Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное,
институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,
институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый
план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность
объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях,
эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-
ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и
жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное
закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими
властными полномочиями обязательны.
Именно
к такому типу объединений
относится современное
нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация
которых требует слаженности действий многих людей, их координации и
регулирования на основе разделения труда. В силу этого в трудовых
организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование
в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний
план управления.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из
определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны
удовлетворять лидеры.
Быть менеджером и быть
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с
ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и
источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений
управления основывается больше на процессе психологического воздействия.
Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня
взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления
лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не
подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные
традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер –
последователь».
Различие между лидером и
Отличие менеджера от лидера
|Менеджер
|Администратор
|Поручает
|Работает по
целям других
|Работает по своим целям
|План – основа действий |Видение – основа действий |
|Полагается
на систему
|Полагается на людей
|Использует только доводы |Использует как доводы, так и эмоции |
|Контролирует
|Поддерживает
движение
|Дает импульс движению
|Профессионален
|Уважаем
|Делает дело
правильно
|Делает правильное дело
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих
двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная
группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный
вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерству в значительной мере
свойственна неформальная
суть неформальное руководство. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л.
Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще
говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный
системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя
заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций
реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании
учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей
сущности феномен,
а лидерство – психологический»
более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов
группы, чем лидерство.
По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или
неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и
избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя.
Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе,
организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных,
политических, психоло-гических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием
неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить
оппозицию формальному руководителю.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и
воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на
принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти.
Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть
и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают
лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою
компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей,
поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции
лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности,
которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют
лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также
оказывают ему
необходимую поддержку в
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам
приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и
умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что
для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего
состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного
лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими
правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может
признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые
ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой
форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может
помочь использование эффективной коммуникации.
В современных условиях
твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей,
которая прояв-ляется в развитии работников, во включении их в групповую
работу, в оказании
им помощи в достижении личных целей.
1.2. Типология лидерства
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его
типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией
лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их
называют ролями лидера):
1. Деловое лидерство. Оно
производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая
компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой
авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на
эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно
возникает в социально-
группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного
общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту,
вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает
атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может
быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является
неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной
ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в
определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов
лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-
организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор
(главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор
эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-
эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром
эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом,
идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Интересной представляется
Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по
содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности
лидера.
По содержанию различают:
Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией