Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Содержание

Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 327.50 Кб (Скачать)

лидерами других организаций, каждый  из  которых  преследует  совсем  другие

цели  (обладая  не  меньшим  управленческим  опытом,  статусной  властью   и

личностным влиянием), зачастую являются  ключевым  показателем  силы  самого

лидера и успешности деятельности организации в целом.

      Во внешней среде лидер вступает  в коалиции  и  партнерские   отношения.

Коалиция –  это объединение двух и более  субъектов  для  достижения  ощутимых

результатов  своей  деятельности.   Партнерство   –   такое   взаимодействие

субъектов, при  котором  совместная  деятельность  осуществляется  на  основе

взаимных интересов  и в соответствии с заранее  согласованными правилами.

      Роль лидера в коалициях носит   двойственный  характер.  Во-первых,  он

является  представителем  своей  организации  в   ряде   внешних   коалиций,

защищающих общие  интересы во взаимодействии с  какой-либо  организацией  или

группой; во-вторых, он сам активно взаимодействует  с  внешними  коалициями,

которые оказывают действие на деятельность его  организации.  Двойственность

положения формального  лидера нельзя считать противоречивой, но она  наглядно

показывает наличие  множества социальных ролей и  функций лидера.

      В целом деятельность лидера  по взаимодействию с  коалициями  слагается

из взаимосвязанной  совокупности шагов, которые включают:

           1.  Мониторинг  развития  ситуации  и  прогнозирование  появления

              различных  коалиций,  моделирование   вероятного  характера  их

              деятельности  и  степени  важности   этой   деятельности   для

              организации.

           2. Создание  коалиций,  направленных  на  эффективное  достижение

              организационных  целей,  особенно  в   условиях   планирования

              разного рода изменений.

           3.  Укрепление  лидерства  коалициями,  имеющими  тактическое   и

              стратегическое значение для  организации.

           4. Использование позитивного потенциала  всех  коалиций,  так  или

              иначе влияющих на эффективное функционирование  организации  и

              определяющих возможности достижения  организационных целей.

           5. Оптимальное противодействие усилиям  других коалиций, если  эти

              усилия противоречат интересам  и целям организации.

      Управление партнерством со стороны  лидера предполагает:

            . Сознательный выбор характера  отношений с конкретным субъектом;

            .   Влияние   на   содержательные    и    процедурные    аспекты

              взаимодействия;

            . Индивидуальный контроль над направлением развития отношений и

              их результативностью;

            .  Активное   участие   в   принятии   и   реализации   решений,

              затрагивающих общие интересы;

            . Согласование и координацию работы организации и  ее  отдельных

              представителей с деятельностью  партнеров;

            .  Получение  конкретной  выгоды  от   участия   в   партнерских

              отношениях.

      Особое положение управленческого  лидера  в организации обусловливает

его исключительные функции в установлении и развитии партнерских  отношений.

Помимо  управленческих  функций  принятия  решений,  определения  стратегии,

оценки и контроля совместной  деятельности,  лидер  также  выполняет  другие

роли  и  функции.  Можно  выделить  две  основные  ориентации   деятельности

управленческого лидера в рамках партнерских  отношений:  (а)  ориентацию  на

свою организацию; (б) ориентацию на организацию партнеров.

      При ориентации на свою организацию лидер выполняет следующие функции:

         . координатора отношений  различных   структур  и  подразделений   с

           партнерами;

         . консультанта членов организации   по  вопросам  взаимодействия  с

           партнерами;

         .  аналитика  многообразной  информации   относительно   характера

           партнерских взаимоотношений, их  результативности  и  направления

           развития;

         . лоббиста своей организации.

      При ориентации на организацию  партнеров управленческий лидер выступает

как:

         . представитель организации, ее  интересов и проектов;

         .   консультант   партнеров   относительно   перспектив   развития

           организации,  возможностей   и   особенностей   функционирования

           подразделений и групп;

         . координатор совместной деятельности  отдельных подразделений, как

           своей организации, так и организации-партнера;

         .   фасилитатор   развития   доверия   и   взаимопонимания   между

           организациями (способствует более продуктивному  сотрудничеству,

           развитию более тесных и доверительных  отношений).

