автор: Екатерина Иванова, 01 Октября 2010 в 15:46, курсовая работа
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к лидерству.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Чтобы точно оценить ситуацию, менеджер должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Лидер всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру менеджера, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Менеджер, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………..5
1.1. Поведенческий подход. Подход с позиции личных качеств…………………..5
1.2. Ситуационный подход………………………………………………………....….15
Глава 2. Теории лидерства…………………………………………………………......21
2.1. Теории «Х», «У», «Z»………………………………………………………….…..21
2.2. Новое в теориях лидерства……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………………………....34
Список используемой литературы…………………………………………………….35
ОБЕДНЕНИЕ
ОТНОШЕНИЙ
При этом в зависимости от
эффективности лидерства
Изучая взгляды подчинённых на действия руководителя, исследователи столкнулись с фактом, что в этих взглядах отражается уже сложившееся у подчинённого ясное представление о том, что такое эффективный лидер и как он должен действовать в определённой ситуации. Это явление получило название стереотипного лидерства. Стереотип лидера вырастает в сознании людей как набор специфических, а также более общих характеристик.
Подмечено,
что помимо институциональных (имидж
лидера для определённого типа организаций)
существуют национальные стереотипы лидерства.
Например, восточная и азиатская
культуры приписывают лидеру как
необходимые следующие
Концепция харизматического лидерства. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признания лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчинённых в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма даёт руководителю преимущества эффективнее оказывать своё влияние на подчинённых. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным придаёт людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей, упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у подчинённых импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личностной власти, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части её подчинённым (см. табл. 4).
Таблица 4
«Этика и харизма» 19
Неэтический харизматический лидер | Этический харизматический лидер |
Использует власть только в личных интересах | Использует власть в интересах других |
Продвигает только своё личное видение | Строит своё видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
Пресекает критику в свой адрес | Считается с критикой и извлекает из неё уроки |
Требует беспрекословного выполнения своих решений | Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам |
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз | Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию |
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими |
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов | Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов |
В целом харизматическому
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда подчинённые сильно идеализируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: лидера-преобразователя или лидера-реформатора.20
Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений. Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе (см. табл. 5).
Таблица 5
«Типы лидерства в зависимости от целей последователей и характера их отношения с лидером» 21
ДОЛГОСРОЧНЫЕ
(изменение поведения)
ЦЕЛИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
КРАТКОСРОЧНЫЕ
(изменение
среды)
ЧУВСТВЕННЫЙ
(люблю/ненавижу)
Лидер-реформатор мотивирует последователей путём повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор – это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определённого поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации (см.табл.6).
Таблица
6
«Модель преобразующего лидерства» 22
Модель
имеет ряд отличительных
1.
Признаётся необходимым для
2.
Поскольку атмосфера доверия
развивает сильную
Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана не только неспособностью вышерассмотренных теорий определить и измерить лидерство его управленческую эффективность, но ещё тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время теории лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.
Заключение
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Не любой менеджер использует лидерство в своём поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение подчиненных. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные теории
Список использованной литературы: