Теоретические и практические аспекты разработки и реализации стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы есть изучения теоретических и практических аспектов разработки и реализации стратегии предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
? рассмотреть сущность процесса стратегического управления;
― рассмотреть научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии предприятия;
? рассмотреть классификацию стратегий и особенности их разработки;
? рассмотреть стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий.

Содержание

Вступ
Розділ 1
Научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии развития
предприятия
Розділ 2
Стратегия предприятия: понятие, типы, особенности разработки
Розділ 3
Стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий
Висновки
Список літератури

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    8.  Стратегия подлежит корректированию  или совсем от нее отказываются, если фирма достигает поставленных целей.

    9. Успешная реализация стратегии невозможная без осуществления постоянного контроля за ее выполнением.

    Итак, стратегия инициируется высшим руководством предприятия. Но степень и формы участия, роль и поведение высших руководителей при разработке стратегии могут быть разными. 

    Обобщая результаты многих исследований, под  стратегией предприятия следует  понимать процесс формирования генерального перспективного направления развития предприятия на основе определения  стратегических целей, согласование внутренних возможностей предприятия с условиями внешней среды, разработки комплекса мероприятий, которые обеспечивают их достижение.

    В процессе обоснования перспективных направлений функционирования предприятия могут формироваться разнообразные типы стратегии развития, которые можно классифицировать за следующими признаками. [2]

    1.  В   зависимости от   масштаба  разработки   выделяют   общую   (генеральную) стратегию деятельности, которая представляет собой процесс разработки наиболее  обобщающих  концептуальных  основ  дальнейшего  развития предприятия, и вспомогательные (поддерживаемые) стратегии, в ходе которых определяются мероприятия и программы,   необходимые для достижения основной стратегической цели предприятия.

    2.  За направлениями деятельности  разрабатывают такие виды стратегий, как: маркетинговая, производственная (операционная), финансовая, инвестиционная, стратегия осуществления других направлений и видов деятельности.

    3.   В  зависимости от  видов ресурсов,  управления  какими   осуществляется, разрабатываются стратегии формирования и использование трудовых ресурсов, основных фондов и материально-технической базы, формирование собственного капитала, привлечение заемного капитала и других необходимых предприятию ресурсов.

    4.   По  функциональному  принципу  могут выделяться  следующие  стратегии: товарная, взаимодействия с рынками ресурсов, управление доходами, затратами и прибылью, стимулирование персонала; инвестиционная, управление активами (постоянными и сменными),  предотвращение банкротства, управление риском.

    5.  В зависимости от сроков реализации, стратегии могут быть краткосрочные (к году), среднесрочные (на 3-5 лет), долгосрочные.

    6.    В   зависимости от   темпов   развития   выделяют   стратегии    "ускоренного  роста",   "ограниченного роста",   "сохранение  положения" ,"сокращение"     „последнего средства”. А также, в зависимости от способов обеспечения развития стратегия деятельности может отвечать концентрированному, деверсификационному  или интегрированному подходу.

    Наиболее  распространенной есть стратегия "ограниченного роста", для которой характерное установление целей от достигнутого. Такая стратегия характерная для предприятий, которые в основному удовлетворены своим положением, прибыльные и эффективные.

    Стратегия "ускоренного роста" предусматривает ежегодное значительное повышение уровня коротко- и долгосрочных целей над достигнутыми показателями. Такая стратегия характерная для предприятий, которые развиваются, и связанная с высоким риском.

    Стратегия "сохранение положения" ориентирована на обеспечение стабильного положения предприятия на рынке, укрепление его рыночных позиций. Показатели деятельности предприятия определяются, исходя из темпов, которые прогнозируются, и характера изменения рынка деятельности предприятия.

    Стратегия "сокращение" или "последнего средства" принимается тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде и при угрозе банкротства.

    В пределах данной стратегии возможные следующие альтернативы:

    - ликвидация предприятия;

    -  реорганизация или ликвидация отдельных подразделов предприятия;

    - сокращение объемов деятельности и ее переориентация (диверсификация).

    Дальнейшее  развитие предприятия может обеспечиваться за счет усовершенствования деятельности в пределах освоенного рынка функционирования (рыночной ниши) - стратегия концентрированного развития; за счет диверсификации деятельности и освоение новых рынков сбыта -стратегия диверсифікаційного развития; за счет образования новых структурных подразделов, развития новых видов деятельности, применение разнообразных форм интеграции со своими контрагентами -стратегия интегрированного развития.

    Относительно  разных направлений деятельности, видов ресурсов могут использоваться разные стратегические модели развития, или обеспечиваться их "соединение" - комбинационный подход.

    8. В зависимости от стадии жизненного  цикла предприятия, стратегии,  которые разрабатывается, могут отвечать стадиям "рождение предприятия", "детства" и "юности", переход на стадию "ранняя зрелость", "полная зрелость" или отвечать стадии "старение".

    Формирование стратегии развития предприятия есть сложным творческим процессом, который нуждается в высокой квалификации и осведомленности исполнителей. Обоснование разработки стратегии зависит от объективных факторов (наличие необходимой информации относительно внешнего окружения, конъюнктуры рынков, с которыми сотрудничает предприятие, конкурентного статуса предприятия, эффективности его хозяйствования и прочее) и субъективных факторов (знаний, умений и привычек исполнителей - команды менеджеров высшего уровня руководства, их "ощущение" рынка и изменений, которые ожидаются.

    Разработка  стратегии базируется на следующих  принципах:

    1.Ориентация  на долгосрочные глобальные целые  предприятия как хозяйственной  системы и экономические интересы его владельцев.

    2.Многовариантность  возможных направлений развития, которая обусловлена динамичностью  внешней среды деятельности предприятия.

    3.Непрерывность   разработки  стратегии,   постоянная  адаптация  изменений  во внутренней и внешней среде.

    4.Комплексность   разработки   стратегии,   согласованность   стратегических решений за отдельными направлениями деятельности предприятия,  видами ресурсов, функциями и т.п..

    Разработка  стратегии деятельности предприятия  осуществляется поэтапно. 

      1. Осознание  миссии                 предприятия
 
      2. определение состояния внешней среды и степени его влияния на деятельность предприятия
 
      3. Оценка сильных  и слабых сторон  деятельности предприятия
 
      4. Формирование системы стратегических целей развития предприятия
 
      5. Разработка стратегических  альтернатив развития предприятия и их оценка (выбор)
 
      6. Внедрение мероприятий, которые направлены на реализацию избранного варианту стратегической альтернативы
 
    Разработка системы обеспечивающих

    (функциональных) стратегий

        
      Формирования политики предприятия

    за  важнейшими направлениями

    деятельности

      Разработка  системы иактических планов ведения хозяйственно-финансовой деятельности
 
      7. Мониторинг хода реализации стратегии и при необходимости ее корректирования
 

    Рис.2.1. Основные этапы процесса формирования стратегии развития предприятия

      Рассмотрим детальнее сущность  и содержание работы, которая должны проводиться на каждом этапе работы.

    1 этап - осознание миссии предприятия.

    Под миссией предприятия в мировой практике принято понимать генеральную глобальную цель (причину, мотив) создание и функционирование предприятия (с точки зрения его владельцев). В большинстве случаев миссией предприятия является производство продукции (предоставление услуг), что отвечает нуждам рынка и оказывает содействие получению максимально возможной прибыли. Такое понимание миссии предприятия есть нормальным с экономической точки зрения, отвечает сути предпринимательской деятельности.

    Возможное другое осознание миссии предприятия - создание имиджа конкретного лица или группы лиц, семейные традиции, поддержка (обеспечение) основного вида деятельности и прочее. В этом случае экономическая работа на предприятии ориентирована не на получение прибыли, а организовывается на условиях самодостаточности производственной системы (самоокупаемости).

    2 этап - изучение состояния внешней среды и степени его влияния на деятельность предприятия.

    Стратегический  подход к управлению предприятием предоставляет первоочередного внимания изучению его внешней среды. Необходимость этого вызвана большим влиянием внешней среды на жизнедеятельность предприятия. Оно не только определяет общие условия (правила) ведение бизнеса, организацию предпринимательской деятельности, но и во многом обуславливает рыночный успех или неудачу предприятия, темпы его развития, результативные показатели деятельности.

    3 этап - оценка сильных  и слабых сторон  деятельности предприятия.

    На  этом этапе разработки стратегии  проводится комплексный анализ эффективности  хозяйственной деятельности предприятия, оценивается стратегический потенциал предприятия, его конкурентный статус, конкурентоспособность.

    Целью проведения этой работы есть оценка возможностей предприятия относительно достижения стратегических целей развития: рост массы и нормы прибыли, объема деятельности, сохранение или укрепление рыночных позиций и прочее.

    Анализ  эффективности хозяйственной  деятельности торгового  предприятия призван  определить его внутренние проблемы, которые нуждаются в решении в следующем периоде. Степень остроты внутренних проблем может быть разной: от первых признаков (предупредительных сигналов) к возникновению реальной угрозы дальнейшему функционированию предприятия. Внешним проявлением проблемной ситуации есть снижения уровня количественных и качественных показателей деятельности, сокращение темпов их роста, несбалансированность пропорций между значениями отдельных показателей. Наиболее ранняя диагностика проблем предприятия разрешает сосредоточить управленческие усилия на их решении, определить необходимые ресурсы, методы и средства влияния. Отсутствие современных и адекватных мероприятий по решению проблемной ситуации приводит к развитию кризиса деятельности предприятия, реальной (фактической в периоде, который исследуется) или потенциальной (в будущем) потери его конкурентоспособности на рынке.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты разработки и реализации стратегии предприятия