Теоретические основы организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой заключается в том, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

Работа содержит 1 файл

яя.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

    Чаще  всего принято говорить о следующих  составляющих реструктуризации[5]:

  • реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии развития;
  • реструктуризация имущественного комплекса
    1. консервация, продажа или сдача в аренду неиспользуемого недвижимого имущества;
    2. продажа объектов незавершенного строительства;
    3. продажа или сдача в аренду неиспользуемых материальных активов: оборудования, материалов, комплектующих и т.п.;
    4. консервация или списание мобилизационных мощностей;
    5. продажа объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. В результате, как правило, снижается порог безубыточности для данного предприятия;
  • реструктуризация собственности (акционерного капитала)
  1. дополнительная эмиссия акций;
  1. выкуп собственных акций с последующим их аннулированием или продажей стратегическому инвестору;
  2. конвертация различных ценных бумаг эмитента в акции;
  • реструктуризация задолженности;
  • реструктуризация организационной структуры предприятия.

    Законодательной базой для реструктуризации являются: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации[28].

    Основные  цели реструктуризации:

  • обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия);
  • восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде.

    Основные направления реструктуризации

  • изменения в организационной стратегии;
  • изменения организационной и правовой формы бизнеса;
  • изменение структуры и системы управления.

    Таблица 1.1

    Базовая версия процесса реструктуризации

Этапы реструктуризации предприятия
1. Полная диагностика предприятия 2. Анализ и  разработка концепции 3. Программа реструктуризации 4. Реализация  программы реструктуризации
финансовое состояние;

• состояние   активов;

• объемы     продаж;

• загрузка   фондов;

• рентабельность подразделений;

• структура    издержек

• миссия;

• критерии успеха;

• бизнес-процессы;

• сегменты рынка;

• потребители;

• специализация; • конкуренты;

• стратегия  роста (сокращения);

• текущие   стратегии

• бизнес-планы;

• планы действий; • описание   новых функций;

• описание бизнес-процессов;

• система учета;

• план работы с  персоналом;

• функциональные стратегии

• детализация  планов;

• информирование сотрудников;

• стимулы    активного участия;

• контроль      сроков;

• финансовая       и производственная реструктуризация

 

    Технологии  проведения реструктуризации предприятия

  1. На основе анализа внешних и внутренних факторов выявляются ключевые проблемы предприятия, его сильные и слабые стороны, резервы, стержневые компетенции и конкурентные преимущества.
  2. На основе этого определяются цели и концепция преобразований, разрабатываются альтернативные варианты реструктуризации и выбирается стратегия преобразований.
  3. Организационно-правовая форма и структура управления предприятием приводятся в соответствие со стратегией реструктуризации.
  4. Разрабатывается проект реструктуризации как пакет программ преобразований ключевых видов деятельности предприятия.

    Все предлагаемые меры, как известно, делятся на первоочередные (оперативные) и стратегические.

    Программа оперативных мероприятий — первоочередные меры (по радикальному сокращению затрат и т.п.). Это может быть программа оздоровления предприятия, его санации, которая может быть реализована и в рамках процедур банкротства[24].

    Она обычно предусматривает сокращение до минимума расходной части: продажа, уценка, списание не приносящих доходов активов. Сокращение производственного и административного аппарата до уровня, обеспечивающего эффективность работы.

    Проект  сокращения затрат может включать следующие мероприятия:

  • неотложные меры: сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж; сокращение накладных расходов соответственно сокращению объемов продаж; сокращение дополнительных расходов; снижение закупок материалов до минимального уровня для выполнения текущих заказов; прекращение производства на склад — использование всех возможностей получения скидок на материалы, электроэнергию и т.д.;
  • разовые меры: структурное сокращение затрат: сокращение и перераспределение должностей; продажа и перераспределение активов;
  • постоянные меры: повышение эффективности работы — повышение производительности труда, качества продукции; совершенствование обслуживания клиентов; развитие отношений с поставщиками для повышения качества и снижения затрат на поставки.

    Программа стратегических мероприятий, принципиально меняющих структуру предприятия. Она разрабатывается одновременно с оперативными мероприятиями и включает в себя[24]:

  • проект оптимизации структуры видов деятельности и портфеля продуктов.

    Для точного позиционирования предприятия проводится анализ, на каких рынках, с каким продуктами и результативностью работает предприятие (основные потребители, поставщики, внешние условия). Выявляются сильные и слабые стороны предприятия, факторы, определяющие конкуренцию.

    Определяются  относительно самостоятельные сферы  деятельности, и для каждой сферы формулируется собственная стратегия.

    Изучается деятельность каждого подразделения (цеха), последовательность операций и рентабельность основных видов выпускаемой продукции. Оцениваются возможности выделения отдельных подразделений в обособленные бизнес-единицы, их освобождения от необязательных видов деятельности и функций, подготовки раздельных балансов по подразделениям;

  • проект преобразования и упорядочения структуры собственности, уточнения организационно-правового статуса;
  • проект оптимизации и адаптации организационной структуры предприятия;
  • проект оптимизации бизнес-процессов на основе реинжиниринга.

    Анализируется процесс создания добавочной стоимости (ценности) по подразделениям, удаляются неэффективные подразделения, совершенствуется информационная система;

  • проект создания эффективной  системы  стратегического  и оперативного планирования, системы управленческого учета, финансового контроля, маркетинга.

    В основе — отлаженная система маркетинга, создается система управления маркетингом. Разрабатываются профили потребителей и сегментируются рынки. Разрабатываются мероприятия по всему комплексу маркетинга: товарная политика, ценовая, коммуникационная и каналы распределения.

    Совершенствуются  системы стратегического и оперативного планирования, управленческого учета, финансового контроля. Разрабатываются критерии оценки работы бизнес-единиц и центральных служб;

  • проект формирования новой системы управления кадрами. Формулируются новые требования к кадрам, разрабатываются критерии и принципы оплаты труда сотрудников и руководителей подразделений. Например, базовая оплата, обеспечивающая финансовую защищенность и стабильность, и премии, зависящие от результатов работы подразделения;
  • проект по созданию информационной системы.
 
 

    Таким образом, организационная структура управления – это сложное понятие, сущность которого заключается в обеспечении функционирования любой организации или службы. С ее помощью решаются важные вопросы, решением которых осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой та или иная организация.

    Изменения организационной структуры –  это составляющая реструктуризации организации.  Необходимо это для  соответствия организации внешним  условиям, эффективности деятельности организации, четкого распределения обязанностей между работниками организации, развития организации в целом.

    2. Виды организационных структур

    Выделяют  два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития[12].

    Главные понятия бюрократического типа организационных  структур –  рациональность, ответственность  и иерархичность. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться  исходя  из потребностей   организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное  отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей  общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству[12].

    Второй  упомянутый – органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

    Новый подход отвергает представление  об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру[12]. 

    Таблица 2.1

    Характеристики  типов структур управления

 Бюрократический тип  Органический  тип
 Четко определенная иерархия  Постоянные  изменения лидеров (групповых или  индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
 Система обязанностей и прав  Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
 Разделение  каждой задачи на ряд процедур  Процессный  подход к решению проблем
 Обезличенность  во взаимоотношениях  Возможность самовыражения, саморазвития
 Жесткое разделение трудовых функций  Временное закрепление  работы за интегрированными проектными группами

Информация о работе Теоретические основы организационных структур управления