Теоретические основы организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой заключается в том, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

Работа содержит 1 файл

яя.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

    1. Проектная структура  – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем «родном» отделе или уходят из этой организации[12].

    Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении одной-единственной задачи. В то время как руководитель обычного отдела должен разрываться между несколькими проектами одновременно, руководитель проекта концентрируется исключительно на нем.

    2. Матричная структура – это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами)[25].

    При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей необходимы[10]:

  • подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы;
  • определение и назначение ответственных исполнителей в каждом специализированном подразделении;
  • организация специальной службы управления программой.

    Преимущества  матричной структуры управления:

  • значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений активно взаимодействующих          с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;
  • разделение функций управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений);
  • вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства.

    Таким образом, в современном менеджменте различают два основных класса организационных структур: механистические и органические. Несмотря на то, что это деление является устоявшимся и общепринятым, встречаются и другие наименования названных классов. Например, бюрократические и адаптивные структуры.

    Механистические структуры считаются самыми традиционными  и до сих пор наиболее распространенными в реальной практике. Они имеют такое название потому, что в основе их функционирования лежат достаточно жесткие принципы. Согласно этим принципам механистические структуры должны поддерживать четкое разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие системы правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей (иными словами, детальная регламентация).

    Органические  структуры - это достаточно новый  класс организационных структур, которые призваны максимально соответствовать задачам управления организацией в условиях стремительно меняющейся внешней среды, нестабильности экономических условий, бурного развития наукоемких технологий на активных динамичных сегментах рынка. Название этого класса структур "органические", или "адаптивные", объясняется их возможностью быстро адаптироваться к внешним условиям и требованиям.

    Различные вариации механических и адаптивных структур представляют собой структуры, организация которых зависит  от характера связей внутри организации и ориентированности деятельности организации. 
 

    3. Особенности формирования и изменения организационных структур в таможенных органах РФ

     В системе государственного управления и регулирования внешнеторговой деятельности особая роль отводится  таможенной службе, от эффективности, функционирования которой зависит регулирование внешнеторговой деятельности в целом. Достижение целей и решение возложенных на таможенный орган основных задач (формирование доходной части бюджета, защита экономического суверенитета страны, обеспечение ее экономической безопасности, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д.[11]) зависит не только от законодательной базы, но и от "слаженной" работы таможенной системы в целом.

      В настоящий момент, сильно возросший объем информации и большое количество существующих форм отчетности не позволяют руководству эффективно выполнять организаторские функции и влиять на производственный процесс. Решение проблемы равномерного перенаправления информационных потоков существенно сократит время анализа функционирования таможенного органа, что, в свою очередь, скажется на эффективности деятельности в целом [14].

    Для совершенствования организационной  структуры таможни необходимо наиболее рационально распределить функции  подразделений, иначе говоря — оптимизировать функциональную структуру таможни, определить трудоемкость выполнения управленческих задач и норм загрузки подразделений и служб.

    Успешное  функционирование таможенной системы  предполагает совершенствование организационной структуры, направленной на равномерное перераспределение функций управления, четкое исполнение решений, точное понимание и достижение целей, поставленных на данном этапе развития. Установление четкой взаимосвязи между отдельными звеньями таможенной системы и распределение между ними прав и ответственности тесно взаимосвязаны с решением ряда управленческих проблем в развитии таможенных органов России[17].

     Закономерности  эволюции института Федеральной таможенной службы наиболее выразительно представляются основной ее характеристикой - организационно-функциональной структурой. Именно изменения в такой структуре системно отражают процесс эволюции института. Учитывая присущий государственным институтам консервативный характер, относительную устойчивость их организационных структур на длительных временных интервалах, а также то обстоятельство, что все системные изменения в подобных организациях - это реакция на воздействие различных внешних и внутренних факторов, представляется целесообразным провести анализ изменений в организационно-функциональной структуре ФТС России.

     Для проведения эффективного анализа изменений  в организационной структуре  ФТС РФ необходимо:

  • определить вид организационной структуры таможенных органов РФ;
  • проследить изменения в структуре таможенных органов на всех уровнях (ЦА ФТС РФ, таможни, таможенные посты);
  • на основе изменений провести анализ.

      Структура таможенных органов РФ включает в  себя:

  • ФТС РФ;
  • региональные таможенные управления (РТУ);
  • таможни в городах каждого региона;
  • таможенные посты, подчиненные таможням.

