Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой заключается в том, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.
Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реструктуризации[5]:
Законодательной базой для реструктуризации являются: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации[28].
Основные цели реструктуризации:
Основные направления реструктуризации
Таблица 1.1
Базовая версия процесса реструктуризации
Этапы реструктуризации предприятия | |||
1. Полная диагностика предприятия | 2. Анализ и разработка концепции | 3. Программа реструктуризации | 4. Реализация программы реструктуризации |
•
финансовое состояние;
• состояние активов; • объемы продаж; • загрузка фондов; • рентабельность подразделений; • структура издержек |
• миссия;
• критерии успеха; • бизнес-процессы; • сегменты рынка; • потребители; • специализация; • конкуренты; • стратегия роста (сокращения); • текущие стратегии |
• бизнес-планы;
• планы действий; • описание новых функций; • описание бизнес-процессов; • система учета; • план работы с персоналом; • функциональные стратегии |
• детализация
планов;
• информирование сотрудников; • стимулы активного участия; • контроль сроков; • финансовая и производственная реструктуризация |
Технологии проведения реструктуризации предприятия
Все предлагаемые меры, как известно, делятся на первоочередные (оперативные) и стратегические.
Программа оперативных мероприятий — первоочередные меры (по радикальному сокращению затрат и т.п.). Это может быть программа оздоровления предприятия, его санации, которая может быть реализована и в рамках процедур банкротства[24].
Она обычно предусматривает сокращение до минимума расходной части: продажа, уценка, списание не приносящих доходов активов. Сокращение производственного и административного аппарата до уровня, обеспечивающего эффективность работы.
Проект сокращения затрат может включать следующие мероприятия:
Программа стратегических мероприятий, принципиально меняющих структуру предприятия. Она разрабатывается одновременно с оперативными мероприятиями и включает в себя[24]:
Для точного позиционирования предприятия проводится анализ, на каких рынках, с каким продуктами и результативностью работает предприятие (основные потребители, поставщики, внешние условия). Выявляются сильные и слабые стороны предприятия, факторы, определяющие конкуренцию.
Определяются относительно самостоятельные сферы деятельности, и для каждой сферы формулируется собственная стратегия.
Изучается деятельность каждого подразделения (цеха), последовательность операций и рентабельность основных видов выпускаемой продукции. Оцениваются возможности выделения отдельных подразделений в обособленные бизнес-единицы, их освобождения от необязательных видов деятельности и функций, подготовки раздельных балансов по подразделениям;
Анализируется процесс создания добавочной стоимости (ценности) по подразделениям, удаляются неэффективные подразделения, совершенствуется информационная система;
В основе — отлаженная система маркетинга, создается система управления маркетингом. Разрабатываются профили потребителей и сегментируются рынки. Разрабатываются мероприятия по всему комплексу маркетинга: товарная политика, ценовая, коммуникационная и каналы распределения.
Совершенствуются
системы стратегического и
Таким образом, организационная структура управления – это сложное понятие, сущность которого заключается в обеспечении функционирования любой организации или службы. С ее помощью решаются важные вопросы, решением которых осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой та или иная организация.
Изменения организационной структуры – это составляющая реструктуризации организации. Необходимо это для соответствия организации внешним условиям, эффективности деятельности организации, четкого распределения обязанностей между работниками организации, развития организации в целом.
2. Виды организационных структур
Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития[12].
Главные понятия бюрократического типа организационных структур – рациональность, ответственность и иерархичность. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству[12].
Второй упомянутый – органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.
Новый
подход отвергает представление
об эффективности организации как «организованной»
и работающей с четкостью часового механизма;
напротив, считается, что эта модель проводить
радикальные изменения, обеспечивающие
приспособляемость организации к объективным
требованиям реальной действительности.
Исследователи этой проблемы подчеркивают:
постепенно вырисовывается иной тип организации,
в которой импровизация ценится выше,
чем планирование; которая руководствуется
возможностями гораздо больше, чем ограничениями,
предпочитает находить новые действия,
а не цепляться за старые; которая больше
ценит дискуссии, чем успокоенность, и
поощряет сомнения и противоречия, а не
веру[12].
Таблица 2.1
Характеристики типов структур управления
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения, саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Информация о работе Теоретические основы организационных структур управления