Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой заключается в том, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.
1. Проектная структура – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем «родном» отделе или уходят из этой организации[12].
Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении одной-единственной задачи. В то время как руководитель обычного отдела должен разрываться между несколькими проектами одновременно, руководитель проекта концентрируется исключительно на нем.
2. Матричная структура – это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами)[25].
При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей необходимы[10]:
Преимущества
матричной структуры
Таким образом, в современном менеджменте различают два основных класса организационных структур: механистические и органические. Несмотря на то, что это деление является устоявшимся и общепринятым, встречаются и другие наименования названных классов. Например, бюрократические и адаптивные структуры.
Механистические структуры считаются самыми традиционными и до сих пор наиболее распространенными в реальной практике. Они имеют такое название потому, что в основе их функционирования лежат достаточно жесткие принципы. Согласно этим принципам механистические структуры должны поддерживать четкое разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие системы правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей (иными словами, детальная регламентация).
Органические
структуры - это достаточно новый
класс организационных
Различные
вариации механических и адаптивных
структур представляют собой структуры,
организация которых зависит
от характера связей внутри организации
и ориентированности деятельности организации.
3. Особенности формирования и изменения организационных структур в таможенных органах РФ
В системе государственного управления и регулирования внешнеторговой деятельности особая роль отводится таможенной службе, от эффективности, функционирования которой зависит регулирование внешнеторговой деятельности в целом. Достижение целей и решение возложенных на таможенный орган основных задач (формирование доходной части бюджета, защита экономического суверенитета страны, обеспечение ее экономической безопасности, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д.[11]) зависит не только от законодательной базы, но и от "слаженной" работы таможенной системы в целом.
В настоящий момент, сильно возросший объем информации и большое количество существующих форм отчетности не позволяют руководству эффективно выполнять организаторские функции и влиять на производственный процесс. Решение проблемы равномерного перенаправления информационных потоков существенно сократит время анализа функционирования таможенного органа, что, в свою очередь, скажется на эффективности деятельности в целом [14].
Для
совершенствования
Успешное
функционирование таможенной системы
предполагает совершенствование
Закономерности эволюции института Федеральной таможенной службы наиболее выразительно представляются основной ее характеристикой - организационно-функциональной структурой. Именно изменения в такой структуре системно отражают процесс эволюции института. Учитывая присущий государственным институтам консервативный характер, относительную устойчивость их организационных структур на длительных временных интервалах, а также то обстоятельство, что все системные изменения в подобных организациях - это реакция на воздействие различных внешних и внутренних факторов, представляется целесообразным провести анализ изменений в организационно-функциональной структуре ФТС России.
Для проведения эффективного анализа изменений в организационной структуре ФТС РФ необходимо:
Структура таможенных органов РФ включает в себя:
В
структуре таможенных органов РФ
действует четкая иерархия (подчиненность).
На основе всего этого можно сделать
вывод, что структура таможенных
органов РФ относится к бюрократическим
организационным структурам и представляет
собой организационную
структуру по региону или региональную
организационную структуру (принимая
во внимание уровень значимости для России
ФТС РФ – действующую в масштабах всей
страны) [12].
Анализ структурных изменений на уровне таможенных постов
График для анализа на уровне таможенных постов в период с 1991г. по 2004г. представлена в рис. 3.1. [2].
Рис. 3.1. Количество таможенных постов (1991-2004гг.)
Анализ
рисунка позволяет сделать
Анализ структурных изменений на уровне таможен
График изменений на уровне таможен в период с 1991г. по 2004г. представлена в рис. 3.2. [2].
Анализируя рисунок, можно сделать следующие выводы относительно изменений количества таможен. Наименьшее количество таможен равно 84, наибольшее - 169. Пик, на котором наблюдается наибольшее количество таможенных постов, можно увидеть на графике в 1998 году. Если сравнивать тенденцию создания таможенных постов и таможен, можно увидеть, что создание таможен происходило с меньшими скачками в количестве.
Рис. 3.2. Количество таможен (1991-2004гг.)
Анализ структурных изменений на уровне ЦА ФТС России
График
для анализа структурных
Рис. 3.3. Изменение количества управлений
ЦА ФТС России (1991-2004гг.)
Исходя из полученных данных, можно сказать, что организационная структура таможенных органов РФ претерпевала постоянные изменения на всех уровнях управления. Связано это с постоянным развитием и совершенствованием таможенных органов, переходом на международные стандарты.
Анализ структурных изменений на уровне ЦА ФТС России
Проанализируем данные о структурных изменениях ЦА ФТС России в объеме, позволяющем вскрыть следующие механизмы структурных изменений:
Общая динамика создания и ликвидации структурных подразделений ЦА ФТС РФ за 1986-2004гг. представлена на рис. 3.4.[2]. В целом, общая тенденция создания и ликвидации структурных подразделений ЦА ФТС России затемнена большим количеством колебаний, траектория которые существенно совпадает.
Рис. 3.4. Динамика созданных и ликвидированных структурных подразделений ЦА ФТС России за 1986-2004 гг.
Всего за период 1986-2004гг. создано 52 отдела, 31 управление, 14 иных
структурных подразделений, ликвидировано 31 отдел, 19 управлений и 2 иных
структурных подразделения. Пик создания структурных подразделений приходится на 1995г. - 21 подразделение, значительные всплески в 2003 г. - 14 подразделений, 1998г. и 2000г. - по 11 подразделений. Пик ликвидации структурных подразделений также приходится па 1995г. - 19 структурных подразделений, 2003г. - 8 структурных подразделений[2,22].
Можно сделать вывод о присутствии в структурных изменениях значительной доли просто количественных изменений (поуровневое количественное перераспределение подразделений), причинами которых могут быть передача функций иным структурным подразделениям на горизонтальном уровне или влияние конъюнктурных факторов актуализации какой-либо функции.
Анализ структурных изменений на уровне региональных таможенных управлений (РТУ)
За период 1990-2004 гг. создано 29 РТУ, 7 РТУ ликвидировано. Пик создания РТУ приходится на 1991 г. – 8 РТУ, пик ликвидации РТУ – 1999-2000 гг. Механизм преобразований был использован на протяжении исследуемого периода в 2000 г.: всего было преобразовано путем перемещения на минимально необходимый уровень иерархической структуры (РТУ в таможни) - 3 управления[2].
Анализ структурных изменений на уровне таможен
Рис. 3.5. Динамика созданных и ликвидированных таможен с учетом преобразованных таможенных постов за 1986-2004 гг.
Информация о работе Теоретические основы организационных структур управления