      В структуре таможенных органов РФ действует четкая иерархия (подчиненность).  На основе всего этого можно сделать  вывод, что структура таможенных органов РФ относится к бюрократическим организационным структурам и представляет собой организационную структуру по региону или региональную организационную структуру (принимая во внимание уровень значимости для России ФТС РФ – действующую в масштабах всей страны) [12]. 

      Анализ  структурных изменений  на уровне таможенных постов

      График  для анализа на уровне таможенных постов в период с 1991г. по 2004г. представлена в рис. 3.1. [2].

     Рис. 3.1. Количество таможенных постов (1991-2004гг.)

     Анализ  рисунка позволяет сделать выводы относительно изменений количества таможенных постов за последние 10 лет. Наименьшее количество таможенных постов равно 77. Наибольший показатель - 661. Наиболее сглаженный участок графика (1996-2000гг.) говорит о том, что создание и ликвидирование таможенных постов в это время было стабильным и общее количество постов не сильно изменялось.  [2,22].

     Анализ  структурных изменений на уровне таможен

     График  изменений на уровне таможен в  период с 1991г. по 2004г. представлена в  рис. 3.2. [2].

     Анализируя  рисунок, можно сделать следующие  выводы относительно изменений количества таможен. Наименьшее количество таможен равно 84, наибольшее - 169. Пик, на котором наблюдается наибольшее количество таможенных постов, можно увидеть на графике в 1998 году. Если сравнивать тенденцию создания таможенных постов и таможен, можно увидеть, что создание таможен происходило с меньшими скачками в количестве.

     Рис. 3.2. Количество таможен (1991-2004гг.)

     Анализ  структурных изменений  на уровне ЦА ФТС  России

     График  для анализа структурных изменений  на уровне управлений ЦА ФТС России в период с 1991г. по 2004г. достаточно прост. Количество управлений ЦА ФТС России колеблется между наименьшим (10) и наибольшим значениями (26), причем за анализируемые годы наблюдается постоянная динамика их изменений.

     Рис. 3.3. Изменение количества управлений

       ЦА ФТС России (1991-2004гг.)

     Исходя  из полученных данных, можно сказать, что организационная структура  таможенных органов РФ претерпевала постоянные изменения на всех уровнях  управления. Связано это с постоянным развитием и совершенствованием таможенных органов, переходом на международные стандарты.

     Анализ  структурных изменений  на уровне ЦА ФТС  России

     Проанализируем  данные о структурных изменениях ЦА ФТС России в объеме, позволяющем  вскрыть следующие механизмы  структурных изменений:

  • создание подразделений;
  • ликвидация подразделений;
  • преобразование подразделений.

     Общая динамика создания и ликвидации структурных  подразделений ЦА ФТС РФ за 1986-2004гг. представлена на рис. 3.4.[2]. В целом, общая  тенденция создания и ликвидации структурных подразделений ЦА ФТС  России затемнена большим количеством колебаний, траектория которые существенно совпадает.

     Рис. 3.4. Динамика созданных и ликвидированных структурных подразделений ЦА ФТС России за 1986-2004 гг.

     Всего за период 1986-2004гг. создано 52 отдела, 31 управление, 14 иных

структурных подразделений, ликвидировано 31 отдел, 19 управлений и 2 иных

структурных подразделения. Пик создания структурных подразделений приходится на 1995г. - 21 подразделение, значительные всплески в 2003 г. - 14 подразделений, 1998г. и 2000г. - по 11 подразделений. Пик ликвидации структурных подразделений также приходится па 1995г. - 19 структурных подразделений, 2003г. - 8 структурных подразделений[2,22].

     Можно сделать вывод о присутствии  в структурных изменениях значительной доли просто количественных изменений (поуровневое количественное перераспределение подразделений), причинами которых могут быть передача функций иным структурным подразделениям на горизонтальном уровне или влияние конъюнктурных факторов актуализации какой-либо функции.

     Анализ  структурных изменений на уровне региональных таможенных управлений (РТУ)

     За  период 1990-2004 гг. создано 29 РТУ, 7 РТУ  ликвидировано. Пик создания РТУ  приходится на 1991 г. – 8 РТУ, пик ликвидации РТУ – 1999-2000 гг. Механизм преобразований был использован на протяжении исследуемого периода в 2000 г.: всего было преобразовано путем перемещения на минимально необходимый уровень иерархической структуры (РТУ в таможни) - 3 управления[2].

     Анализ  структурных изменений на уровне таможен

     Рис. 3.5. Динамика созданных и ликвидированных таможен с учетом преобразованных таможенных постов за 1986-2004 гг.

Информация о работе Теоретические основы организационных структур управления