      Современная  практика  менеджмента   основана  на  применении  широкого

спектра методов, техник  и  подходов  по  созданию  и  укреплению  отношений

сотрудничества  и  партнерства.  Компетентность  лидера  в  выборе  наиболее

подходящей  технологии  развития  сотрудничества  влияет  на   эффективность

лидерства и  сказывается на результатах деятельности организации. 
 

                   19 Роль лидера в управлении изменениями 

      Большинство организаций закономерно  принадлежат к типу организационной

системы. В организации  –  открытой  системе  миссия  управленческого  лидера

состоит  в  утверждении  и  обеспечении  реализации  стратегии   регулярного

изменения (направленного  на постоянное повышение эффективности  деятельности

организации).

      Основой  успешного  проведения  изменений  становится   идея   об   их

осуществлении. Идея проведения  изменений  не  может  зародиться  в  головах

рядовых сотрудников или представителей менеджмента,  а  затем  пробить  себе

дорогу наверх. Однако наиболее легким,  коротким,  а  потому  и  эффективным

путем проведения организационных  изменений  становится  тот  путь,  который

инициируется  представителями организации, обладающими  полнотой  власти  для

реализации идеи в жизнь, а  также  достаточным  личностным  авторитетом  для

формирования  лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил.

      Управленческий лидер обладает  многими  качествами,  которые   побуждают

его затевать  проведение изменений.

      Во-первых, лидер  в  силу  своего  положения  в  организации   обладает

информацией, позволяющей  ему иметь  перспективное  и  многоплановое  видение

руководимого  им предприятия и его возможностей,  а  также  внешних  условий,

которые оказывают  влияние на результативность  организационной  деятельности

в данный момент и будут на нее воздействовать в будущем.

      Во-вторых, положение лидера  в организации позволяет ему впитывать

идеи, рождающиеся  в головах ключевых специалистов.

      В-третьих,  управленческий  лидер   имеет  возможность   аккумулировать

инновационные идеи вне организации и трансформировать их в  идеи,  связанные

с повышением эффективности деятельности организации.

      И,  наконец,  лидер  обладает  теми  личностными  качествами,  которые

позволяют ему  преобразовывать новую идею в  убеждение о реальности  внедрения

этой идеи в  деятельность  своей  организации,  о  ее  ценности.  Без  этого

убеждения идея не является продуктивной. Только сила духа и  талант  лидера,

который прекрасно  знает свою организацию и  ее  возможности  (технические  и

человеческие), могут преобразовать абстрактную  идею в прагматическую.

      Для  того  чтобы   достичь   максимального   результата   в   создании

конструктивных  идей осуществления  организационных  изменений,  лидер  может

действовать в  двух направлениях:

      а) как  создатель  климата   и  условий,  которые  позволяют   развивать

уверенность в потребности проведения изменений;

      б) как организатор, использующий  свою статусную власть, индивидуальное

влияние  и  организационные  ресурсы   для   реструктуризации   организации,

разрешения противоречий между отдельными сотрудниками и  подразделениями.

      Эффективность управления изменениями  связана с наличием согласия  между

лидером  и  основной  массой  сотрудников  организации  относительно   целей

реформирования.

      Для того, чтобы  достигнуть  согласия  относительно  целей   проведения

изменений, лидер  должен решить ряд задач:

   1. Определить  цели изменений в понятиях  и терминах,  доступных  пониманию

      основной  массы  сотрудников.  Определение  цели  также   должно  легко

      запоминаться членами организации.

   2. Сформировать и развить доверие к идее и целям изменений.

   3. Выработать  общее видение цели.

   4. Разработать  на этой основе стратегии проведения  изменений.

      Эффективность проведения изменений  связана с деятельностью формального

лидера по формированию ответственности за  конечный  результат  изменений  у

всех  категорий  подчиненных:  представителей  высшего  уровня   управления,

среднего менеджмента, а также рядовых сотрудников.  Ответственное  отношение

подчиненных к  своим обязанностям непосредственно  связано с  обеспечением  их

соответствующими  полномочиями и свободой принятия решений. 

                                 Заключение 

      Современная теория менеджмента  уделяет  повышенное  внимание  вопросам

Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией