Автор: Екатерина Иванова, 01 Октября 2010 в 15:46, курсовая работа
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к лидерству.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Чтобы точно оценить ситуацию, менеджер должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Лидер всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру менеджера, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Менеджер, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………..5
1.1. Поведенческий подход. Подход с позиции личных качеств…………………..5
1.2. Ситуационный подход………………………………………………………....….15
Глава 2. Теории лидерства…………………………………………………………......21
2.1. Теории «Х», «У», «Z»………………………………………………………….…..21
2.2. Новое в теориях лидерства……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………………………....34
Список используемой литературы…………………………………………………….35
Сосредоточение
на работе, которое подразумевает
данный стиль, даёт максимальную производительность,
потому что руководитель может многое
сделать для повышения
Теория «У». Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией “Y”, которая исходит из следующих предпосылок:
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчинённым.
Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой
Поскольку
демократичный лидер
Сторонники демократичного метода считают, что:
Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвёт влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы.
Ориентированный
на человека подход обеспечивает максимальную
производительность потому, что люди,
непосредственно выполняющие
Приверженцы теории «Y» считают, что мудрое руководство не имеет других задач, кроме следующих.
1.
Экономически целесообразная
2.
Поскольку у людей есть
3. Главная задача руководства – организация производства таким образом, чтобы работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала с их личными целями.
В противоположность сторонникам теории «икс», считающими своей главной обязанностью управлять служащими, сторонники теории «игрек» стремятся помогать служащим овладеть навыками самоуправления.13
Теория «Z». Теория «зет» была предложена в 1981г. Уильямом Оучи и часто называется японским стилем руководства, фокусирующим внимание на формирование и поддержке взаимоотношений между руководством и служащими. Этот подход действительно основывается на традициях японской экономики, и У. Оучи рекомендовал его как обещающий более приятные и более стойкие отношения между членами рабочего коллектива. Механизм такого руководства сводится к вовлечению служащих в управленческий процесс делегированием им полномочий принимать решения методом консенсуса. Фактически это квинтэссенция того, что принято считать демократическим стилем. Многие американские предприятия индустрии гостеприимства приняли на вооружение эту теорию, считая ее оптимальной для специфики бизнеса.14
Теория «зет» включает в себя следующие принципы:
1.
Новый подход к трудовым
2.
Использование групповой
3.
Активное расширение рынка:
4.
Адаптация методов менеджмента
к законам природы: во многих
странах растет популярность
японской жизненной философии
с ее ценностями, нормами и
целями, проистекающими из требований
самой природы. Теория «зет»
пытается увязать новые
Таким образом, теории мотивации Х, У и Z описывают разные группы работников. В большой организации бывают представлены все три группы, поэтому применение той или иной концепции зависит от преобладания конкретного типа в группе. Из теорий X, Y, Z нужно выбирать ту модель, которая будет работать именно в вашей сфере бизнеса.
2.2 Новое в теориях
лидерства
Концепция атрибутивного лидерства. Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчинённых, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчинённого. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчинённого его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчинённому факторы, например, резко возросший объём работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.
Рассматриваемый
подход предполагает, что значение
причин, создавших ситуацию, усиливает
лидерское понимание и
В рамках данного подхода лидер главным образом исполняет роль информационного процессора. Он ведёт поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчинённого: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, на сколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчинённый последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчинённые ведут себя таким же образом. Т. е. является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчинённого или наблюдается у многих.15
Модель атрибутивного лидерства (см. табл. 2) имеет существенные отличия от ранее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.
Таблица 2
«Модель атрибутивного лидерства» 16
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчинённого: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по его мнению, должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен нести подчинённый, и к нему принимаются соответствующие меры.
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчинённого, а взаимодействие между лидером и подчинённым, т. е. подчинённый своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего (см. табл.3).
Таблица 3
«Спираль лидерского взаимодействия» 17