Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Содержание

Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 327.50 Кб (Скачать)
>сложно организованных коллективных действиях и осознания  этих  потребностей

в форме коллективных целей спецификация функций лидера  и  его  структурное,

институциональное обособление повышаются.

     В  малых группах, основанных на  непосредственных контактах   их  членов,

институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь  на  первый

план  выдвигаются   индивидуальные   качества   личности,   ее   способность

объединить  группу,  повести  ее  за  собой.  В  крупных  же   объединениях,

эффективность коллективных действий которых  требует  четкой  функционально-

ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности  управления  и

жесткости  подчинения,   институциализация   и   формализация   (официальное

закрепление)  лидирующих  позиций,  наделение   их   сравнительно   большими

властными полномочиями обязательны.

     Именно  к такому типу объединений  относится современное производство. В

нем  преследуются  определенные,  достаточно  стабильные  цели,   реализация

которых  требует  слаженности  действий  многих  людей,  их  координации   и

регулирования  на  основе  разделения  труда.  В  силу  этого   в   трудовых

организациях  обязательна институциализация  лидерства,  его  конституирование

в руководство, которое, опираясь на властные позиции,  выходит  на  передний

план управления.

      Анализ  природы  лидерства   показывает,   что   оно   проистекает   из

определенных  потребностей  людей  и  их  объединений,  которые  и  призваны

удовлетворять лидеры.

      Быть менеджером и быть лидером  в организации – это не одно  и  то  же.

Менеджер в  своем влиянии на работу подчиненных   и  построении  отношений  с

ними прежде всего использует и полагается на  должностную  основу  власти  и

источники,  ее  питающие.  Лидерство   как   специфический   тип   отношений

управления основывается больше  на  процессе  психологического  воздействия.

Этот процесс  является  гораздо  более  сложным,  требующим  высокого  уровня

взаимозависимости  его  участников.  В  отличие  от  собственно   управления

лидерство  предполагает  наличие  в   организации   последователей,   а   не

подчиненных. Собственно отношения «начальник  –  подчиненный»,  свойственные

традиционному  взгляду  на  управление  заменяются  отношениями   «лидер   –

последователь».

      Различие между лидером и менеджером  проводится по многим позициям.

                         Отличие менеджера от лидера

|Менеджер                             |Лидер                                |

|Администратор                        |Инноватор                            |

|Поручает                             |Вдохновляет                          |

|Работает по  целям других             |Работает по своим целям              |

|План – основа действий               |Видение – основа действий            |

|Полагается  на систему                |Полагается на людей                  |

|Использует  только доводы             |Использует  как доводы, так и  эмоции |

|Контролирует                         |Доверяет                             |

|Поддерживает  движение                |Дает импульс движению                |

|Профессионален                       |Энтузиаст                            |

|Уважаем                              |Обожаем                              |

|Делает дело  правильно                |Делает правильное дело               | 

      Очевидно, что на практике не  наблюдается  идеального  соблюдения  этих

двух типов  отношений управления. Исследования показывают,  что  значительная

группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако  обратный

вариант встречается  в реальной жизни реже.

      Лидерству в значительной мере  свойственна неформальная основа.  Оно  –

суть неформальное руководство. «Руководство, - пишет,  в  частности,  Р.  Л.

Кричевский, - феномен, имеющий место в  системе  формальных  (или,  как  еще

говорят,  официальных)  отношений,  а  лидерство  –   феномен,   порожденный

системой неформальных (неофициальных) отношений.  Причем  роль  руководителя

заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг  функций

реализующего  ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в  штатном  расписании

учреждения,  предприятия  ее  нет…  Руководство  есть  социальный  по  своей

сущности феномен, а лидерство – психологический»[1]. Руководство  –  явление

более стабильное, менее подверженное перепадам мнений  и  настроений  членов

группы, чем лидерство.

      По  механизму  своего  выдвижения  лидер  может  быть  формальным  или

неформальным. В  первом случае  его  назначают  сверху  или  же  выдвигают  и

избирают и  он приобретает, таким образом, официальный  статус  руководителя.

Неформальный  же лидер может проявиться и получить  признание  в  коллективе,

организации  в  силу  своих  ярко  выраженных  индивидуальных,   социальных,

политических, психоло-гических и иных качеств. Своим авторитетом  и  влиянием

неформальный  лидер  воздействует  на  поведение  людей  и  может  составить

оппозицию формальному  руководителю.

      Сила и  принуждение  при   лидерстве  часто  заменяются  побуждением  и

воодушевлением. В результате лидерского подхода  воздействие основывается  на

принятии людьми требований лидера без явного или  прямого проявления  власти.

Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать  власть

и авторитет, получаемые от его последователей.

      В целом лидерские отношения  отличает то,  что  последователи   признают

лидера составной  частью организации только  тогда,  когда  он  доказал  свою

компетентность  и ценность. Лидер получает  свою  власть  от  последователей,

поскольку они  признают его в качестве лидера. Для поддержания своей  позиции

лидер должен предоставлять  им возможность  удовлетворять  свои  потребности,

которые не могут  быть  достигнуты  по-другому.  В  ответ  они  удовлетворяют

лидерскую потребность  во  властвовании  и  возвышении  над  ними,  а  также

оказывают ему  необходимую поддержку в достижении организационных целей.

      Неудачи постигают лидеров по  разным  причинам,  но  успех   к  лидерам

приходит во многом при наличии у них достаточно  одинаковых  способностей  и

умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков  свидетельствует.  Что

для  успеха  им  необходимо  иметь  способность  создавать  образ   будущего

состояния организации  и доведения его  до  последователей.  Также успешного

лидера характеризует  то, что  он  наделяет  последователей  соответствующими

правами и полномочиями по осуществлению выраженной  в  видении  цели,  может

признать свои слабые  стороны  и  привлечь  для  их  устранения  необходимые

ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям  видения  в  такой

форме, чтобы  оно вселяло в  них  энтузиазм  и  обязательства,  лидеру  может

помочь использование  эффективной коммуникации.

      В современных условиях эффективное  лидерство –  это  не  железная  или

твердая рука, а  высокая  чувствительность  к  потребностям  последователей,

которая прояв-ляется в развитии работников,  во  включении  их  в  групповую

работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. 
 

                          1.2. Типология лидерства 
 

      Богатство  сторон,  аспектов  лидерства  определяет  многообразие  его

типологии.  Наиболее  простой  и  широко   распространенной   классификацией

лидерства в  организации  является  выделение  его  трех  типов  (иногда  их

называют ролями лидера):

      1. Деловое лидерство. Оно характерно  для групп, возникающих на  основе

производственных  целей. В его  основе  лежат  такие  качества,  как  высокая

компетентность, умение лучше других решать организационные  задачи,  деловой

авторитет,  опыт  и  т.п.  Деловое  лидерство  наиболее  сильно  влияет   на

эффективность руководства.

      2. Эмоциональное лидерство. Оно  возникает в  социально-психологических

группах на основе  человеческих  симпатий,  притягательности  межличностного

общения. Эмоциональный  лидер вызывает у  людей  доверие,  излучает  теплоту,

вселяет  уверенность,   снимает   психологическую   напряженность,   создает

атмосферу психологического комфорта.

      3. Ситуативное лидерство. Строго  говоря, по своей  природе  оно  может

быть и деловым, и эмоциональным. Однако его  отличительной  чертой  является

неустойчивость,  временная  ограниченность,  связь   лишь   с   определенной

ситуацией  Ситуационный  лидер  может  повести  за  собой  группу   лишь   в

определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

      Имеются и  другие  классификации   лидерства  в  зависимости   от  типов

лидера. Так, Л.И. Уманский  выделяет  шесть  типов  (ролей)  лидера:  лидер-

организатор  (выполняет  функцию  групповой   интеграции);   лидер-инициатор

(главенствует  при решении новых проблем,  выдвигает  идеи);  лидер-генератор

эмоционального  настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-

эрудит  (отличается  обширностью  знаний);  лидер-эталон  (является  центром

эмоционального  притяжения, соответствует  роли  «звезды»,  служит  образцом,

идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

      Интересной представляется типология  лидерства, предложенная  проф.  Б.

Д. Прыгиным. В ее основу положены  три различных критерия:  во-первых,  по

содержанию;  во-вторых,  по  стилю;  в-третьих,  по  характеру  деятельности

лидера.

      По содержанию различают:

Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией