Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Содержание

Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 327.50 Кб (Скачать)

           социальными группами, который приводит  к развитию кооперативного

           характера коммуникации. Дисбаланс  силы, как  правило,  означает,

           что  какой-либо  индивид   или   группа   получают   возможность

           контролировать   коммуникацию,   определяя   ее    характер    в

           соответствии со своими интересами, которые  могут  противоречить

           организационным изменениям.

         .   Обеспечение   своевременности   и    доступности    информации

           относительно целей, задач   и  перспектив  организации,  политики

           менеджмента  для  всех  сотрудников   организации.   Доступность

           информации предполагает установление  и поддержание разнообразных

           каналов и методов  обмена  данными,  которые  необходимы  членам

           организации для эффективной  деятельности.

         .   Утверждение   ценностей    положительной    и    доверительной

           коммуникации,  норм  и  процедур   осуществления   коммуникации,

           которые  определят   оптимальную   степень   открытости   обмена

           информацией.

         . Обеспечение своевременной и  положительной обратной связи  на  все

           сообщения подчиненных независимо  от их ценности с  точки  зрения

           руководства и  характера  (поддержка   политики  руководства  или

           критика).

         . Поддержание и укрепление авторитета  тех  индивидов  и  структур,

           которые имеют имидж надежных  и достоверных источников информации

           по проблемам организационной  деятельности.

      В организации возникают как  формальные коммуникационные связи,  так  и

неформальные.   Формальная    коммуникация    предполагает    взаимодействие

субъектов, исполняющих  социальные роли  в рамках должностных и  общественных

обязанностей.  Неформальная  коммуникация  ориентирована  на  поддержание  и

развитие отношений, решение личных проблем  и  проблем  групповой  динамики.

Эффективной может  быть как формальная коммуникация, так и неформальная.

      Степень эффективности взаимодействия  и взаимного дополнения формальной

и неформальной коммуникативных сетей  во  многом  определяет  продуктивность

деятельности  организации и эффективность  лидерства.

      Зачастую  при  нехватке  формальной  информации   недостаток   в   ней

восполняет  неформальная   коммуникационная   сеть.   Передача   официальной

информации через  неформальную сеть приводит  к  искажению  этой  информации.

Выполнение  в  рамках  неформальной  коммуникации   функций   информирования

сотрудников   по   ключевым   проблемам   жизнедеятельности    приводит    к

возникновению помех при координации работы членов организации.

      В зависимости от  влиятельности   неформальных  лидеров  и   степени  их

лояльности  официальному  руководству  организации,  доверия  и  согласия  с

управленческими решениями и методами управления изменяется  сила  и  влияние

неформальной  коммуникативной сети.

      Влиятельность неформальной коммуникативной   сети.  Также  определяется

частотой  и  свободой  общения  официального  руководства  с   неформальными

лидерами.

      Неформальные  лидеры  выполняют   функции  хранителей   и   передатчика

информации. Они  заполняют «пустоты»  формальной  коммуникации,  объясняют  и

истолковывают   сообщения   официального   руководства   и   его   действия,

аккумулируют  многообразную  информацию  об   организации   и   ее   членах.

Фактически  они  формируют   общественное   мнение   относительно   политики

руководства  и   оказывают   существенное   влияние   на   создание   имиджа

представителей  менеджмента.

      Итак  барьерами,  которые  препятствуют  эффективной   организационной

коммуникации, являются:

         . Страх нижестоящих проявить  инициативу  и  инакомыслие,  подменив

           тем самым лидера.

         . Отсутствие готовности руководства  к открытости коммуникации.

         . Непропорциональность информационных  потоков сверху вниз и  снизу

           вверх.

         . Потеря и искажение смысла  сообщений посредниками.

         . Феномен группового мышления.

      Высокая продуктивность деятельности  организации определяется  наличием

лидеров,  способных  и  готовых   руководить   формальной   и   неформальной

коммуникациями,  создавать  единую  коммуникативную   систему   организации,

которая  обеспечивает  всем  ее  членам  доступ  к  достоверной   и   полной

информации. 
 

                   17 Роль лидера в управлении  персоналом 

      Как  уже  отмечалось  выше,  любая  организация  –   это   совокупность

стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется  как  на

основе структурных  и  функциональных  особенностей  организации,  так  и  на

основе общности черт и интересов индивидов, которые  собираются в группы  для

совместного  решения  общих  проблем.  Формальные  и   неформальные   группы

замысловатым  образом  переплетаются,  образуя  живой  и   единый   организм

конкретной организации.

      Энергия этих групп может быть  как созидательной, так и разрушительной.

Она может быть сфокусирована в  едином  направлении,  но  может  также  быть

направлена  на  противоречивые   цели,   в   результате   чего   распыляются

организационные  ресурсы,  что  в  итоге  понижает   степень   эффективности

коллективной  деятельности.

      Компетентный менеджер способен  организовать  эффективную  деятельность

формальных  групп  и  управлять  ею.  Неформальный  лидер  может  создать  и

управлять  неформальной  группой.  И  только  формальный  лидер,   владеющий

искусством  эффективного   лидерства,   может   оптимально   управлять   как

формальными, так и неформальными группами.

      В каждой группе существует  совокупность проблем, связанных  с групповой

динамикой. Групповая  динамика – это очень сложный  и  многоплановый  процесс

развития  группы,  изменения  взаимоотношений  между  ее  членами,  а также

мотивации,  настроений,  отношений  и  положения  всех   членов.   Групповая

динамика  определяет  энергию  развития  группового  поведения   и   степень

эффективности решения группой стоящих перед  ней задач.

      Процессы групповой динамики  закономерны для любой группы и организации

вне зависимости  от  ее  численности,  характера  и  особенностей  лидерства.

Лидер может  осуществлять свою деятельность с учетом  особенностей  групповых

процессов  или  игнорировать  их.  В   последнем   случае   он   закономерно

отказывается  от наиболее эффективного  способа  решения  стоящих  перед  ним

задач.  Только  управляя  процессами  групповой  динамики  на  всех  уровнях

формальный   лидер   обеспечивает    возможности    эффективной    групповой

деятельности и эффективность своего лидерства.

      Групповая динамика  непосредственно   связана  со  стадиями  группового

развития. Специалисты  выделяют четыре  стадии  развития  группы,  каждая  из

которых имеет  свои особенности, определяя способность  группы решать  стоящие

перед ней задачи. Таковыми являются:

     1. Стадия формирования.

     2. Стадия взрыва недовольства.

     3. Стадия выработки групповых норм.

     4. Стадия выполнения задания.

      Каждая  стадия  характеризуется   особенностью   факторов,   вызывающих

доминирующее  влияние на  поведение  индивидов  и  развитие  группы.  К  этим

факторам относят  индивидуальные потребности, ожидания группы  и  потребности

конкретного задания.

      На первой стадии группового  развития пока  еще  разрозненные  индивиды

обмениваются  идеями  и  другой  информацией  относительно  того,   что   им

предстоит    сделать.    Стадия    формирования    группы    характеризуется

доминированием  индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания,  свою

роль в его  выполнении и  место  в  группе,  члены  группы  ориентированы  на

личные потребности, они заинтересованы в прояснении  системы  положительного

и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.

      На  этой  стадии  группа  представляет  собой  конгломерат  индивидов,

которые по-разному  относятся  к  факту  необходимости  участия  в  групповой

деятельности.   Одни   понимают   ее   целесообразность,    но    испытывают

отрицательные эмоции. Другие не в полной мере  понимают  цели  и  содержание

групповой деятельности,  но  проявляют  положительные  эмоции  и  готовность

участвовать в  составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения  и

не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу.

      Тем не менее, несмотря на  все разнообразие отношений к группе и своему

членству  в  ней,  все  индивиды  испытывают  потребность  в   конкретизации

задания, своей  роли в его выполнении, согласовании  деятельности  с  другими

членами группы и оформлении отношений лидерства.

      Потребность в лидерстве и  руководстве становится общей для всех членов

группы на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий  лидер  на  этой

стадии должен:

      . обеспечить лидерство;

      . прояснить групповые цели и  задачи, роли членов группы, условия  и  т.

        п.;

      . обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;

      . обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.

      Стадия  взрыва  недовольства,  к   сожалению   является   обязательным

элементом группового  развития.  Степень  недовольства и продолжительность

Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией