Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
поддерживать атмосферу согласия и нравственного единства членов;
последовательное вовлечение в организационную деятельность всех
подчиненных; проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам
организации. Для этой организационной культуры характерны следующие
особенности управления:
. Управление командами.
. Управление межличностными
. Управление развитием
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры,
выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности
ее членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Для эдхократической
предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы
рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать
свои цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов.
Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и
получение новых ресурсов.
Сильными сторонами эдхок-
постоянно изменяющейся среде и инновационная атмосфера, оптимальное
использование потенциала роста и поддержки внешней среды, а также
дополнительные возможности по приобретению ресурсов. Для этой
организационной культуры характерны следующие особенности управления:
. Управление инновациями.
. Управление будущим.
. Управление совершенствованием.
В
организации этого типа, как правило
лидер выступает в роли
предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития.
Критериями
эффективности
творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг,
результат.
Организация с иерархической культурой более ориентирована на
поддержание внутреннего порядка и стабильности при стремлении к
экономической результативности. Как правило, этот тип организационной
культуры характеризуется высоким уровнем формализма и структуризации.
Носители данной организационной культуры являются строгими приверженцами
процедуры. От подчиненных они требуют надежности, предсказуемости поведения
и результата.
Сильными сторонами иерархической организационной культуры является
четко отлаженное управление информацией на операционном уровне и ведение
документации, контроль организационной деятельности. Для этой
организационной культуры характерны следующие особенности управления:
. Управление координацией.
. Управление контролем.
В подобных организациях лидеры выполняют функции координатора,
организатора, аналитика и наставника.
Критериями эффективности
финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное
существование.
Рыночная организационная культура характеризуется ориентацией на
внешнюю среду при весьма высокой потребности в стабильности и контроле.
Основным критерием оценки представителей данной культуры служит результат
выполнения задания, поэтому большинство сотрудников организации подобного
рода ориентированы на достижение цели в условиях конкуренции. Главная цель
– победа в конкурентной борьбе, а в качестве символов успеха можно
воспринимать расширение доли рынка и завоевание новых рынков. Долгосрочная
стратегия основана на развитии конкурентоспособности и достижении измеримых
целей.
Сильные стороны рыночной организационной культуры – способность
менеджмента добиваться ясности целей и планирования деятельности по их
результативному достижению; продуктивность деятельности. Для этой
организационной культуры характерны следующие особенности управления:
. Управление конкуренцией.
. Управление услугами.
. Побуждение подчиненных к
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности организационной деятельности являются:
определенная доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.
Ни одна из выявленных моделей
эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах. Если лидеры
компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной
культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность
организации становится эффективной.
Четыре вида организационной культуры воплощают «чистые» типы, которые
редко встречаются в реальной жизни. Как правило, всякая организация
характеризуется уникальной комбинацией элементов каждого типа культуры. Для
успешного функционирования организации должны быть не только более или
менее гибкими, но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет
внешние обстоятельства и внутренние условия. В зависимости от конкретных
целей и задач деятельности, особенностей среды и членов организации
развиваются специфические черты организационной культуры, которые в
дальнейшем предопределяют ее деятельность.
В том случае, если среди представителей менеджмента нет лидеров,
которые уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной
организационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно
будет функционировать неэффективно. Отсутствие или недостаток внимания к
развитию организационной культуры приводят к следующим тенденциям:
. Декларируемые руководством компании ценности не находят
достойного применения при организации внутрифирменных отношений.
У сотрудников такой структуры отсутствует представление о своей
миссии, заметны противоречия между стратегическими и
тактическими целями.
. Члены организации не имеют ясного представления относительно
новых критериев оценки своей деятельности, которыми являются
декларируемые и
ценности. Это отражается на степени удовлетворенности, с какой
подчиненные воспринимают условия трудовой деятельности,
проявляется в мотивации
завышенных ожиданий и к
. Менеджеры всех уровней и неформальные лидеры также
дезориентированы относительно поощряемых и не поощряемых
руководством моделей поведения, что закономерно приводит к
попыткам внедрения каждым из них на своем уровне управления
системы оценок, основанных на индивидуальных культурных
ценностях. Это делает политику менеджмента противоречивой и
приводит к конфликтам между формальными и неформальными
лидерами.
. Отсутствие единого понимания организационных ценностей и
справедливости существующей системы оценок труда сотрудников
способствует усилению
которые не всегда соответствуют организационным интересам.
Развитие этой тенденции закономерно приводит к падению
авторитета руководства и к иррациональному использованию
кадрового потенциала.
16 Роль лидера в управлении коммуникацией
Коммуникация – это посылка
и получение информационных
индивидами в период взаимодействия.
Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой
организации, так и среди ее членов, которые общаются с представителями
внешней среды) определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный
цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия,
увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного
доверия, ограничение объема информации).
Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая
представляет определенный интерес для реализации целей индивидов,
вовлеченных в эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации,
которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-
вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений
окружающих людей.
Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной
коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих
направлениях:
. Позитивное воздействие на
организации в сторону взаимного укрепления готовности к
открытому обмену достоверной информацией, которая нужна членам
организации и взаимодействующим с ней структурам для
оптимального достижения
. Поддержание баланса силы и влияния между членами организации и
Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией