Теоретические основы построения организационной структуры организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент).docx

— 163.00 Кб (Скачать)

 

 

  1.  Дивизиональная структура управления

Выше было отмечено, что  необходимость изменения вида структуры  управления чаще всего связана с  ростом организации, диверсификацией  ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция  заставляет руководителей концентрировать  все больше внимания и усилий на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Подход к перестройке  и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе  организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных  объектов управления, получил название дивизионального (от англ. Division -- отделение).                                                Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).                                                                                                           Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.                                   В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. На дивизиональную структуру управления успешно переходят многие отечественные организации (в первую очередь корпорации, акционерные общества, холдинги и т.п.), используя заложенные в ней возможности децентрализации роста эффективности.

Различные модификации иерархических структур, использовавшиеся за рубежом и в нашей стране, не позволяли решать проблемы координации функциональных звеньев по горизонтали, повышения ответственности и расширения полномочий руководителей низовых и средних уровней, освобождения высшего эшелона от оперативного контроля. Требовался переход к более гибким структурам, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требованиям производства.

 

  1.  Матричная структура управления

Матричная структура управления помогает решать проблемы координации  и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и  временных групп. Она представляет собой решетчатую организацию, построенную  на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны -- непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой -- руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов.                                    Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности. В нашей стране программно-целевые, проектные и матричные структуры особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедряются и новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий, что повышает их заинтересованность в достижении целей программ и проектов. Гибкие структуры «не срабатывают», если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ эффективности структуры управления.

 

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и  повышение эффективности производства, так как:

1. в новых условиях  в целом ряде случаев нельзя  оперировать старыми организационными  формами, которые не удовлетворяют  требованиям рыночных отношений,  создают опасность деформации  самих задач управления;

2. комплексный подход  к совершенствованию организационного  механизма ранее во многом  был подменён работой по внедрению  и использованию автоматизированных  систем управления;

3. создание структуры  должно опираться не только  на опыт, аналогию, привычные схемы  и интуицию, но и на научные  методы организационного проектирования;

4. проектирование сложнейшего  механизма - механизма управления  – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования  организационных систем.

Разработка принципов  и методики проектирования структуры  включает в себя систему целей  и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой  и распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура - это  поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения  для решения общих задач.

Необходимо сочетание  научных методов и принципов  формирования структур (системного подхода) с большой экспертно – аналитической  работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. Системность  подхода к формированию организационной  структуры проявляется в следующем:

1.  важно не упускать  из виду ни одну из управленческих  задач, без решения которых  реализация целей окажется неполной;

2. необходимо выявить  системные взаимосвязи применительно  к задачам управления, функциям, правам и ответственности по  вертикали управления – от  генерального директора предприятия  до мастера участка;

3. исследовать и организационно  оформить все связи и отношения  по горизонтали управления;

4. обеспечить органическое  сочетание вертикали и горизонтали  управления.

Процесс формирования организационной  структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава  и места подразделений, их ресурсного обеспечения (включая численность  работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной  системе управления.

Процесс формирования организационной  структуры состоит из 3 стадий:

1.Формирование общей структурной  схемы во всех случаях имеет  принципиальное значение, поскольку  при этом определяются главные  характеристики организации, а  также направления, по которым  должно быть осуществлено более  углублённое проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

2. Разработка состава  основных подразделений и связей  между ними заключается в том,  что предусматривается реализация  организационных решений не только  в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения также могут иметь свою внутреннюю структуру.

3. Регламентация организационной  структуры предусматривает разработку  количественных характеристик аппарата  управления и процедур управленческой  деятельности. Она включает:

-определение состава  внутренних элементов базовых  подразделений (бюро, групп и должностей);

-определение проектной  численности подразделений;

-распределение задач  и работ между конкретными  исполнителями; -установление ответственности за их выполнение;

- разработку процедур  выполнения управленческих работ  в подразделениях;

- расчёты затрат на  управление показателями эффективности  аппарата управления в условиях  проектированной организационной  структуры.

Когда необходимо проанализировать взаимодействие многих звеньев и  уровней управления, разрабатываются  специфические документы, называемые органиграммами.

Органиграммапредставляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решений между подразделениями, их внутренними структурами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволяет связать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций.

Глава 2. Анализ организационной  структуры магазина «БегемотиК».

2.1.Общая экономическая  характеристика магазина «БегемотиК».

 

Гипермаркеты «Бегемот»  образуют торговую сеть магазинов детских  игрушек и товаров для активного  отдыха. Магазины сети расположены  в европейской части РФ, на Урале  и в Западной Сибири. Создание сети началось в 2005 году с магазина в городе Пенза. Идея создания общенациональной сети, специализация которой –  игрушки, исходила от группы компаний «Гранд Тойз» (Тольятти).                                                             Гипермаркеты игрушек «Бегемот» работают в формате cash&carry. Формат позволяет в одном месте приобрести все, что выбрал покупатель в необходимом для него количестве (все запасы размещены в торговом зале).        Магазины «Бегемот» предлагают более 10000 позиций сертифицированных игрушек и товаров для активного отдыха от производителей России, Китая, Германии, Беларуси, Польши, в том числе собственные торговые марки сети «Бегемот». В «Бегемоте» есть весь ассортимент игрушек, начиная от игрушек для новорожденных и до товаров для тинейджеров.                                                                  С 2008 года компания развивает собственный франчайзинговый проект «БегемотиК». Партнеры-франчайзи работают в формате стандартного магазина «БегемотиК», в формате Shop-in-Shop (представляет из себя небольшое по площади выделенное пространство в общем торговом зале, франшиза предоставляется преимущественно владельцам торговых сетей детских товаров) и по системе мастер-франшизы, при которой эксклюзивные права на заключения договоров франчайзинга на конкретной территории принадлежат одному юридическому лицу.

Пакет франшизы магазина игрушек  «БегемотиК» включает:

 Передачу технологий  работы магазина игрушек «БегемотиК».

Информация о работе Теоретические основы построения организационной структуры организации