Теоретические основы организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой заключается в том, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

Работа содержит 1 файл

яя.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     За  период 1986-2004гг. создано 85 таможен, 97 таможенных постов преобразовано в таможни, 20 таможен ликвидировано и 20 таможен  преобразовано в таможенные посты.

     Общая тенденция создания, и ликвидации таможен практически не совпадает, в отличие от эволюции структуры ЦА ФТС России, причем до 1999г. доминирует механизм создания подразделений, после 2000г. - механизм ликвидации.

     Пик создания таможен приходится на 1991-1992 гг. - 16 создано и 33 преобразовано из таможенных постов в 1991 г., в 1992 г. - 5 и 22 соответственно.

     Это можно рассматривать как следствие  распада СССР и быстрого демонтажа  советских государственных институтов. Присутствует также небольшой всплеск  в 1997 г. Пик ликвидации таможен приходится на 2000 г.

     Анализ  структурных изменений  на уровне таможенных постов

     В период 1986-2004 гг. создано 963 таможенных поста, 97 таможенных постов преобразовано  в таможни, 177 таможенных постов ликвидировано  и 20 таможен преобразовано в таможенные посты. Здесь преобладающие механизмы структурной эволюции таможенных постов - создание и ликвидация.

     Оценивая  применение механизма реорганизации  таможенных постов за 1994-2004 гг., можно  отметить доминирование преобразования по восходящей - преобразование таможенных постов в таможни. Как видим, долговременная тенденция создания, и ликвидации таможен также имеет скрытый характер из-за большого количества колебаний, траектория которых существенно совпадает, начиная с 2000 г. Присутствуют также всплески в 2001 и 2003 г. Пик ликвидации таможенных постов приходится на 2001 г. - 50, всплеск в 2003 г. - 38.

     Таким образом, пик создания структурных  подразделений центрального

аппарата  приходится на 1995 г., РТУ - 1993 г., таможен - 1991 г., таможенных

постов - 1992 г. 

Таблица 3.1.

Структурные изменения таможенных постов за 1996-2004 гг.

Год Создано таможенных постов Таможни, преобразованные  в таможенные посты Ликвидировано таможенных постов Таможенные  посты, Преобразованные  в таможню
1994 90 0 4 12
1995 32 1 17 6
1996 26 0 10 1
1997 11 0 10 2
1998 2 3 1 1
1999 10 0 13 0
2000 26 10 15 0
2001 118 1 50 0
2002 31 0 4 0
2003 56 1 38 0
2004 18 1 10 0

     Структурные изменения на всех уровнях управления можно рассматривать как составляющую реструктуризации, а именно структурное развитие таможенных органов РФ. Создаются (или преобразовываются) специализированные таможни для улучшения деятельности таможенной службы в целом. Ликвидируются таможенные посты для качественного управления всей структурой. Создаются дополнительные единицы (таможни, посты) для более полного регионального охвата деятельности таможенных органов.

     Можно сделать вывод о том, что проблема совершенствования структуры любого органа управления является весьма сложной. Наиболее ярко сложность ее решения подтверждается наличием двух противоречивых тенденций: с одной стороны, структура должна быть, по возможности, достаточно простой и экономичной; с другой стороны, развитие нашего общества предъявляет к таможенным органам все новые и возрастающие требования (повышение эффективности работы, освоение новых форм и методов оперативно-служебной деятельности и т.д.), что зачастую вызывает необходимость создания новых структурных подразделений. Задача состоит в том, чтобы проблема организационной структуры во всех случаях решалась на строго научной, а не субъективной основе. Поэтому совершенствование структуры управления одновременно предполагает исключение как организационного консерватизма, так и постоянного стремления к необоснованным организационным перестройкам.

     Таким образом, современная организация  таможенного органа, которая представляет собой региональную организационную  структуру, не сводится к количественному  росту таможенных органов, увеличению их штатной численности. Все больше значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению. Эти факторы оказывают решающее действие на качественное состояние организации таможенного дела результативность и последствия его осуществления.

     Совершенствование организационной структуры - это  последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в  том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела. 
 
 

      

Заключение

    Организационная структура является результатом  распределения обязанностей (зон компетенции, полномочий и ответственности) за выполнение спроектированных бизнес-процессов.  Система позволяет сформировать организационную структуру компании, назначить Владельцев и Исполнителей бизнес-процессов. Результатом формирования организационной структуры являются документы Положения о подразделении, фиксирующие место подразделения в организационной структуре, его права и обязанности, взаимодействие с другими подразделениями и показатели для оценки эффективности его деятельности. А также Должностные инструкции специалистов компании.

    Таможенные  органы также нуждаются в эффективном  управлении и совершенствовании  организационной структуры, тем  более, что в нашей стране более 40% доходной части бюджета обеспечивается именно за счет таможенной системы.

    Термин  «менеджмент» применим к любым типам  организаций, но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, то более  правильно использовать термин –  «государственное управление», а для  обозначения обезличенной системы  управления употребляется термин «администрирование».

    Современная организационная структура единой таможенной системы РФ представляет собой региональную организационную структуру,  основанную на принципе единоначалия, директивного управления, и сетевой, неформальной (горизонтальный) структуры. Принцип единой системы таможенных органов – размещение по федеральным округам. Ведущим элементом системы является Федеральная Таможенная Служба, которой подчинены РТУ.

    Совершенствование организационной структуры - это  последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

Список  использованных источников

  1. Абердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий». /Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2003г.
  2. Бабинская Н. В. Анализ изменений в организационной структуре таможенных органов РФ // Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России: сборник научных трудов / под общ. ред. В.И. Дьякова. –  Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2006. – 318 с.
  3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К.  Модели и методы рационализации и проектирование организационных структур управления. Л., 2002
  4. Бахрамов Ю. М., Глухов В. В. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента). СПб.: Лана, 2000. 448с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2001. С.336-339.
  6. Доклад  ФТС России  «О  результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009–2011 годы»
  7. Зарипов Р.Ф. Основные функции и организация таможенной системы Российской Федерации как объекта управления // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сб. научн. трудов. Вып. 7. / Под общ. ред. Н.Н. Пилипенко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  8. Зарипов Р.Ф. Система таможенного декларирования: направления развития // Транспортное дело России. №11. Часть 3. 2006.
  9. Зарипов Р.Ф. Таможенный контроль как часть механизма управления таможенной системы // Современные тенденции развития экономики России / Сб. докторантов и аспирантов ИЭ РАН. М.: ИЭ РАН, 2007.
  10. Звелев П.Н., Быков В.А. Программа корпоративного обучения – «Управление развитием предприятия» // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. С.98-112
  11. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 1056 с.
  12. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с английского. - М.: Дело, 2003г.
  13. Назаренко В. М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2001. 768 с.
  14. Оптимизация организационной структуры как фактор повышения эффективности управления // Таможенная службу России по защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции
  15. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельностью: Учебн. М.: Юристъ, 2001. 456 с.
  16. Постановление Правительства РФ от 21.08.04 № 429 Положение «О Федеральной Таможенной Службе»
  17. Приказ ГТК РФ от 07.05.04 № 550 «О совершенствовании системы управления в Дальневосточном федеральном округе»
  18. Приказ ГТК РФ от 19.01.04 № 32 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, непосредственно подчиненными ГТК России»
  19. Приказ ГТК РФ от 24.11.03 № 1322 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными на территории Дальневосточного федерального округа»
  20. Приказ Министерства экономического развития и торговли от 10.10.04 «О структуре таможенных органов Федеральной Таможенной Службы»
  21. Приказ ФТС России от 29.09.04 № 86 «О координационных органах ФТС России»
  22. Приказ ФТС России от 29.10.04 № 205 «О типовой структуре регионального таможенного управления и численности должностных лиц и работников региональных таможенных управлений»
  23. Совершенствование организационной структуры ФТС РФ // Ученые записки СПб им. В. Б. Бобкова филиала ГОУВПО РТА, № 2, 2006
  24. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем управления. Учебное пособие. М.- Новосибирск, 2002
  25. Целевая программа развития таможенной службе Российской Федерации на 2004-2008 годы
  26. Таможенный компьютерный сервис http://www.tsk.ru
  27. Щетинин А. А. Российская таможня. – РИО ВФ РТА , 2004.
  28. Электронный журнал «Корпоративные Финансы» http://cfin.ru/management/index.shtml

Информация о работе Теоретические основы организационных структур управления